Трактор FT80 «ДСТ-УРАЛ»

Доля гусеничных тракторов, задействованных в сельском хозяйстве советского союза, заметно превышала долю колесных. Это объяснялось тем, что колесные тракторы оказывали меньшее давление на почву, не переуплотняя ее, а также обладали лучшей проходимостью по бездорожью. Со временем к трактору предъявлялось все больше требований, а его использование не ограничивалось работой в поле. Поэтому спрос на гусеничную технику резко упал. Это привело к тому, что гусеничные тракторы перестали приобретаться аграриями, а заводы по их производству и вовсе обанкротились.  

БЫТЬ КАК FENDT

После многолетней эксплуатации колесной техники на полях аграрии снова стали задумываться о переуплотнении и разрушении структуры почвы. Кроме того, гусеничный трактор при одинаковой с колесным мощности двигателя обладает лучшим тяговым усилием, а значит, и большей топливной экономичностью. 

ПОГНАЛИ НАШИ ГОРОДСКИХ

На Всероссийском дне поля, проходившем летом 2023 года в Казани, впервые был представлен новый гусеничный трактор, разработанный и произведенный на заводе «ДСТ-Урал» в Челябинске. Именно о нем мы и расскажем.

История тракторного завода «ДСТ-Урал» началась в 1998 году. На сегодняшний день это один из ведущих производителей тяжелой строительной и специальной техники на гусеничном ходу. Мощности завода позволяют ежегодно выпускать не менее 500 машин, и их количество продолжает расти. 

Сельскохозяйственная техника, а именно тракторы — это новое перспективное направление завода, и трактор, который был представлен на выставке, не просто первый образец, который заводчане спроектировали и изготовили, а прототип. 

фото 2.JPG 

МАШИННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Итак, что же представляет собой этот трактор? Гусеничный трактор FT80 — именно такое обозначение он получил — предназначен для выполнения энергоемких сельскохозяйственных работ общего назначения, основной и предпосевной обработки почвы, посева зерновых и других культур в составе широкозахватных и комбинированных агрегатов, выполнения транспортных и других видов работ в сельском хозяйстве.

Этот трактор относится к тракторам тягового класса 8 — кстати, индекс FT80 как раз говорит об этом, то есть номинальное тяговое усилие на крюке трактора составляет 80 кН, а FT расшифровывается как Farm Tractor («сельскохозяйственный трактор»).

фото 3.JPG

В качестве силовой установки применен 6-цилиндровый рядный турбированный дизельный двигатель ЯМЗ-536 рабочим объемом 6,65 л и мощностью 312 л. с. В дальнейшем планируется установка других типов двигателей мощностью до 600 л. с.

Моторная установка, радиаторы и другие системы трактора скрыты под откидным капотом, который открывается не как пасть у крокодила, а в обратную сторону, то есть вперед. И здесь разработчики применили интересное решение: чтобы добраться до двигателя и произвести его обслуживание, достаточно всего лишь нажать на кнопку в кабине — и капот откроется и закроется сам при помощи электропривода.

фото 5.JPG

Запас топлива находится в топливном баке объемом 650 л. Он расположен справа от кабины. Плоская и вытянутая форма позволила баку вписаться в экстерьер машины и не выделяться, несмотря на внушительный объем. В зависимости от мощности двигателя и расхода топлива в дальнейшем планируется установка топливных баков увеличенного объема. 

ГИДРОСТАТОМ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ 

Пожалуй, одной из главных особенностей трактора стало то, что он получил гидрообъемную трансмиссию. Это означает отсутствие муфты сцепления, коробки передач, ведущего моста и механических передач в виде карданов и прочих вращающихся деталей.

Вращение ведущих звездочек трактора происходит благодаря давлению гидравлической жидкости. Попросту говоря, тут применена гидростатическая трансмиссия, которая, по заявлению специалистов, зарекомендовала себя на тяжелых бульдозерах: они уже много лет выпускаются на заводе.

На каждый борт предусмотрена отдельная пара «гидронасос — гидромотор». При этом насос и мотор — аксиально-плунжерного типа с изменяемым объемом и электронным управлением. Благодаря такому решению при подруливании трактора происходит лишь снижение скорости вращения одной из гусениц, а не полное ее отключение, как, например, на машинах с планетарным механизмом поворота. Также для увеличения маневренности есть возможность вращения одной гусеницы в одном направлении, а второй — в противоположном. В таком случае разворот трактора будет происходить на одном месте. За создание необходимого крутящего момента на ведущей звездочке отвечает бортовой редуктор планетарного типа. 

Скорость представленного трактора изменяется бесступенчато от 0 до 17 км/ч, в дальнейшем планируется увеличить максимальную скорость до 25 или даже 30 км/ч, что позволит ему быстро перемещаться по территории хозяйства, а также участвовать в транспортных работах в случае необходимости.

Управление скоростью и направлением движения трактора осуществляется всего одним джойстиком, расположенным под левой рукой механизатора. При отклонении джойстика вперед трактор движется вперед, при этом величина отклонения джойстика прямо пропорциональна его скорости. Соответственно, при отклонении джойстика назад трактор будет двигаться назад. Задав необходимую скорость движения, джойстик не нужно удерживать рукой: он сохраняет заданное положение, то есть управление осуществляется по аналогии с большинством комбайнов, работающих на гидростатической трансмиссии.

УПРАВЛЕНИЕ IDEAL-НОЕ

Если необходимо произвести подруливание или поворот трактора, то этот же самый джойстик надо отклонить в сторону требуемого поворота. Здесь тоже величина отклонения джойстика прямо пропорциональна изменению радиуса поворота. При завершении маневра и отпускании джойстика он возвращается в нейтральное положение — и трактор снова движется прямолинейно. 

фото 8.JPG 

Гидравлическая система для работы с прицепными и навесными машинами полностью автономна от других систем трактора. Она работает на основе собственного аксиально-плунжерного насоса максимальной производительностью до 200 л/мин. В дальнейшем планируется установка более производительных насосов по желанию потребителя. Гидрораспределитель — пятисекционный с электронным управлением. Одна из секций обеспечивает работу трехточечного заднего навесного устройства, остальные четыре — работу выносных гидроцилиндров и гидромоторов. Для управления секциями гидрораспределителя на панели предусмотрены соответствующие клавиши. Помимо этого, каждая секция может настраиваться на пропускную способность и переходить в плавающий режим нажатием соответствующей кнопки.

НАВЕСКА

В качестве заднего навесного устройства на представленном тракторе применено трехточечное навесное устройства от трактора «Кировец» К-700. Сделано это для того, чтобы на время испытаний брать агрегаты именно от этого трактора. В последующем планируется установка навесного устройства, которое будет соответствовать категориям III или IV. 

Управление навеской трактора осуществляется при помощи правого джойстика, перемещая который вперед или назад можно поднимать или опускать заднее навесное устройство. Кроме того, навеска переводится в плавающий режим нажатием всего одной кнопки на том же джойстике. На отклонение джойстика вправо и влево можно запрограммировать любую доступную операцию, например управление одной из секций гидрораспределителя, задействованных в управлении выносных гидроцилиндров. Каждый джойстик также оборудован дополнительными клавишами, которые можно запрограммировать по желанию механизатора под любую удобную доступную функцию.

ПОДВЕСКА

Подвеска трактора представлена плавающими опорными катками. При этом они объединены попарно и шарнирно закреплены к несущему лонжерону. Лонжерон выполнен в виде трубы, внутри которой скрыты механизм натяжения и механизм демпфирования направляющего колеса. Натяжение гусеницы осуществляется путем нагнетания смазки рычажно-плунжерным шприцем в штуцер, который выведен на наружную сторону.

ГУСЯНКА

На тракторе применены резиноармированные гусеничные ленты. Благодаря этому он может беспрепятственно двигаться как по грунтовым и полевым дорогам, так и по дорогам с асфальтированным покрытием.

Ширина гусениц в представленной модификации — 750 мм. Давление, которое трактор оказывает на почву, составляет примерно 30 кПа. Для сравнения, давление известного всем трактора ДТ-75 — около 46 кПа.

В основе конструкции трактора— рама лонжеронного типа с тремя поперечинами. Снизу передняя часть рамы, где расположен двигатель и блок гидравлических насосов, закрыта сплошной защитой, предотвращающей попадание грязи и повреждение агрегатов.

Вес трактора без дополнительного балласта — 16 500 кг. С установленным в передней части балластом — почти 18 000 кг.

ИНТЕРЬЕР

На первом сельскохозяйственном тракторе от «ДСТ-Урал» для механизатора предусмотрена одноместная кабина, унифицированная с серийным фронтальным погрузчиком, выпускаемым на этом же заводе. Она оснащена вентиляционной установкой с фильтром очистки воздуха, кондиционером, отопителем, открывающимися боковыми форточками, передним и задним стеклоочистителями и многим другим. В дальнейшем кабина будет изменена и адаптирована для более удобной работы в поле.

Подрессоренное кресло регулируется по росту и весу механизатора. Левый подлокотник с джойстиком откидывается вверх для удобства входа и выхода из кабины. Справа и слева над гусеницами расположены металлические трапы с поручнями, в их передней и задней части имеются ступеньки. 

Информация о состоянии систем маашины выводится на цветной дисплей в кабине. Рядом расположен еще один дисплей, на который выводится изображение с камеры видеонаблюдения в передней части трактора. Да-да, камера по умолчанию размещена на передней части капота. Дело в том, что из-за габаритов трактора тут есть так называемая мертвая зона. При работе в поле это незаметно, но когда нужно двигаться в стесненных условиях, например в гараже или машинном дворе, эта камера решает проблему. Кроме того, на трактор можно установить и другие камеры видеонаблюдения, если это надо владельцу.

В завершение отметим, что это первый такой трактор, выпущенный заводом. Он будет проходить испытания, по результатам которых надо будет сделать корректировки в конструкции и оснащении машины. В планах завода выпустить около 10 подобных тракторов в текущем году и отдать их в эксплуатацию в хозяйства в 2024-м, а в 2025-м освоить серийный выпуск машин, в которых будут учтены все замечания практиков.

фото 12.JPG

Итак: внешне трактор FT80 «ДСТ-Урал» очень похож на гусеничный трактор Fendt. Понятно, что это прототип и фейслифтинг еще будет. Мало того, у этого трактора и управление как у гусеничного комбайна IDEAL. Поэтому с нетерпением ждем результатов с полей и его дальнейшего преобразования. А мы и дальше будем рассказывать вам о новинках сельскохозяйственной техники.