Прицеп-подборщик Pöttinger Europrofi 5510 D Combiline

Europrofi от Pöttinger – в своем сегменте уже стреляный воробей. В течение прошлого сезона наши европейские коллеги собрали полную информацию о работе этого австрийского универсала, точнее, его новейшей версии 5510 Combiline. Оказалось, что прекрасный внешний вид – скорее побочный эффект названного прицепаподборщика.
Шикарный универсал
Europrofi от Pöttinger – в своем сегменте уже стреляный воробей. В течение прошлого сезона наши европейские коллеги собрали полную информацию о работе этого австрийского универсала, точнее, его новейшей версии 5510 Combiline. Оказалось, что прекрасный внешний вид – скорее побочный эффект названного прицепаподборщика.

Europrofi выпускается с 1991 года. Нынешнее, уже четвертое, поколение подверглось комплексной модернизации: например, ротор перестал приводиться в движение цепью, скребковый транспортер был приспущен, а сам прицеп, превратившись в универсальную машину, может без всяких дополнительных устройств использоваться для перевозки силоса от кормоуборочного комбайна. Эта машина будет интересна прежде всего средним и крупным молочным фермам.

5510 D – самая крупная модель этой серии, которая вмещает, согласно измерениям наших коллег, ровно 30 м3 корма, без учета дозирующих вальцов. Ширина кузова составляет 2 м, длина – 7 м. Сам прицеп при небольшой внешней ширине, всего 2,80 м, несмотря на 710е шины, в длину свыше 10,30 м, что, безусловно, не критично, однако это необходимо учитывать. Дышло под шаровую сцепку К80 также имеет изящную, но прочную конструкцию. Лучших оценок заслуживают крепления и прокладка кабелей и гидравлических шлангов, а также широкоугольный карданный вал, который работает ровно в любой момент эксплуатации. Здесь все находится в нужное время и в нужном месте. Управление всеми гидравлическими функциями осуществляется с помощью системы Load Sensing, при работе которой давление насоса поддерживается равным давлению нагрузки наиболее нагруженного потребителя плюс постоянному управляющему давлению. В качестве альтернативы может использоваться принудительная циркуляция.

pic2.jpg


pic3.jpg Прорезиненный ролик шириной 60 см, расположенный посередине непосредственно за подборщиком, обеспечивает точное копирование рельефа поля. Высота регулируется с помощью боковых винтов, после чего валец подстраивается под регулировку копирующих колес автоматически


Раз уж мы остановились на дышле, стоит упомянуть, что за 315 евро производитель предлагает для дышла датчик угла. Благо даря ему прицеп при длительном нажатии на кнопку подъема подборщика автоматически устанавливается в горизонтальное положение – практично, не так ли?

А вот сам подборщик по результатам измерений оказался довольно узким, всего 1,57 м от пальца до пальца; жаль, поскольку подбор корма граблинами с 14 двойными пальцами, расположенными в шесть рядов, можно увидеть сразу, невооруженным взглядом. Пальцы толщиной 6 мм управляемые; в силу этого подборщик вращается медленнее, чем с неуправляемыми пальцами, а следовательно, теоретически в зеленую массу попадает меньше грязи. Лучше, чтобы граблины при этом вовсе не касались земли, и для такого случая у Pöttinger тоже имеется отличное решение. Не только боковые управляемые копирующие колеса размером 16 × 6,50-8, но и копирующий ролик шириной 60 см, расположенный посередине непосредственно за подборщиком, при эксплуатации надежно предотвращают попадание его пальцев в землю между следами трактора. Для этого ролик единовременно настраивается относительно копирующих колес. К тому же вся подвеска устроена по принципу маятника, благодаря чему ни один стебелек не остается лежать на поле, даже на кормовых угодьях с очень неровным рельефом.
Подборщик имеет цепной привод, расположенный на правой стороне прицепа. Кулачковая муфта включает его при опускании, а хорошо продуманный прижимной ролик поддерживает стабильность потока кормовой массы. Даже на скорости 15 км/ч обеспечивается очень чистый подбор травы.

Затем ротором с шириной захвата 1,38 м трава проталкивается в приспущенный на 15 см кузов. В Pöttinger придерживаются той точки зрения, что зубья ротора следует конструировать как можно у́же (1 см), а скребки – как можно шире (2,5 см). Кроме того, производитель заявляет о снижении потребной мощности, поскольку тонкие зубья великолепно вдавливаются в кормовую массу. Наши коллеги работали с прицепом Europrofi на разных тракторах мощностью от 130 до 230 л. с.; 130 – уже критично низкий уровень, 230 – слишком большая мощность, и вот их рекомендации для равнинных участков: при мощности 130 л. с. будет тяжело напрессовать прицеп до краев. При использовании же 230 сильного трактора кулачковая муфта срабатывает как предохранитель от перегрузки (усилие срабатывания 1800 Н·м), и даже тяжелая осенняя трава не превращается в мезгу.

pic4.jpg В Pöttinger сделали ставку на тонкие зубья подборщика и на широкие скребки для снижения требуемой мощности

pic5.jpg Кузов имеет надежную, стабильную конструкцию. Опционально на прицеп можно установить два или три дозирующих вальца

pic6.jpg Подвеска, крепления шлангов и тонкое, хорошо продуманное дышло, которое, ко всему прочему, обеспечивает 60-сантиметровый дорожный просвет, достойны самых лучших оценок!


Благодаря приспущенному на 15 см скребковому транспортеру высота подачи кормовой массы сокращается, что, в свою очередь, минимизирует повреждения самой массы. Качество измельчения ножевым брусом с 35 ножами при постоянном заполнении ротора высокое.
В большинстве случаев при заполнении прицепа использовали очень рациональную автоматическую систему загрузки. Датчик на передней стенке, а особенно два датчика на переднем борту, используемые для измерения давления и крутящего момента на приводе ротора (стоимость опции 519 евро), – просто воплощение сбывшейся мечты.

pic7.jpg Подборщик узкий, а сам подбор очень хороший. Высота боковых колебаний может достигать 15 см

pic8.jpg Наилучших похвал заслуживают управляемые мосты на гидравлической подвеске, которые, правда, и стоят на 3800 евро больше, чем обычные, с параболическими рессорами


С помощью дисплея Power Control можно управлять комбинациями всех датчиков, их чувствительностью и временем запуска транспортера; кроме того, можно настроить и приоритеты датчиков, например, датчиков крутящего момента и чувствительного элемента наверху на уплотнительной крышке. Конечно, настройка требует определенных навыков, но как только удастся найти правильный показатель сухого вещества, эта функция становится просто песней! К тому же время срабатывания датчика крутящего момента в меню загрузки можно изменять напрямую клавишами «+» и «-». Датчик наполнения активируется с помощью нижнего дозирующего вальца, чье противодавление устанавливается пружиной для силоса или сена.

Трава измельчается обоюдоострыми ножами Twinblade. Наточив обе режущие кромки, мы долгое время просто разворачивали ножи другой стороной, благо режущий аппарат может полностью выдвигаться в сторону, а ножи разблокируются централизованно с помощью гидравлики! При этом нет необходимости вынимать какие либо цилиндры, болты или шплинты: достаточно одного лишь нажатия педали, получившей название Easy Move, – и можно выводить весь режущий брус в сторону. Правда, в случае с нашим прицепом защелка выведенного бруса не подходила.

pic9.jpg Разгрузка с помощью двух дозирующих вальцов осуществляется без проблем. Скребковый транспортер состоит из четырех частей, цепи имеют толщину 10 мм


Однако у ножей Twinblade есть один маленький изъян: пространство между ними по направлению вниз гораздо длиннее, следовательно, именно здесь собираются пыль и грязь. Самоочистка ножей при использовании только одной режущей кромки происхо- дит лучше, поэтому в таком случае очистка с помощью компрессора бывает просто необходимой. Кроме того, иногда при демонтаже ножи могут заклиниваться. Там нельзя оставлять грязь.

Масса порожнего Europrofi составляет 8,9 т. При этом с учетом 3 тонной нагрузки на сцепной шар масса полезной нагрузки может достигать 12,1 т. На первом укосе мы напрессовали в кузов до 11,2 т. При перевозке измельченного кукурузного силоса нам также удавалось держать общую массу в рамках допустимых нагрузок на оси, и неважно, порожний прицеп или полный, характеристики ходовой части с разработанной специалистами Pöttinger системой гидравлической подвески просто супер! Даже при отсутствии блокировки управляемого моста чувствуешь себя в полной безопасности. Благодаря двум азотным испарителям даже типичное для порожнего прицепа подпрыгивание надежно гасится, поэтому можно отказаться от подрессоренного дышла. Хотя управляемая гидравлическая подвеска мостов стоит на 3875 евро дороже, чем вариант с параболическими рессорами.

Для силосной ямы существует прекрасная система автоматической разгрузки. После нажатия кнопки задний борт открывается (по выбору в одном из двух положений), и скребковый транспортер, приводимый в движение четырьмя цепями, слегка отходит назад.
Как только включается ВОМ с частотой вращения 1000 об/ мин, начинают вращаться дозирующие вальцы, и скребковый транспортер двигается с заранее установленной скоростью. Благодаря этой функции достигается равномерное распределение зеленой массы по силосной яме. Скребковый транспортер имеет две ступени скорости движения, максимальная составляет 19 м/ мин. Все функции высвечиваются на простом, егкодоступном для понимания терминале Power Control. «Садись и езжай», как называют его наши испытатели. При включении кнопок в темноте терминал очень хорошо подсвечивается, хотя программировать подменю на небольшом дисплее немного сложнее. Впрочем, потребность в этих подменю возникает, как правило, не чаще одного раза за сезон.

pic10.jpg При откинутом вверх заднем борте тросы можно спокойно демонтировать с крыши, замена длится считанные минуты

pic11.jpg Универсальный прицеп можно использовать и для перевозки измельченной кормовой массы от кормоуборочного комбайна. Для этого необходимо всего лишь демонтировать расположенные на крыше тросы и тент над дозирующими вальцами

Дополнительные подробности
  • Обзору кузова мешает рекламная табличка, расположенная на переднем борту; правда, она легко демонтируется.
  • В Pöttinger остались верными деревянному полу.
  • Смазочные планки снижают затраты времени на обслуживание; между мостами, в силу их конструкции, довольно тесно.
  • Светодиодные фары, расположенные за осевым агрегатом, дают очень хорошее освещение, а вот подсветка внутри кузова требует доработки. Опционально может поставляться дополнительный комплект освещения с семью светодиодными фарами.
  • Грязезащитные крылья выступают в стороны немного (требование закона), зато они и боковые борта имеют хорошо продуманный скос, на котором не остается никакой грязи!
  • Тросы можно ослабить с помощью гидравлически откидываемого борта и демонтировать перед использованием прицепа в качестве транспорта для перевозки силоса. А вот демонтаж расположенного в задней части полотна потребует чуть больше усилий.
  • Механизм привода ротора, включая массивный редуктор, не нуждается в обслуживании, за исключением периодической замены масла.

Итак: Europrofi – стреляный воробей в производственной программе Pöttinger, однако новая версия вобрала в себя множество идущих в ногу со временем решений. Наряду с универсальностью прицепа к таким решениям можно отнести приспущенный скребковый транспортер, обоюдоострые ножи и привод ротора с редуктором. Хотя сам подборщик и не назовешь широкозахватным специалистом по погрузке, однако качество поднятия травы с поля говорит само за себя. Кормовая масса набивается в кузов прицепа плотно, да и превращение нового Europrofi от Pöttinger из прицепаподборщика в прицеп для перевозки силоса происходит легко и быстро. Машина имеет простое и удобное управление и выдающиеся автоматические функции загрузки и разгрузки; она идеально подходит для молочных ферм. С таким количеством полезных свойств Europrofi стоит в Европе в базовой комплектации 90 000 евро без НДС; стоимость же в Европе протестированной машины составляет 105 000 евро без НДС.

Текст и фото: Тобиас Бенсинг

pic12.jpg Универсальный прицеп можно использовать и для перевозки измельченной кормовой массы от кормоуборочного комбайна. Для этого необходимо всего лишь демонтировать расположенные на крыше тросы и тент над дозирующими вальцами

pic13.jpg


Мнение практиков Pöttinger Europrofi 5510 D Combiline

Ходовые качества – отменные!

Мартин Клеменс из Рудерсберга эксплуатирует Europrofi уже год. В его хозяйстве, состоящем из молочной фермы и биогазовой установки, прицепподборщик используется в основном для уборки сена на небольших полях, а во время уборки кукурузы – для перевозки силоса. Длина измельчения, конечно же, несравнима c длиной, которую выдает его большой собрат Jumbo, зато Europrofi можно спокойно прицепить к трактору Fendt 412 Vario. «При наличии управляемого моста ходовые качества прицепа на параболических рессорах отменные», – говорит Мартин. Система разгрузки работает просто и быстро, управление ему нравится. Клеменс несколько огорчен только отсутствием возможности поставки с заводаизготовителя дозирующего устройства для консервантов силосования. До сих пор прицеп не доставлял ему никаких проблем, лишь однажды в результате ошибки в управлении согнулась откидная крышка над передним бортом.