Последние два года принесли рекордные урожаи зерна нашей стране, а следом и трудности их реализации
аграриями. Такое количество «стратегического сырья» оказалось невостребованным на внутреннем рынке: уровень продовольственной безопасности страны надежно обеспечен, мукомольная отрасль загружена под завязку, животноводческая — медленно, но верно растет, покупательная способность в бакалейном сегменте почти не меняется вот уже несколько лет и инфляция совсем не стимулирует ее изменение.
В результате больших урожаев образовались значительные накопления зерновых остатков, прибыльность которых с каждым днем становится все туманнее. Причина — падение цен на зерно более чем на 25 % за год. И пока — отсутствие надежд на их повышение в ближайшем будущем, по словам самих сельхозтоваропроизводителей: «Зерно некуда девать. Оно просто гниет в полях». И это на фоне кратного роста себестоимости зерна за тот же период, который, по оценке экспертов, в некоторых регионах достиг 100 %.
Рынок АПК — традиционно рынок сезонной специфики с высокой волатильностью цен. До 2022 года все понимали, как с этим работать. Но в 2022–2023 годах ценовая ситуация вышла за пределы сезонных тенденций. И аграрии оказались в тупике: многие просто не знают, что делать с переходящими остатками и новым урожаем, кому продавать зерно, когда, а самое главное — по какой цене. Ведь сложившаяся рыночная цена для некоторых хозяйств оказалась ниже себестоимости выращенного урожая. И, кроме сезонных колебаний, на изменение цен теперь влияет масса других факторов, которые трудно прогнозировать.
Какие перемены на рынке явились катализатором снижения цен за последний сезон и какие меры помогут восстановить экономическое равенство, рассказывает Татьяна Бакланова, эксперт-аналитик цифровой агросреды «Зерно-Агрегатор».
С одной стороны, на снижение цен повлиял естественный фактор — перераспределение рыночного баланса в сторону избыточного предложения из-за рекордных урожаев, с другой — на сокращение спроса оказал воздействие ряд факторов, вызванных внешнеполитической обстановкой. К этому добавился рост стоимости средств производства, усугубляющий проблему диспаритета цен в АПК. В конечном счете на ситуацию с ценами на зерно совсем не позитивно повлияли регуляторные меры, направленные на сдерживание внутреннего роста цен на продовольствие.
Первым шагом к будущему снижению спроса стал уход с рынка крупнейших международных трейдеров — Cargill, Viterra, LDC, хотя их доля на зерновом рынке, по оценкам экспертов, составляла не более 15 %. Экспорт зерна в дружественные страны, конечно, развивается, но, к сожалению, за сезон-2022/23 многие хозяйства не успели перестроить торговлю на новые контракты, с внутреннего на внешний рынок, и число убыточных повысилось с 16,4 % в 2022 году до 18,6 % в 2023-м, по данным Росстата.
Вторым шагом стал выход России из зерновой сделки. Поначалу рынок оживился: мировые цены на пшеницу после приостановки зерновой сделки с конца июня по август поднялись с 235 до 250 долларов за тонну. Но вступил в силу внутренний регулятор цен — повышение экспортных пошлин — для снижения риска массового вывоза зерна из страны после отмены зерновой сделки, что могло бы спровоцировать резкую инфляцию на внутреннем рынке. Это, конечно, способствовало дальнейшему невыгодному ценообразованию для аграриев, в результате чего многие вынужденно отказывались от торговли на экспорт себе в убыток.
С 2 июня 2021 года в России был введен механизм зернового демпфера, который предусматривает плавающие пошлины на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя и возврат полученных от их продажи средств на субсидирование сельхозпроизводителей. Размер пошлин рассчитывается еженедельно исходя из ценовых индикаторов, основанных на ценах экспортных контрактов, которые регистрируются на Московской бирже. С июля 2022 года пошлины на зерно стали рассчитываться в рублях, а не в долларах. И нагрузка на аграриев благодаря этому снизилась. Но только до той поры, пока рубль не стал слабеть. В итоге с 1 марта 2023 года пошлина незначительно, но выросла. И теперь она составляет 70 % от разницы между базовой и индикативной ценой и все это время искусственно занижает цены аграриям. В июне 2023 года были повышены цены отсечения на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя с целью поддержки аграриев. Но эта мера также не повысила рентабельность хозяйств, по оценкам самих аграриев, так как за этот год выросла и стоимость техники, СЗР и семян, ГСМ. Рост прибыли не случился.
Наряду с экспортными пошлинами сложности с фрахтом судов из-за санкций, загруженность транспортных линий и удорожание стоимости перевозок стали препятствием для своевременной реализации урожаев, в том числе на экспорт. Зерно продолжало лежать на складах, а его качество — снижаться, превращая зерно в фураж и понижая его цену и дальше.
Для того чтобы прокормить Россию, необходимо примерно 80–85 млн тонн зерна в год. С учетом рекордного урожая прошлого сезона (156 млн тонн) и переходящих остатков на конец сезона в объеме 25,5 млн тонн достаточно было собрать не более 127 млн тонн зерна в 2023 году, чтобы обеспечить и внутренний рынок, и экспорт. Но из-за второго по объему за всю историю урожая в 2023 году (147 млн тонн) в текущем сезоне остатков ожидается не меньше, и, с учетом невысоких темпов экспорта осенью, они станут проблемой для зернового рынка, продолжая давить на цены, которые и так достигли своего минимума.
В первой половине 2023 года Министерство сельского хозяйства РФ отменило закупочные интервенции, так как резерв продовольственной безопасности страны в 3 млн тонн оказался полностью обеспечен урожаем прошлого сезона. Это, в свою очередь, усилило нагрузку на рынок и повысило конкуренцию, что повлияло на дальнейшее снижение цен. Но в конце года интервенции все же состоялись — с конца ноября планируется закупка в интервенционный фонд в объеме до 2 млн тонн. Это, конечно, глобально не решит проблему растущего банкротства среди сельхозтоваропроизводителей и не сократит объем переходящих остатков, но определенно чуть снизит нагрузку на рынок.
И еще одним фактором на внутреннем рынке явились устоявшиеся предпринимательские привычки самих аграриев: они еще не успели перестроиться под новые реалии, старые методы торговли не помогли изменить ситуацию, а ограниченный круг покупателей перестал давать прежний доход. Аграрии, к которым раньше стояли очереди из торговых агентов, сегодня оказались в непростой ситуации отсутствия спроса и альтернативных каналов торговли и понимания, как торговать на экспорт, так как пока еще немногие освоили этот канал.
Что поможет восстановить цены хотя бы до отметки 2022 года?
За экспортом — будущее
Конечно, в первую очередь экспорт, который развивается все активнее в условиях благоприятной для этого геополитической ситуации и при поддержке Министерства сельского хозяйства РФ.
Большая часть агробизнеса будет направлена на внешний рынок, так как исторически существуют страны с развитым аграрным сектором и с менее развитым. Одни продают, другие покупают.
По данным аналитиков, цены на зерно упали до предела и коснулись дна. Но лишь для того, чтобы оттолкнуться и начать расти обратно. Тем более что внешняя торговля — экспорт в дружественные страны — всесторонне поддерживается Правительством РФ и набирает обороты. Особенно это очевидно на фоне снижающихся прогнозов урожайности в текущем сезоне почти во всех регионах — лидерах по производству зерна: Китае, Индии, Канаде, Аргентине, Евросоюзе, США. Мировой рынок открыт, и российское зерно может быть востребовано как никогда.
По оценкам аналитиков, в 2024 году рынок АПК выйдет на прибыль 24,7 трлн рублей, что станет историческим рекордом. А его объем вырастет на 35 %. И такой рост будет возможен благодаря экспорту зерновых и масличных культур.
В следующем году упор на экспорт будет стимулировать рост цен на зерно из России ввиду указанных ограничений экспорта из других стран по причине засухи. Если на мировом рынке спрос на зерно из России будет высоким, то мы сможем не только выполнить план по экспорту в 65 млн тонн, но и разгрузить склады фермеров от излишков, удовлетворяя потребности внутреннего рынка по справедливой цене за выращенный урожай.
К тому же Правительством РФ был подписан договор о поставках в Китай 70 млн тонн зерна на сумму около 2,5 трлн рублей в течение следующих 12 лет, что будет серьезным подспорьем в реализации возможных высоких урожаев будущих сезонов. По оценке экспертов, стоимость тонны зерна по контракту составляет 360 долларов, что существенно выше среднемировых цен. Однако это отправная цена, а не финальная.
Индия также готова купить у России 8 млн тонн пшеницы из-за снижающихся остатков и плохого урожая этого года.
Главное — дать аграриям не только заработать на экспортных перспективах, но и позволить им сформировать инвестфонд для модернизации техники и технологий выращивания в своих хозяйствах, повышения рентабельности.
Также стоит обратить внимание на экспорт продуктов переработки зерна: масел, муки. И на экспорт растительного молока в страны Азии. На них не распространяются пошлины, за исключением соевого и рапсового масел. И спрос на продукты высокого передела будет расти из-за роста населения планеты и снижающихся прогнозов по урожаям в ведущих странах-производителях, а в будущем — из-за снижения качества земель в мире, по оценкам ФАО. К тому же в экспорте продуктов переработки велика доля высокомаржинальных культур — таких как рапс, соя, подсолнечник. По данным аналитиков, сейчас по нишевым культурам — нуту, чечевице, сое и другим — на мировом рынке сложилась напряженная ситуация.
Повысить цены можно как искусственным, так и естественным путем. Но главное — помнить, что цены стимулирует отсутствие предложения и Первый инфляционный закон.
Если все думают, что цены поднимутся, цены поднимутся (Первый инфляционный закон).
И действенным механизмом повышения цен является дефицит товара. В сезоне-2023/24 это особенно актуально на фоне плохих урожаев у большинства стран-производителей. Стоит кратковременно ограничивать экспорт зерна, чтобы на мировом рынке резко вырастала потребность в нем. В прошлом и текущем сезонах, благодаря выходу из зерновой сделки, цена на российскую пшеницу повысилась, но этот эффект был кратковременным. Меры по удержанию цен на зерно, по аналогии с практикой на внутреннем рынке, позволят повысить цены на российское зерно на внешнем рынке и продавать его с желаемой прибылью.
Необходимо следить за урожаями зерновых в мире и спросом на продукты их переработки в странах-потребителях, активно включаться в международную торговлю — закрытие дефицита зерна и продовольствия в мире поставками из России станет локомотивом роста цен и развития российского АПК в ближайшие несколько лет.
Помнить о том, что паритет цен в АПК — основа рентабельного развития отрасли и выполнения планов продовольственной безопасности.
Установление предельных цен на средства производства, а также на ГСМ для аграриев как правительственная мера, с учетом низких цен закупки готового зерна на внутреннем рынке, даст возможность аграрному сектору более справедливо функционировать и развиваться и сократит долю убыточных предприятий, которая выросла по итогам 2023 года.
Рынок столкнется с ростом цен на зерно рано или поздно, если оставит без внимания продолжающийся рост стоимости его производства. Аграриям придется повысить цены в одностороннем порядке, так как невозможно работать с отрицательной рентабельностью, вызванной удорожанием семян, ГСМ, техники и удобрений. А это повлечет за собой удорожание товаров на полках.
Поддерживать не только агрохолдинги, но в первую очередь малые и средние хозяйства АПК, которые составляют его основу.
Своевременное субсидирование аграриев помогает решать проблему увеличения и сохранения объемов производства сельхозпродукции. Правительство России видит потенциал роста на данном направлении, поэтому из бюджета будут выделять немалые средства на развитие сельского хозяйства и поддержку фермеров на местах. Начинающим предпринимателям стоит ознакомиться со всеми субсидиями, чтобы выбрать для себя наиболее подходящую. Для вновь созданных кооперативов, у которых на сегодняшний день нет средств для старта своего бизнеса, в 2024 году будет предусмотрен грант в размере до 10 млн рублей. Министерство сельского хозяйства РФ планирует выделить не менее 500 млрд рублей на поддержку и развитие АПК в 2024 году. В 2023-м в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства было выделено 370 млрд рублей, 85 % которых уже доведены до аграриев, по сообщению министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева.
Открывать новые каналы продаж, смотреть на рынок шире и развивать свои торговые компетенции.
Рынок жив и динамичен. Ускоряется его развитие, меняются его условия. Не отстают и технологии. Важно их отслеживать, чтобы вовремя внедрять и быть вооруженным даже при неблагоприятных переменах. В каждом кризисе открываются и возможности — проблему дефицита персонала сегодня эффективно решает спутниковый скаутинг полей, а нецелевого расхода топлива — трекеры движения техники. Цифровизация отрасли позволяет экономить время и средства, минимизируя потери урожая и расширяя границы возможностей. Одним из инструментов развития продаж сегодня выступают аграрные маркетплейсы, или цифровые агрегаторы. Например, торговая платформа «Зерно-Агрегатор» — это целая цифровая агросреда, которая не только открывает возможность торговли напрямую и без посредников, но и обеспечивает всей необходимой информацией по рынку для совершения выгодных сделок здесь и сейчас. Предоставляя комфортную среду для взаимодействия, платформа «Зерно-Агрегатор» повышает продажи и предпринимательскую активность, предлагая всем участникам рынка АПК удобный сервис и понятный бизнес.
Запретительные меры на экспорт культур.
Увеличение экспортных пошлин.
Монополизация торговли крупными трейдерами.
Дальнейший рост цен на средства производства.
Ограничение субсидий малым и средним хозяйствам.
Недостаточное развитие логистической инфраструктуры.
Безусловно, регулировать внутренний рынок необходимо, но при этом не стоит забывать и о мерах по его поддержке и развитию. Если будут банкротиться малые и средние сельхозтоваропроизводители, то одним лишь агрохолдингам продовольственную безопасность будет не вытянуть. Возникнет дефицит продовольствия и проблемы совершенно другого масштаба. Министерство сельского хозяйства РФ ежегодно выделяет миллиарды средств на поддержку аграриев и развитие АПК. Только эти средства должны поступать в хозяйства своевременно. Проактивное развитие агробизнеса должно быть целью его финансирования — это поможет не только устранить проблему снижения рентабельности отрасли, но и выйти на новый уровень ее капитализации. Ведь наши урожаи, плодородные земли, большие территории для того нам и даны, чтобы Россия стала лидером мирового сельского хозяйства. У нас все для этого есть — будем надеяться, что развитие внешней торговли поможет нарастить доходность отрасли и позволит нашим аграриям-кормильцам довольствоваться результатами своего труда не только в натуральном, но и в денежном выражении! Тем более, по последним данным, инвестиционная привлекательность АПК повышается. А это означает, что, кроме льготных кредитов и субсидий, появятся новые доступные источники финансирования, позволяющие нашему агробизнесу быстрее восстанавливаться и успешнее функционировать.
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.