На краю России, близ небольшого города Углегорска, расположенного на острове Сахалин, молодое, но достаточно бодрое и активное предприятие «БиотексТорф» совсем недавно приступило к добыче торфа с применением современных технологий. Вообще добыча полезных ископаемых относится к первичному сектору экономики — собственно, как и сельское хозяйство. А торф достаточно востребован как в сельском хозяйстве в качестве удобрения, так и в энергетической промышленности в качестве биотоплива. Основная задача — добыча торфа двух видов: кускового и фрезерованного.
Кусковой торф представляет собой небольшие куски спрессованного торфа цилиндрической формы. Фрезерованный торф больше похож на порошок или крошку.
В советское время для добычи торфа применялись гусеничные тракторы и экскаваторы, которые не отличались высокой производительностью, надежностью и комфортом. Современная технология добычи торфа предполагает использование совершенно иной техники. Осталось выяснить: тракторы Valtra выбирают за красоту или все же это настоящие рабочие лошадки? Техника, играющая ключевую роль в добыче торфа компанией «Биотекс-Торф», — это финские тракторы Valtra, причем в основном три модели: Valtra T234 мощностью 235 л. с., Valtra T194 — 195 л. с. и Valtra T154 — 165 л. с. Всего в компании 11 тракторов знаменитого финского бренда.
У всех моделей T серии, задействованных в торфяном хозяйстве, в качестве силового агрегата установлен «родной» двигатель AGCO Power. Преимущество двигателей AGCO заключается в идеальном соответствии рабочего объема и мощности.он срабатывает и готов сбросить давление. Считается, что клапан точнее отрабатывает подачу топлива и обеспечивает двигателю хорошие силовые показатели. Всем известно, что торфяник — это болото, где нет твердой поверхности для уверенного движения техники. Именно поэтому тракторы всегда работают на спаренных шинах, а в весенний период оснащаются даже тройными, чтобы как можно раньше выехать на торфяные поля. К тому же у тракторов Valtra T серии безупречная ходовая часть. Высокий дорожный просвет (600 мм) с учетом болотных «грязевых ванн» — большое преимущество.
В отличие от многих других производителей, Valtra не использует дорогие и сложные турбины изменяемой геометрии, системы рециркуляции отработавших газов и сажевый фильтр. Двигатели оборудованы гидравлическим механизмом регулировки зазора в приводе клапана, который гарантирует высокую эффективность и стабильность работы. Давление впрыска 2000 бар обеспечивает максимальную точность и эффективность расхода топлива. Турбонагнетатель оптимального размера с электрическим перепускным клапаном создает высокий крутящий момент даже при низких оборотах. Для обеспечения максимального давления перепускной клапан плотно закрыт, но, как только обороты повышаются, а пневмоподвеска мостов в сочетании с механической подвеской кабины позволяет достаточно гладко перемещаться по торфяникам. Кроме этого, несколько тракторов из рабочего торфяного отряда оснащены реверсивным постом управления TwinTrac, который дает возможность операторам работать с навесными машинами и двигаться при этом задним ходом.
Рабочее место TwinTrac — это система работы трактора в обоих направлениях с дублирующим набором управления. Для чего, собственно, конструкторы Valtra и увеличили кабину, что сделало ее одной из самых просторных в своем классе. Вкупе с отличной обзорностью это обеспечивает комфорт оператора. Работать на болотах — не такое уж удовольствие, но рабочее пространство от Valtra скрашивает суровые условия труда. Про внешний вид трактора необходимо сказать отдельно, ведь именно за экстерьер Valtra Т серии получили престижную награду Red Dot Degisn в номинации «лучший продуктовый дизайн». Изогнутые линии обводов, фары по углам и округлые формы обшивки делают его экстерьер даже в известной степени изящным, что не очень характерно для «работяг», тем более для тех, что трудятся на торфяниках Сахалина. Но именно благодаря скошенной и обтекаемой форме капота достигнута отличная обзорность. Уровень шума (всего 72 дБ) заслуживает отдельной похвалы.
От интерьера и экстерьера можно переходить к работоспособности. Шлейф прицепных и навесных машин для работы с торфом обширен! Здесь присутствуют мульчеры, шнековые канавокопатели, профилировщики, экструдеры, ворошилки, фрезы, погрузчики непрерывного действия и многое другое. Наши «торфяные сотрудники» оснащены гидравлической системой объемом 47 л с распознаванием нагрузки и аксиально-поршневым насосом производительностью 115 л/мин, которая опционально увеличивается до 160–200 л/мин. Удобно одностороннее расположение гидрораспределителей. Также на всех моделях T серии применяются гидрораспределители с нулевой протечкой, которые снижают внутренние протечки и не допускают смещения штока. Усиленный трехточечный механизм навески обеспечивает повышенную грузоподъемность и прочность при работе с тяжелым рабочим оборудованием. Одинаковая грузоподъемность по всей длине хода рычага с максимальным вертикальным ходом 868 мм дает возможность продемонстрировать самый сильный «жим стоя» среди «одноклассников».
Для извлечения торфа из недр и образования кускового торфа применяется экструдер MeriPeat PK 1 SL R12.
Ключевой рабочий орган этого агрегата — дисковая фреза диаметром 1,3 м, которая на полметра вгрызается в слой торфа. Далее механизм напоминает огромную мясорубку: наклонный шнек подхватывает влажный торф, выброшенный фрезой, и проталкивает к ножу, который дополнительно его измельчает. После этого через отверстия выдавливаются «колбаски» спрессованного торфа. В таком виде он пролежит на поле еще не меньше недели. За это время его несколько раз перевернут, а после того, как будет достигнута заданная влажность, соберут и погрузят в транспортные средства. Производительность экструдера достигает 50 м.куб./ч.
Для получения фрезерованного торфа необходимо послойно измельчать и собирать верхний слой торфяных полей. И тут применяется фреза-рыхлитель MeriPeat PM-9.0, которая заглубляется и измельчает поверхностный слой торфа на глубине до 35 мм. Общая ширина захвата фрезы — 9 м. Рабочим органом в данном случае выступает ротор диаметром 260 мм, на котором суммарно расположено более тысячи зубьев-фрез.
Фреза-рыхлитель требует энергонасыщенного трактора, поэтому с ней также работает Valtra T234
После того как фрезерованный торф достигнет заданной влажности, его собирают в валки при помощи прицепного валкообразователя Raussi HAK-900 с шириной захвата 9 м. Он образует валок из сухого фрезерованного торфа шириной 80 см. Этот агрегат не требователен к мощности трактора, поэтому с ним может работать любой трактор из имеющегося в компании парка техники. Наверное, самый зрелищный и запоминающийся процесс на торфяных полях — погрузка фрезерованного торфа в прицеп! Для этого применяется огромный прицепной погрузчик непрерывного действия MeriPeat НК-16.5. Этот 12-колесный агрегат в рабочем положении имеет высоту 5,5 м и ширину 19 м (!). Принцип его работы достаточно прост: барабан-подборщик, вращаясь, подает сухой фрезерованный торф на транспортерную ленту шириной 1 м, которая перемещает массу в прицеп, двигающийся рядом с погрузчиком. Производительность погрузчика может достигать 1200 м3 /ч.
Чтобы получить максимальную производительность, для работы с погрузчиком необходим трактор мощностью не менее 200 л. с., поэтому здесь снова вступает в дело Valtra T234. Для перевозки торфа от погрузчика к месту временного складирования применяются прицепы MeriPeat TRL-30F. Объем кузова такого прицепа — 28 м3 , а максимальная грузоподъемность — 10,5 т.
Восьмиколесный прицеп оснащен большими шинами низкого давления, благодаря которым он уверенно перемещается по слабонесущей поверхности торфяника. Разгрузка торфа происходит на правый бок, при этом трактористу не нужно покидать кабину, чтобы открыть или закрыть борт, — все происходит автоматизированно с комфортного рабочего места в тракторе. К работе с прицепами допускаются тракторы Valtra T154 — самые «младшие» из линейки Valtra. За несколько сезонов суровой эксплуатации на торфяниках Сахалина тракторы Valtra в очередной раз доказали свою живучесть, надежность и производительность в самых непростых условиях работы.
Итак: осталось выяснить, это тракторы Valtra находят себе работу или работа находит трактор Valtra. Наши последние репортажи о тракторах этого бренда были связаны со специфическими видами деятельности: то куриный помет по полю разбросать, теперь вот — торчать в торфяных болотах. Что ж, кого-кого, а создателей Valtra точно не уличишь в халатном отношении как к дизайну, так и к производительности. Видимо, поэтому эти универсальные работники встречаются на взлетных полосах аэропортов, в полях, болотах и лесах. Вместительная кабина обеспечивает комфорт, а двигатель и трансмиссия настолько слаженно работают, что тракторам Valtra достаются особые задания.
Текст и фото: Денис Шестеров (LandTech)
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.