Тандемная дисковая борона RSM DX 850/970

От рассвета до заката О том, что в Ростсельмаш установили рекорд по дискованию, мы написали еще в прошлом номере. Теперь же настало время поделиться подробностями этого события и нашими впечатлениями от работы тандемной дисковой бороны RSM DX 850/970 в условиях запредельных скоростей и нагрузок. Чем выше скорость, тем больше почва сопротивляется рабочим органам плугов, культиваторов и борон – эту прописную истину, полагаем, знает каждый. Сопротивление означает износ, да и качество работы порой страдает! Ведь конструкторы, создавая как сами рабочие органы, так и агрегат в целом, рассчитывают, что те будут обрабатывать почву на определенных оптимальных скоростях. Если же разогнаться быстрее или, наоборот, идти по полю слишком медленно, то гарантировать нужный результат не удастся

От рассвета до заката

О том, что в Ростсельмаш установили рекорд по дискованию, мы написали еще в прошлом номере. Теперь же настало время поделиться подробностями этого события и нашими впечатлениями от работы тандемной дисковой бороны RSM DX 850/970 в условиях запредельных скоростей и нагрузок.

Чем выше скорость, тем больше почва сопротивляется рабочим органам плугов, культиваторов и борон – эту прописную истину, полагаем, знает каждый. Сопротивление означает износ, да и качество работы порой страдает! Ведь конструкторы, создавая как сами рабочие органы, так и агрегат в целом, рассчитывают, что те будут обрабатывать почву на определенных оптимальных скоростях. Если же разогнаться быстрее или, наоборот, идти по полю слишком медленно, то гарантировать нужный результат не удастся.
Вот и для RSM DX 850/970 был установлен диапазон скоростей от 6 до 11 км/ч. Если работать медленнее, то диски не дадут хорошего эффекта крошения, а если быстрее – почва будет отбрасываться из-под дисков слишком интенсивно и может нагребаться по центру агрегата. Ну а какой же рекорд устанавливается без перехода за грань возможного? Никакой! Так что нечего удивляться летящему по полю на 16 км/ч трактору с бороной. Главное, чтобы качество работы не было принесено в жертву рекордному количеству гектаров. В данном случае задние батареи были отодвинуты на 8–10 см дальше от центра продольной оси, чем это требуется по инструкции, чтобы свести к минимуму тот самый эффект «нагребания» по центру бороны. Агротехтребования нужно соблюдать, да и выгоду от «высоких скоростей» оценивать, хотя здесь все не так критично – в поле время дороже денег. Но об этом мы расскажем в конце статьи, сейчас же настал черед рассмотреть нашу дисковую рекордсменку поближе, благо пора заправлять трактор.
5c1377ec4e4de_2.jpg

Несмотря на превышение рекомендованной рабочей скорости на 3–4 км/ч, проблем с качеством почвообработки не возникло

5c1377ec5105d_3.jpg

Первым эшелоном в RSM DX 850/970 вступают в бой 36 вырезных сферических дисков. Они работают весьма агрессивно и с полным перекрытием, обеспечивая подрезание почвы даже по центру бороны

5c1377ec4da01_4.jpg

Все 24 подшипниковые опоры батарей на RSM DX 850/970 необходимо регулярно шприцевать. Делать это следует каждые 20 рабочих часов

5c1377ec4a4f2_5.jpg

И «ромашки», и гладкие сферические диски имеют рекордную для такого класса борон толщину – 9 мм, и в этом нет ничего удивительного – борона относится к классу тяжелых

Конечно, первое, что сразу бросается в глаза при взгляде на тандемную X-образную борону, – это то, что здесь используется комбинация вырезных и гладких сферических дисков. Первым рядом батареями идут 36 «ромашек», а вторым – 38 обычных гладких дисков. Обусловлено это разными углами атаки: «зубастые» заходят в почву более агрессивно, на 20°, а простые – на 17°. Кроме того, передние дисковые батареи расположены так, что работают они с полным перекрытием. Сами диски выглядят весьма внушительно: диаметр 660 мм, толщина 9 мм. Давление на один диск на RSM DX 850/970 составляет 124 кг. С внешней стороны на двух задних крайних батареях установлены закрывающие диски. Они несколько меньше по диаметру, их основная задача – убрать развальную борозду между смежными проходами бороны.
Производитель заявляет, что все диски изготовлены из борсодержащей стали, которая одновременно обеспечивает высокую прочность, гибкость и износостойкость. Диапазон рабочей глубины обработки RSM DX 850/970 с этими дисками составляет от 7 до 17 см.
Вторым наиболее интересным узлом RSM DX 850/970 являются сами батареи и их подвеска, ведь мощным дискам необходимо не менее мощное крепление. Конструкция батарей выглядит весьма внушительно, валы дисковых секций имеют диаметр 50 мм. При этом производитель заверяет, что после получения агрегата с завода подтягивать краевые гайки на валах вам придется не скоро: они затянуты с усилием 4339 Н·м. Сразу узнать, какой длины трубу нужно взять, чтобы затянуть их так крепко, в хозяйстве не удалось, однако потом мы все же нашли ответ в руководстве по эксплуатации – труба 3 м и 145 кг нагрузки! Хотя, вполне возможно, делать это вам и не потребуется. Здесь установлены сдвоенные шариковые подшипники в самоцентрирующемся подшипниковом корпусе T2-215. Такой узел выдерживает нагрузку до 10,5 т при 33 об/мин. Всего в дисковых батареях 24 подшипниковых опоры, которые необходимо шприцевать каждые 20 часов работы, а если условия сильно пыльные – лучше каждую смену. Сверху подшипники прикрыты защитными пластинами – это обеспечивает дополнительную защиту от попадания в них грязи, стерни и камней.
Защиту дисков и подшипников батарей от преждевременного износа и разрушения обеспечивают мощные С-образные стойки Stone-Flex. На каждую батарею диска их приходится по три-четыре штуки. Они сглаживают пиковые нагрузки, если батарея налетела на камень или иное препятствие.
5c1377ec4c7d6_6.jpg

Цель установленных на концах удлинителей крыльев закрывающих дисков – борьба с развальной бороздой между смежными проходами агрегата. Здесь же можно увидеть одну из С-образных стоек крепления батареи и корпус подшипниковой опоры с пресс-масленкой

5c1377ed1ba86_7.jpg

Чистики дисков закреплены побатарейно на балках. Время от времени крепления этих балок к раме и крыльям необходимо проверять

5c1377ed07df3_8.jpg

Ходовая часть центральной рамы и боковых секций однотипная, различие есть лишь в месте установки и качающихся валах. На центральной раме вал общий для обоих балансиров

5c1377ece5caa_9.jpg

При работе агрегат должен быть всегда выставлен «в горизонт», делается это вот такой ручкой. Если же этого не сделать, то не стоит удивляться, что диски первого и второго ряда идут не на одной глубине

Важным моментом является то, что внутри дуги у пружинных стоек установлены ограничители хода. Благодаря им стойка не лопнет, если нагрузка окажется чрезмерной. Очистка внутренней поверхности сферических дисков от налипающей на нее почвы возложена на чистики, закрепленные также побатарейно на отдельной балке. В зависимости от конкретного места установки они представлены тремя основными типами: прямым, изогнутым под 90° и стоечным. Первые два типа чистиков могут быть цельными или сборными. В нашем случае были установлены цельные, более массивные и надежные, но с ними больше мороки с заменой: вместо двух гаек с болтами придется закручивать четыре. Зазор между диском и чистиком всегда должен составлять от 1 до 3 мм. Впрочем, судя по едва заметному износу чистиков после завершения рекордного заезда, делать это придется нечасто. Что же касается стоечных чистиков, то они предназначены для дисков, идущих под опорами. И последнее: разумеется, все чистики подразделяются на правые и левые.
А что у нас с рамой? О, здесь разговор особый: фактически она составная, причем левая и правая ее части, соединенные между собой фланцевым соединением, неодинаковы по ширине! Левая часть шире, чем правая, и сделано это было, очевидно, для того чтобы линия тяги агрегата проходила через цельные балки рамы, а не там, где ее части скручены между собой болтами. Дополнительную прочность рамы обеспечивает мощный качающийся вал диаметром 14 см. Он же отвечает и за ее подъем и опускание. Кстати, у всех трех моделей линейки RSМ DX 850 рамы абсолютно одинаковые, унифицированные. Различаются они между собой размером крыльев, дисковых батарей и удлинителей. Так, применительно к RSM DX 850/970 передние удлинители имеют длину 735 мм, а задние – 1167 мм.
Не менее мощными, чем рама, являются и боковые секции. Фактически, с некоторыми изменениями они повторяют пространственную схему конструкции частей основной рамы агрегата. Из дополнительных элементов здесь всего один раскос и поперечный усилитель в месте крепления гидроцилиндра. Точно так же, как и на раме, качающийся вал ходовой части секций придает им дополнительную жесткость.
Ходовая часть агрегата включает в себя шасси центральной рамы и секций. Основной опорный элемент – балансиры с парами колес 400/60-15,5; два приходятся на центральную раму и по одному – на секции. Балансирная подвеска колес обеспечивает оптимальное копирование рельефа поля и более равномерное распределение массы агрегата. В колеса на центральной раме нужно «надуть» 3,5 бар, а на секциях – 2,5 бар. Любопытной особенностью ходовой являются съемные шпиндели колес, благодаря которым колесо вместе со ступицей можно снять ну очень быстро! А вот что касается ступичных подшипников, то за ними нужен глаз да глаз, и речь идет не о простой забивке смазкой, а о необходимости периодической регулировки зазора. Только в этом случае они проработают долго. Хотя в такой конструкции узла есть и плюс – разбирается-собирается он на раз-два.
5c1377ecd0fa9_10.jpg

C клипсами на штоке гидроцилиндра регулировать рабочую глубину и быстрее, и удобнее!

5c1377ed13a1b_11.jpg

Блокировочные краны хорошо доступны. Главное – после их закрытия не забыть выполнить все остальные необходимые блокировки

Технические характеристики
RSM DX 850/970
Тип машины тандемная дисковая X-образная дисковая борона (тяжелая)
Рабочая ширина захвата 9,7 м
Глубина обработки 7–17 см
Количество дисков 36 (вырезных) + 38 (гладких)
Диаметр/толщина дисков 660/9 мм
Расстояние между дисками 267 мм
Рабочая скорость 8–11 км/ч
Производительность за 1 час основного времени (при рабочей скорости 10 км/ч) 9,7 га/ч
Транспортная скорость 10 км/ч
Дорожный просвет 240 мм
Требуемая мощность ДВС трактора 340–375 л. с.
Габаритные размеры и масса
Длина 7,80 м
Ширина в рабочем/транспортном положении 10,50/5,40 м
Высота в рабочем/транспортном положении 2,00/4,50 м
Собственная масса 9200 кг
Гидравлическую систему агрегата нельзя назвать навороченной, здесь только разумный минимум: три гидроцилиндра, отвечающих за поднятие и опускание рамы с секциями по горизонту, два гидроцилиндра, поднимающих боковые секции в транспортное положение, плюс РВД и другая гидроарматура. Регулировка глубины обработки стандартная – клипсы на штоке центрального гидроцилиндра. Не возникло у нас претензии и по части перевода бороны в рабочее и транспортное положение. Определенные нарекания вызвала лишь схема прокладки РВД. Видимо, из-за спешки при сборке агрегата на месте установки рекорда некоторые рукава на раме оказались переплетены или сильно выступали за габариты балок, по которым они, по идее, должны были быть проложены четко. Это говорит о том, что фиксаторов рукавов на заводе можно было бы предусмотреть и побольше. Впрочем, слава богу, обошлось без разрывов.

Дополнительные подробности

Дополнительную защиту подшипниковых узлов и дисков от ударных нагрузок при наезде на камни и другие препятствия обеспечивает плавающая сцепка. Она же способствует и более точному копированию рельефа поля для гладкой и ровной дисковки. Опционально для дисковых борон предлагаются составные чистики. Основная часть (стойка) в них такая же, как в обычных, а вот рабочая часть (скребок) существенно шире, 100 мм. При износе скребок можно просто поменять, не снимая крепление чистика с балки.
Итак: самое главное у нас в последнем абзаце – картина работы. Несмотря на высокую рабочую скорость, никакого эффекта нагребания почвы в центральной части агрегата мы не заметили. Работала борона на глубине – 10 см, качество заделки растительных остатков и стерни мы оценили как очень хорошее. Что же касается качества крошения, то здесь оценка – твердая четверка: крупные комки нам все же попадались. Важно заметить, что в данном случае мы говорим о качестве крошения для предпосевной почвообработки. Жаль, что в Ростсельмаш не предлагают для этого агрегата никаких опциональных секций второго эшелона. Понятно, что нужны они будут только во время предпосевных работ, где, вполне возможно, небольшая секция зубовой бороны или агрессивный почвенный каток смогли бы повысить качество обработки почвы. Ведь высокая рабочая скорость трактора RSM 2375 с агрегатом, которую он демонстрировал на протяжении всего светового дня, явственно дала нам понять: у этого тандема еще есть резерв мощности.

Текст и фото: Алексей Андреев

Подпишись и читай материал полностью