Осенью 2024 года на международной выставке сельскохозяйственной техники АГРОСАЛОН компания Ростсельмаш представила новый зерноуборочный комбайн гибридной схемы обмолота — это комбайн Н820, о котором мы расскажем в этой статье.
Хозяйствам со значительными площадями зерновых культур требуются высокопроизводительные машины, способные не только собирать урожай с больших площадей, но и легко и без потерь работать при высокой урожайности даже в достаточно тяжелых условиях. В компании Ростсельмаш разработали совершенно новую платформу для дальнейшего выпуска зерноуборочных комбайнов, одним из которых и является представленный опытный образец первого гибридного комбайна Ростсельмаш, получивший обозначение Н820. Но обо всем по порядку.
Н820 — это зерноуборочный комбайн, максимальная производительность которого достигает 50 т/ч, что позволяет назвать его самым высокопроизводительным из всех комбайнов Ростсельмаш. Напомним, что до недавнего времени самым производительным комбайном в линейке зерноуборочных машин Ростсельмаш был комбайн Torum 785 с роторным молотильно-сепарирующим устройством, производительность которого достигала 45 т/ч.
Новый комбайн — это всего лишь одна из нескольких машин, которая будет построена на общей принципиально новой базе. В линейку гибридных комбайнов Ростсельмаш будут входить несколько машин, отличающихся мощностью двигателя, производительностью и некоторыми другими параметрами.
Основной обмолот у нового комбайна представлен однобарабанной молотильно-сепарирующей системой. Молотильный барабан имеет диаметр 800 мм и длину 1480 мм. Диапазон изменения частоты вращения барабана в сочетании с понижающим редуктором, которым комбайн оснащается по умолчанию, составляет от 250 до 1000 об/мин.
Угол охвата подбарабанья — 130°, а общая площадь деки подбарабанья — 1,38 м2. Изменение зазора подбарабанья осуществляется при помощи гидравлической системы и управляется с панели управления в кабине.
Переоборудование молотилки для работы с разными культурами стало значительно проще, так как на комбайне применена универсальная дека, а интенсивность остеотделения регулируется благодаря специальным пластинам, которые вводятся в зону обмолота. Управление этими пластинами — дистанционное, оно осуществляется прямо из кабины комбайна.
Молотильно-сепарирующее устройство комбайна унаследовало функцию глубокого сброса подбарабанья на 50 мм, которая необходима при работе в особо сложных условиях, повышающих риск забивания молотилки.
Сепарация остаточного зерна у нового комбайна, как уже упоминалось, происходит в системе с одним или двумя наклонными роторами. Модель Н820 считается самой производительной из новой линейки комбайнов, поэтому она получила два наклонных ротора диаметром 445 мм и длиной 4500 мм. Площадь сепарации на наклонных роторах — 5 м2. В зависимости от убираемой культуры скорость вращения роторов может бесступенчато изменяться при помощи вариатора в диапазоне от 430 до 1236 об/мин. На роторы масса попадает при помощи отбойного битера, оснащенного спиралевидными лопатками, благодаря которым масса максимально центруется по каждому из роторов.
Неочищенный зерновой материал после стрясной доски попадает на двухкаскадный решетный стан с общей площадью очистки 5,74 м2. Управление зазорами решет осуществляется дистанционно прямо с панели управления. Но, кроме этого, есть дублирующие кнопки настройки на левом борту комбайна в задней его части.
Ворох продувается мощным воздушным потоком, создаваемым пятисекционным вентилятором. По умолчанию его обороты регулируются в диапазоне от 480 до 1200 об/мин, но благодаря дополнительному оснащению, обороты могут настраиваться в диапазоне от 250 до 600 об/мин, что необходимо для уборки мелкосеменных культур.
В базовой комплектации на комбайне установлена система компенсации продольных уклонов «РСМ 4D-очистка», которая обеспечивает оптимизацию техпроцесса очистки при работе на продольных склонах. За уменьшение потерь на поперечных склонах отвечает опциональная система 3D-очистки.
Масса, которая подлежит повторному домолоту, на новом комбайне поступает обратно на молотильный барабан при помощи колосового элеватора. На элеваторе уже в базовой комплектации устанавливается датчик оценки возврата на домолот, который является, пожалуй, главным компонентом системы «РСМ Оценка возврата на домолот». Эта система в реальном времени позволяет наблюдать за количеством возврата массы на домолот на бортовом компьютере, что, в свою очередь, способствует быстрой и точной настройке машины.
Обмолоченное и очищенное зерно подается высокопроизводительным зерновым элеватором в зерновой бункер. Особенностью представленной машины является то, что она оснащена пробоотборником с камерой оценки качества обмолота зерна, расположенным на зерновом элеваторе. Пробоотборник позволяет в автоматическом режиме оценить качество обмолота, уровень сорности и дробленности и отображает получаемую информацию в легкочитаемом виде на дисплее бортового компьютера.
Зерновой бункер в зависимости от модели может быть разного объема. Представленный комбайн Н820 — топовый в линейке, поэтому он получил самый большой бункер: 13 500 л. В конструкции бункера применены вибропобудители и дистанционно регулируемые заслонки горизонтального шнека, благодаря которым можно регулировать нагрузку на выгрузную систему в зависимости от влажности зерна. Открытие и закрытие крышки бункера производится электроприводом и управляется из кабины.
Выгрузка зерна может осуществляться со скоростью до 140 л/с. Кроме того, комбайн оснащен системой Smart Launch, то есть устройством последовательного включения или выключения выгрузного и горизонтального шнеков. Комбайн может оснащаться двумя типами выгрузных шнеков: обычным, рассчитанным на работу с жатками до 12,4 м, и удлиненным, как, например, в данном случае, предназначенным для работы с жаткой с шириной захвата 14 м. Оба шнека оснащаются управляемым направляющим фартуком. Благодаря ему можно распределять зерновой материал по ширине кузова транспортного средства. Удлиненный выгрузной шнек может создать некоторые неудобства при транспортных переездах или хранении комбайна, поэтому он имеет складную конструкцию. Конечная часть такого шнека складывается за комбайном при помощи электропривода, когда это необходимо.
На гибридных комбайнах устанавливается двухскоростной измельчитель-разбрасыватель соломы с дистанционным управлением степенью измельчения и шириной разбрасывания. Штатная система обеспечивает равномерное распределение незерновой части урожая по полю за комбайном на ширину до 10,5 м. Опционально доступен активный соломоразбрасыватель, который как раз представлен на данном комбайне. Он позволяет увеличить ширину разбрасывания измельченной незерновой части урожая до 14 м. При необходимости сохранения соломы измельчитель переводится в режим укладки валка. В стандарте на комбайне устанавливается половоразбрасыватель с гидравлическим приводом.
В качестве силовой установки комбайн Н820 получил 8-цилиндровый турбированный дизельный двигатель ЯМЗ-65804 рабочим объемом почти 15 л и номинальной мощностью 510 л. с. Максимальный крутящий момент, которым он обладает, — 2160 Нм. Впрыск топлива в цилиндры двигателя производится при помощи системы Common Rail, а наддувочный воздух проходит через радиатор охлаждения, или интеркулер. Моторный отсек скрыт под откидным капотом, который также служит площадкой доступа к зерновому бункеру. Вращающаяся решетка радиатора при необходимости легко и быстро открывается для очистки радиаторного блока. Воздухоочиститель оснащен воздухозаборником с рифленой перфорированной решеткой, которая задерживает крупные частицы мусора.
Для доступа к моторному отсеку предусмотрена металлическая лестница, которую можно снять и использовать для обслуживания систем комбайна. Кстати, горловина топливного бака, который имеет объем 1000 л, тоже расположена на площадке моторного отсека. Чтобы облегчить ежесменное техническое обслуживание, комбайн традиционно оснащен пневматической системой с компрессором, ресивером на 100 л и пневмовыводами для присоединения продувочного пистолета.
Трансмиссия комбайна — гидростатическая. На выбор предлагается всего два режима движения: рабочий и транспортный. В рабочем диапазон скорости составляет от 0 до 15 км/ч, а в транспортном — от 0 до 40 км/ч. Гибридные модели «помладше» получат максимальную скорость 30 км/ч. Для выбора диапазона достаточно повернуть переключатель на панели, а электрогидравлическая система произведет переключение в коробке передач.
Комбайн оснащен раздельными дисковыми тормозами, которые приводятся в действие педалями в кабине. Стояночный тормоз тоже дисковый, активируемый кнопкой на панели управления.
Несмотря на достаточно внушительные размеры, у комбайна хорошая проходимость и он может работать в тяжелых условиях. Достигается это благодаря, во-первых, дорожному просвету 500 мм, а во-вторых — широкопрофильным ведущим колесам размером 900/60 R32. Если же условия уборки предполагаются самые сложные, комбайн может оснащаться подключаемым полным приводом — на управляемых колесах будут установлены гидромоторы с планетарными редукторами. Кстати, их размер — 500/85 R24. Кроме того, комбайн может оснащаться системой автоматической подкачки всех четырех колес. Благодаря ей можно снизить давление в шинах при работе в поле и повысить — при переездах по дорогам. Все это — максимально быстро и не покидая кабины, так как система управляется с отдельной панели, расположенной в кабине.
За подачу зерновой массы от приставки к молотильному аппарату отвечает наклонная камера нового поколения шириной 1500 мм. Внутри расположен цепочно-планчатый транспортер с функцией автоматического натяжения. Уже в базовой комплектации комбайн получит электрогидравлическую систему копирования рельефа поля. Но и это еще не все, так как для удобства работы и увеличения производительности на некоторых работах комбайн получит функцию гидравлического изменения угла атаки приставки, то есть режущего аппарата жатки.
Два мощных гидравлических цилиндра наклонной камеры рассчитаны на работу с тяжелыми широкозахватными жатками. Например, самая большая зерновая жатка, предлагаемая для этого комбайна, имеет ширину захвата 14 м. При переездах с поднятым адаптером наклонная камера выполняет функцию амортизатора благодаря системе гидравлического демпфирования на гидроцилиндрах подъема.
Для удобства работы механизатора комбайн Н820 оснащен новой просторной двухместной кабиной Luxury Cab II. Ее объем составляет целых 3,3 м3. Такие размеры позволили добиться максимального комфорта не только для комбайнера, но и для пассажира. Кресло на пневматической подвеске имеет удобные регулировки. Рулевая колонка с несколькими степенями свободы позволяет добиться положения, максимально удобного для работы. В передней части кабины, перед лобовым стеклом, имеются упоры для ног. Площадь остекления тоже увеличилась и составляет почти 6 м2. Боковые стойки стали уже, что позволило добиться максимальной обзорности рабочей зоны адаптера. Кабина оснащается системой климат-контроля с возможностью плавной регулировки температуры и функцией ее автоматического поддержания.
Стоит отметить и новый подлокотник со встроенной панелью управления. Клавиши управления имеют четкие и понятные пиктограммы и сгруппированы для удобства доступа к тем или иным функциям комбайна. В подлокотник встроен вместительный отсек. Джойстик ГСТ нового образца получил все основные кнопки управления, к которым необходим постоянный доступ во время работы комбайна. Чтобы было максимально комфортно работать в темное время суток, все пиктограммы кнопок и переключателей имеют подсветку. Под сиденьем пассажира расположен холодильник. Если спинку сиденья сложить, то получается небольшой столик с подстаканниками для приема пищи.
Освещение комбайна — светодиодное. Управление освещением осуществляется с отдельной панели, на которой отображается, какое освещение активировано в данный момент. Бортовая система комбайна работает под управлением информационно-голосовой системы Adviser IV, которая уже в базовой комплектации получила цветной сенсорный дисплей диагональю 10 дюймов. В базовой комплектации гибридный комбайн H820 от Ростсельмаш будет оборудоваться и системой автоматического вождения «РСМ Агротроник Пилот 1.0». Вторая гибридная версия этой системы с применением машинного зрения доступна опционально.
Также уже в «базе» присутствует система «РСМ Круиз пилот». Ну и в целом, как вы уже поняли, этот комбайн получит максимальное оснащение современными электронными системами, направленными на увеличение эффективности работы.
Итак: для новых гибридных комбайнов Ростсельмаш разработан совершенно новый дизайн, за который, кстати, комбайн получил национальную премию «Лучший промышленный дизайн России». Кроме того, при разработке комбайна было зарегистрировано 18 патентов на изобретения. Первое знакомство с многообещающей машиной можно считать законченным — теперь ждем нового уборочного сезона, чтобы увидеть этот комбайн в поле и проверить, на что он способен в реальной работе.
Текст и фото Шестеров Денис
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.