журнал сельхозтехники и оборудования

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Особенности национальной локализации

23 Сентября 2019
Рейтинг:
Старт со второй попытки
Ошибочно полагать, что тракторное направление на базе компании Ростсельмаш в Ростове-на-Дону стало развиваться быстро и сразу. Запуск проекта предваряла серьезная, кропотливая и многолетняя работа топ-менеджмента и ведущих специалистов Ростсельмаш на разных уровнях. Такой проект вряд ли стал бы возможен, если бы в далеком уже 1999 году не произошла смена собственника компании. Новый хозяин — столичная Группа «Новое Содружество» — решил провести на предприятии серьезную модернизацию производства, чтобы расширить продуктовую линейку. Новые собственники совершенно логично посчитали, что дальнейшее развитие компании Ростсельмаш должно идти не только за счет выпуска новых, более современных (и совершенных) моделей зерноуборочных комбайнов, но и за счет создания совершенно новых для ростовской площадки производств. В частности, тракторного. Иначе невозможно достойно конкурировать с «крутыми» иностранными концернами, прорвавшимися на российский рынок. С другой стороны, в Группе «Новое Содружество» понимали, что крайне рискованно создавать в России производство тракторов с нуля. Проще и надежнее (для начала) приобрести готовый успешный завод.

Годы поиска привели к желаемому результату. В 2007 году состоялась сделка десятилетия: российский холдинг приобрел завод Buhler Industries Inc., специализирующийся на производстве тракторов под брендом VERSATILE. «Бесценный опыт в производстве тракторной техники и бесспорный потенциал предприятия Buhler Industries Inc. позволял нам выпускать технику мощностью от 190 лошадиных сил до 620 „лошадей″. К тому же агромашины VERSATILE хорошо известны на всем Северо-Американском континенте, который по агроклиматическим условиям ближе всего к России», — объяснили свой выбор топ-менеджеры «Нового Содружества», справедливо полагая, что техника, созданная в Канаде, отлично подойдет для эксплуатации в суровых российских условиях. И в своих ожиданиях россияне не ошиблись.

Но одно дело — везти из-за границы готовые тракторы, и совсем другое, с точки зрения сроков и стоимости расходов, — доставлять сюда машинокомплекты для сборки и дальнейшего обеспечения гарантийной поддержки и качественного сервиса. Поэтому уже в 2009 году, менее чем через два года, в Ростов-на-Дону стали доставлять комплекты для сборки тракторов. Правда, уровень локализации не превышал 10 %, а сборка осуществлялась по так называемой «отверточной» технологии.

Существенно повлиял на ситуацию и кризис 2015 года. Из-за девальвации рубля и резкого роста валютного курса стоимость машинокомплектов из Канады выросла почти вдвое. Руководство компании Ростсельмаш посчитало, что удобный момент для воплощения в жизнь давней идеи (создание в РФ полноценного производства современных тракторов) наступил. Тем более что федеральное правительство заложило порядка 20 млрд рублей на программы ускоренного замещения импорта, докапитализацию Росагролизинга и субсидии заводам, производящим сельхозтехнику. Еще более 50 млрд рублей из бюджета страны были направлены на компенсацию аграриям прямых затрат при строительстве и модернизации объектов АПК, а также на покрытие части затрат на обслуживание инвестиционных кредитов. В общей сложности на развитие отечественного агропрома поступило свыше 230 млрд рублей.

Усиление поддержки государства, рост спроса на качественные российские тракторы и тренд на импортозамещение позволили руководству холдинга «Новое Содружество» принять положительное решение о переносе завода из Канады в Россию. Площадка Ростсельмаш идеально для этого подходила. Запуск тракторного производства в Ростове-на-Дону запланировали на май 2016 года.

Основательный подход к тракторостроению
Прежде чем начать в России выпуск канадских машин с постепенным превращением их в отечественную продукцию, специалисты «Нового Содружества» и его дочерней структуры разработали детальный план локализации. Документ синхронизировали с постановлением правительства РФ № 719 от 1 октября 2015 года о критериях отнесения промышленной продукции к российской. В частности, тракторы и самоходные комбайны признаются отечественными, если в РФ локализовано не менее 14 технологических операций. Соблюдение этих требований дает сельхозмашиностроителям право на получение гарантированной поддержки от государства.

Специально для развития производства тракторов на ростовской площадке Ростсельмаш было создано несколько сварочных и механосборочных участков, а также полностью реконструирован и оснащен производственный корпус. Так, здесь установили новейшее оборудование, необходимое для качественной сборки сельхозмашин, внедрили передовые технологии.

На роль «базовой модели» конструкторы выбрали 2375, потому что, по мнению руководства Ростсельмаш, 2375 — «универсальная машина, которая востребована среди отечественных аграриев и идеально подходит для подавляющего большинства хозяйств России». Действительно, трактор обладает явными преимуществами: надежность, тяговитость, экономичность, производительность, простота в эксплуатации. Минимум электроники делает эту модель максимально доступной для конечных потребителей. Несмотря на перечисленные плюсы, конструкторы Ростсельмаш доработали продукт — внесли ряд принципиальных изменений. Например, переделали управление агромашиной, доработали гидравлику, усилили геометрию, адаптировали трактор к тяжелым российским условиям, сделали техобслуживание «многосильной рабочей лошадки» более удобным для механизатора.

И дело пошло. С мая по декабрь 2016 года в Ростове-на-Дону собрали 160 тракторов. Первые четыре были точной копией «канадца». Затем была изготовлена опытно-экспериментальная партия: для нее применялись уже российские комплектующие, не уступающие по качеству зарубежным. Позже в модель были внесены новые, еще более кардинальные, изменения из-за поступивших от потребителей отзывов. В частности, конструкторам пришлось добавить возможность агрегирования с любыми орудиями и упростить обслуживание трактора в полевых условиях. Для внедрения новых опций на предприятии была разработана специальная программа развития. Среди указанных в ней позиций — применение пневмокомпрессора и пневмотормоза прицепа, улучшение гидравлической системы до производительности 220 л в минуту, внедрение системы дистанционного мониторинга Agrotronic. Развитие линейки тракторов является одним из ключевых моментов этой программы. Они касаются расширения 2000-й серии и запуска абсолютно новых линеек. Например, с весны 2019 года Ростсельмаш выпускает также тракторы 3000-й серии, еще более мощные, чем модели RSM 2375 и RSM 2400 (к ее производству компания приступила год назад).

Всего за три года было локализовано около 15 комплектов для тракторов (1099 деталей), составлены проекты по локализации 54 новых направлений.

В итоге сегодня степень локализации трактора Ростсельмаш 2375 — 70 % (это при том, что начинали проект с уровнем локализации чуть более 10 %). Сейчас в России производится две трети компонентной базы столь сложной и необходимой аграриям техники. Оставшиеся 30 % — это в основном двигатель и коробка передач (трансмиссия), поступающие на российское предприятие из дальнего зарубежья. При этом уже до конца текущего года на ростовской площадке будет запущен цех трансмиссий: их планируют здесь выпускать по хорошо зарекомендовавшей себя японской технологии. А это значит, что доля отечественных компонентов в наиболее популярной модели RSM 2375 станет еще выше.

Кстати, сейчас Ростсельмаш обеспечивает потребности российских аграриев только в тракторах мощностью 250–583 л. с. Для удовлетворения существующего спроса уже в ближайшем будущем владельцы компании планируют построить полноценный тракторный завод. В начале лета была определена площадка для нового предприятия (рядом с основной площадкой Ростсельмаш). Сейчас идет детальная проработка проекта. На новом заводе собираются выпускать всю линейку тракторов: машины малой, средней и большой мощности. Общие объемы производства будут увеличены как минимум втрое (для сравнения, за минувшие три года здесь только RSM 2375 выпустили более 2 тыс.).

Расширение линейки, а также локализация различных серий тракторов уже сегодня позволяет компании укреплять лидерские позиции на российском рынке по общему объему производства техники для села и развиваться как одному из самых мощных в стране производителей техники в новом сегменте, составив тем самым достойную конкуренцию мощным российским и зарубежным заводам.
0 коментариев оставить комментарий
Загрузка комментариев...