Путин обозначил векторы развития отрасли беспилотников на ближайшие годы

Мы уже писали о том, что первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов провёл 21 апреля стратегическую сессию с российскими производителями беспилотных авиационных систем (БАС).

Данная встреча была контрольной перед большим разговором на эту тему с Владимиром Путиным. Большое мероприятие с участием руководителей органов власти и производителей беспилотников состоялось 27 апреля в индустриальном парке «Руднево». В этом материале собрали для вас только ключевые моменты, которые будут определять развитие отрасли в ближайшие годы.

   Итак, о чем сказал Президент России:

— За беспилотниками будущее, здесь концентрируются самые последние разработки по целому ряду направлений. Направление использования БПЛА — «просто необозримое, практически нет такой сферы деятельности и сферы экономики, где невозможно было бы применять беспилотные летательные аппараты». Работа в АПК — «это, может быть, одна из самых широких сфер применения на сегодняшний день».

— «Беспилотные авиасистемы, как и целый ряд новых высокотехнологичных сфер, очевидно, будут одним из ключевых направлений развития России не только до 2030 года, но и далеко за горизонтом текущего десятилетия».

— Объем отрасли беспилотных летательных аппаратов в РФ может достигать 1 трлн рублей, вместо консервативных оценок в 500 млрд. руб.

— «Необходимо снимать устаревшие административные, регуляторные, другие барьеры ... без ущерба, конечно, для безопасности, сформулировать современные, честные, четкие и прозрачные правила для индустрии беспилотных летательных аппаратов».

— Путин ждет от Правительства решение по поддержке опытных производств для беспилотников, среди действующих инструментов поддержки значатся производственные кластеры.

— Минсельхоз получил поручение от Президента сформулировать заказ и меры поддержки производителей беспилотников.

— Механизмом расширения спроса на отечественные БПЛА могут стать специальные операторы для крупных закупок и дальнейшего лизинга аппаратов.

— Росавиации нужно активизировать цифровизацию воздушного движения, иначе придется создавать параллельную структуру для беспилотников.

 

Вице-премьер РФ Андрей Белоусов отвечает за развитие этого направления в Правительстве, он так видит ситуацию в отрасли и ее перспективы:

—  Как система отрасль пока не сложилась. Не существует серийного производства гражданских беспилотных систем и инфраструктуры. Не определены правила использования беспилотников в отраслях, где в других странах они активно используются. Это блокирует создание рынка услуг с использованием беспилотных систем.

—  Уровень локализации в отрасли составляет около 37%. Выпуском БПЛА занимаются около 70 компаний, 50 из них изготавливают легкие беспилотники, средние и тяжелые - около 20 компаний.

— В 2022 году объем рынка беспилотников в РФ составляет примерно 32 тыс. единиц. Из них порядка 20 тыс. — это импортируемые БПЛА из других стран, а остальные — отечественной сборки, производимые в основном из зарубежных комплектующих.

— Объем госзаказа на БПЛА в текущем году составит 4,4 млрд рублей, из которых 2,6 млрд — это средства федерального бюджета. С 2024 по 2026 год составит порядка 92 млрд рублей, а до 2030 года — 200 млрд рублей

— Оценка спроса на БПЛА до 2030 года — это почти 1 трлн рублей. «За три года это эквивалентно производству 240 тыс. БПЛА всех типов, в том числе 5 тысяч средних и тяжелых. А до 2030 года — это порядка 670 тысяч беспилотников, включая 16 тысяч средних и тяжелых».

— В нацпроект по беспилотниками будут включены субсидии для производителей аппаратов.

— Нацпроект по развитию беспилотников затребует 660 млрд рублей.

— До 1 ноября текущего года планируется создание единого государственного оператора, обеспечивающего условия эксплуатации беспилотников для частных компаний. Он будет решать две основные задачи: предоставление радиочастот операторам беспилотников и внедрение требований к наземной инфраструктуре. Предлагается наделить этими функциями госкорпорацию по организации воздушного движения.

— Для привлечения молодежи в сферу моделирования и использования беспилотников предлагается задействовать инфраструктуру ДОСААФ.

— «В части обеспечения доступности воздушного пространства <…> для легких беспилотников весом до 30 кг до конца текущего года предлагается в каждом регионе создать максимально свободные от ограничений условия использования аппаратов, в том числе на высоте до 150 м в специально отведенных для этого локациях. Допуск пилотов для таких аппаратов также необходимо упростить уже в этом году».

— Программа по стандартизации беспилотников, как ожидается, будет разработана в 2024 году.

— Предполагается создание системы налоговых льгот для производителей БПЛА по аналогии с IT-компаниями.

— Россия ведет переговоры с Китаем и другими странами по экспорту и импорту беспилотников.