Производство сельхозтехники в 2024 году может вырасти на 5%

Прошедший год в целом эксперты оценивают как достаточно успешный для российской экономики и отечественной промышленности. ВВП вырос по итогам года на 3,5% — налицо восстановительный рост. Промышленность вошла в стабильный режим работы, налажены и параллельный импорт для поставок необходимых комплектующих, и импортозамещение. Почему же объемы производства сельскохозяйственной техники сократились, с чем связана такая тенденция и каковы ожидания от наступившего 2024 года, журналу Agroreport рассказал заместитель директора Ассоциации «Росспецмаш» Денис Максимкин.

Рос экспорт. Его объем составил 19,3 млрд рублей, что на 5% больше по сравнению с показателями 2022 года. Тенденция позитивная. Вот только импорт вырос сразу на 54% к показателям 2022 года и превысил в денежном выражении экспорт: 237,2 млрд рублей. То есть на закупку сельскохозяйственной техники за рубежом мы потратили в 10 раз больше, чем получили на международном рынке, продавая свою технику. При этом доля отечественной техники на внутреннем рынке по итогам года составила 51%, снизившись к показателям 2022-го сразу на 10 процентных пунктов.


— Денис Андреевич, мы видим рост производства сельскохозяйственной техники в денежном выражении. А как все выглядит в количественных показателях?

— В количественном выражении в этом году производство прицепной и навесной сельскохозяйственной техники снизилось на 20–30%. За 10 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по тракторам произошло снижение на 5% в количественном выражении, а по зерноуборочным комбайнам — рост на 37%. Это обусловлено эффектом низкой базы. В прошлом году было снижение на 40%, то есть сейчас производство восстановилось, но не полностью.

 

— Почему сократилось производство тракторов — на рынке образовался избыток техники или импорт вытесняет?

— Во-первых, это низкая доходность сельхозпроизводителей в связи с низкими ценами на зерно на внутреннем рынке. Причина низких цен — большой урожай (более 150 млн тонн в прошлом году и в этом году уже больше 140 млн тонн) и высокие экспортные пошлины, которые также давят на цены на зерно на внутреннем рынке, что приводят к их снижению. В итоге у сельхозпроизводителей сократилась доходность и возможность обновления парка техники. Во-вторых, у нас основной механизм поддержки — «Программа 1432», по которой российские производители предоставляют покупателям скидку на технику в размере 10–15% в зависимости от субъекта РФ и потом компенсируют ее за счет федерального бюджета. В первом полугодии 2023 года объем финансирования программы сократился до 2 млрд рублей (в прошлом году было 8 млрд рублей).

В первом полугодии 2023 года было ограничено финансирование, и наши производители не могли продавать технику со скидкой. Это и повлияло на объемы реализации техники. В связи с этим были скорректированы объемы производства в сторону снижения. Эти факторы оказали негативное влияние на динамику производства.

 

— Если мы посмотрим на импорт, то заметим, что он вырос в денежном выражении. Это связано с ростом цен? Цены больше выросли на импортную или на отечественную технику?

— Цены на российскую технику изменялись в зависимости от индекса цен российских производителей, который ежегодно утверждается в рамках прогноза социально-экономического развития правительства РФ. Рост цен на российскую технику не превышал 13,6% по отношению к прошлому году. Если брать импортную технику, то там возможны разные варианты. Год мы начинали с 70 рублей за доллар, а к концу года пришли к 90 рублям за доллар. Но тут нужно учесть, что доллар начал расти ближе ко второму полугодию, то есть не в начале года.

Контракты на закупку техники имеют определенный временной лаг. Поэтому рост курса доллара и евро пока еще существенно не сказался на ценах на импортную технику. Плюс к этому в прошлом году была достаточно низкая база по импорту. Также мы увидели существенный рост импорта китайской продукции: в 1,5 раза. Его мы наблюдали по тракторам тягового класса 1,4 и 2,0.

 

— Китайская продукция дешевле за счет больших объемов выпуска?

— Такая тенденция, конечно, есть, как и существенная господдержка производителей в Китае. К тому же процентная ставка по кредитам в Китае не такая высокая, как в России. Там она порядка 3,5%. Это факторы конкурентоспособности китайской продукции.

 

— Какой была доля импортной техники в России на начало 2022 года и как она перераспределилась сейчас?

— Если смотреть на данные конца 2021 года, то доля отечественной сельскохозяйственной техники в России находилась на уровне 51%. В 2022 году — на уровне 60%, а в 2023-м мы пока видим долю в размере 53%.

 

— То есть сейчас мы откатились к 2021 году?

— Да, импорт у нас рос опережающими темпами. За счет китайской техники, за счет сокращения финансирования «Программы 1432». Добавлю только, что «Программ 1432» еще и не распространялась на самоходную сельскохозяйственную технику. То есть тракторы и комбайны продавались без скидки 10–15%. Во время действия «Программы 1432» сельхозпроизводитель покупал комбайн, который стоил, допустим, 10 млн рублей, за 9 млн рублей, то есть на миллион рублей дешевле, что существенно. Это первый эффект программы — снижение финансовой нагрузки на сельхозпроизводителя. Второй эффект — защита от импорта. Когда финансирование «Программы 1432» соответствует потребностям рынка и скидка 10–15% предоставляется на всю линейку сельскохозяйственной техники, импортные машины стоят столько же, а российские становятся дешевле. Когда самоходная техника перестала продаваться со скидкой, финансовая нагрузка на сельхозпредприятия увеличилась, а эффект таможенной пошлины перестал работать. Эти факторы повлияли на уменьшение доли российской техники на внутреннем рынке.

 

— Если эффект снижения курса рубля проявляется с неким лагом, а при этом конкурентоспособность отечественной продукции при снижении курса нацвалюты растет, может быть, эти эффекты проявятся в следующем году? То есть китайская техника станет дороже и спрос перераспределится в сторону отечественной техники?

— Сейчас ситуацию с курсом рубля вряд ли кто-то может предсказать. Потому уверенно говорить о том, что импортная техника, включая поставляемую из дружественных стран, станет дороже, не стоит.

По ситуации с внутренним производством: в следующем году объем финансирования «Программы 1432» увеличен до 8 млрд рублей; и в этом году во втором полугодии добавили 6 млрд рублей — до 8 млрд рублей. Думаю, эти факторы должны ослабить негативные тренды, в какой-то степени их нивелировать. Но в какой именно — делать прогнозы пока достаточно сложно.

Стратегия развития сельхозмашиностроения, утвержденная Правительством РФ в июле 2017 года, предусматривает, что в 2024 году рост производства должен составлять 12%. Но пока мы делаем прогнозы, что можем подрасти где-то на 5–6%. Это опять же в денежном выражении. А вот в количественном выражении перспективы роста производства пока неоднозначны.

 

— Получается, хорошей была бы ситуация, если бы мы хотя бы сохранили ту долю на рынке, которая сложилась сейчас?

— Сложно оперировать понятием «хорошая», потому что в Стратегии предусмотрено, что с 2021 года доля отечественной продукции сельхозмашиностроения на внутреннем рынке России должна составлять не менее 80%. Поэтому если правительство пойдет нам навстречу и увеличит финансирование по «Программе 1432» до 20 млрд рублей ежегодно до 2030 года, то через два-три года мы начнем приближаться к этой доле.

 

— На авторынке китайские бренды также активно завоевывают пространство. Но в последнее время проявилась такая тенденция, что китайцы, завоевав рынок, стали поставлять на него теперь уже не бюджетные автомобили, а дорогие. Может ли подобное произойти на рынке сельхозтехники?

— Все же пока нельзя говорить, что китайцы завоевали рынок. Да, они существенно нарастили свою долю — в разы за последние пять лет. Подвинули белорусских производителей. Но все же белорусские производители занимали более 50% на рынке. Поэтому то, что китайцы станут продавать более дорогую технику в ближайшее время, маловероятно. Конечно, риски есть. Агрессивное ведение бизнеса наблюдается. Возможно, какие-то отдельные модели будут поставляться в более дорогих вариантах, но пока уверенно сказать, что китайская техника будет дорожать, нельзя.

 

— А западная техника сейчас идет к нам по параллельному импорту?

— Честно говоря, с параллельным импортом я не сталкивался. Есть единичные случаи импорта комплектующих (например, стекло для кабины комбайна может идти по параллельному импорту), но массового параллельного импорта мы пока не наблюдали.

 

 

AR