Трактор — это самодвижущаяся машина, предназначенная для того, чтобы работать в агрегате с прицепными, навесными или стационарными машинами или орудиями. Существует огромное количество различных тракторов, у каждого из которых свои характеристики и индивидуальные особенности. Помимо мощности двигателя и типа ходовой части, большую роль в эффективности трактора играет трансмиссия. Наиболее распространены механическая и гидромеханическая, но трактор, о котором пойдет речь в этой статье, оснащен довольно редкой — электромеханической.
Двигатель Cummins QSB6.7
Объем топливного бака 230 л
Т-240 разработан компанией «Интермашхолдинг», а изготовлен на Зауральском машиностроительном заводе в Кургане. Сразу отметим, что сейчас он проходит испытания и в дальнейшем будет преображаться как внешне, так и внутренне. Эта машина относится к сельскохозяйственным тракторам общего назначения 3 тягового класса и предназначена для выполнения широкого комплекса сельскохозяйственных работ по основной и предпосевной обработке почвы, посева и уборки сельскохозяйственных культур, транспортных и других работ. В качестве силовой установки на тракторе применен 6-цилиндровый рядный турбированный дизельный двигатель Cummins QSB6.7 рабочим объемом 6,7 л и номинальной мощностью 240 л. с. Номинальная частота вращения коленчатого вала — 2100 об/мин, объем топливного бака — 230 л.
Легкий доступ для обслуживания двигателя при открытом капоте
Пожалуй, главное отличие этого трактора от других, уже привычных, — то, что у него нет коробки передач. Сразу за двигателем расположен электрогенератор. Соединение его с двигателем реализовано через неуправляемую муфту сцепления — соответственно, двигатель соединен с генератором постоянно. Тяговый электрогенератор имеет номинальную мощность 130 кВт и номинальное напряжение 540 В. Номинальный коэффициент полезного действия — более 92 %. Если заглянуть под трактор, можно увидеть еще одну немаловажную особенность: у него нет ведущих мостов, карданов, раздаточной коробки. Привод каждого колеса осуществляется от индивидуального мехатронного тягового модуля, который состоит из электродвигателя и бортового редуктора планетарного типа.
Бортовые редукторы планетарного типа
Аккумуляторные батареи установлены в нише за правым колесом
Место для установки электродвигателя привода ВОМ
Плита под установку редуктора ВОМ
Пневматическая система
Каждый тяговый электродвигатель имеет номинальную мощность 30 кВт и работает с номинальным напряжением 540 В. Максимальный крутящий момент достигает 377 Н·м. Максимальная скорость вращения вала тягового электродвигателя — 4500 об/мин. Система управления электрической трансмиссией обеспечивает автоматический выбор наиболее экономичных режимов работы, плавное бесступенчатое регулирование скорости движения и тягового усилия.
Привод каждого колеса — от индивидуального мехатронного тягового модуля
Трактор Т-240 с передним навесным устройством
Система управления трактора рассчитана на работу в следующих режимах:
Для выбора направления движения необходимо установить селектор выбора направления в соответствующее положение, а после этого нажать на педаль акселератора до достижения требуемой скорости. При нажатии на педаль акселератора задается мощность тяговых электродвигателей и формируется сигнал задания оборотов ДВС. При снятии усилия с педали электродвигатель продолжает вращение «свободным выбегом». А вот торможение осуществляется путем нажатия напольной педали тормоза.
В режиме торможения тяговые электродвигатели переходят в генераторный режим, то есть происходит преобразование механической энергии в электрическую. Генератор в режиме торможения передает часть электрической энергии в ДВС в качестве энергии вращения, а часть рассеивается на тормозном резисторе в виде тепла. При длительном удержании тяговых электродвигателей в тормозном режиме для исключения перегрева двигателей предусмотрен стояночный тормоз. Стояночная тормозная система расположена в конечных передачах и представлена дисковыми тормозами с гидравлическим механизмом управления. Управление стояночным тормозом осуществляется из кабины небольшим рычагом, расположенным слева от кресла тракториста. На тракторе устанавливаются колеса размером 21,3 R24. Гидравлическая система — раздельно-агрегатного типа с компенсацией давления и расхода рабочей жидкости, она запитывается от спаренного гидравлического насоса максимальной производительностью 100 л/мин. Максимальное давление в гидросистеме составляет 21 МПа.
На Т-240 установлен электроуправляемый пятисекционный гидравлический распределитель. Управление гидрораспределителем происходит при помощи пульта с флажковыми переключателями, расположенного в кабине. Для присоединения выносных гидроцилиндров предусмотрено три пары гидровыводов. Для присоединения навесных и полунавесных машин имеется трехточечный механизм задней навески, грузоподъемность которой — 7700 кг на оси подвеса.
Информация о состоянии систем трактора
Пульт с флажковыми переключателями для управления гидрораспределителем
Три пары гидровыводов, розетка и коннектор однопроводной тормозной системы прицепа
Рычаг управления стояночным тормозом
Для обеспечения стабильности положения сельскохозяйственной машины при различных видах работ на почвах с разнородной структурой и в целях повышения производительности трактор может оборудоваться устройством для силового, позиционного и смешанного регулирования положения заднего навесного устройства.
Трактор Т-240 без переднего навесного устройства
Информация о состоянии электромеханической трансмиссии выводится на дисплей панели управления
Шарнирное соединение двух полурам
Для фронтального навешивания сельскохозяйственных орудий на трактор может быть установлено переднее трехточечное навесное устройство грузоподъемностью 4000 кг. Для работы с прицепами и другими прицепными машинами устанавливается тягово-сцепное устройство ТСУ-2 или ТСУ-3. Несмотря на то что трактор не имеет механической коробки передач, он может быть оборудован валом отбора мощности со сменными хвостовиками, который, так же как и ведущие колеса, будет приводиться в движение от отдельного электродвигателя. Частота вращения — 540 и 1000 об/мин, а максимальная мощность на хвостовике — 116 л. с. Трактор Т-240 уже в базовой комплектации оснащен воздушным компрессором, ресивером и пневмовыводами для присоединения шланга подкачки и продувочного пистолета, а кроме того, однопроводной пневматической системой для привода тормозов прицепа.
Остов трактора состоит из двух полурам, шарнирно соединенных между собой. Управление трактором происходит при помощи гидрообъемного рулевого механизма, где поворот осуществляется при помощи двух гидроцилиндров. Наименьший габаритный диаметр поворота трактора — 6,5 м.
Трактор оборудован теплошумоизолированной кабиной каркасного типа, оснащенной регулируемым по росту и весу водителя подрессоренным сиденьем, отопителем, кондиционером, стеклоочистителями переднего и заднего стекол и другим оборудованием, необходимым для создания комфортных условий для механизатора. Для пассажира предусмотрено складное сиденье. Для уменьшения шума и вибрации кабина крепится к раме через резиновые виброизоляторы. За контроль и отображение параметров систем трактора отвечает дисплей, расположенный на рулевой колонке.
Двухместная кабина
Откидное сиденье для пассажира
Трехточечный механизм задней навески грузоподъемностью 7700 кг
Электроуправляемый пятисекционный гидравлический распределитель
Кроме того, через этот дисплей можно узнать о возникших ошибках в системе, а также увидеть всю текущую информацию о состоянии генератора и тяговых электродвигателей, например температуру обмоток, фактический ток и напряжение, скорость и другие параметры.
Габаритные размеры трактора без переднего навесного устройства:
Итак: есть еще вопросы к производителям трактора Т-240 — по дизайну, комфорту и, конечно, стоимости. Пока представленный трактор можно рассматривать как концепт, но вполне реалистичный. По заявлению разработчиков, его электромеханическая трансмиссия позволяет существенно экономить на техническом обслуживании и горючесмазочных материалах, что, несомненно, сказывается на себестоимости продукции растениеводства. И, как модно сейчас подытоживать, — будем наблюдать.
Текст и фото: Денис Шестеров (LandTech)
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.