Компактные дисковые бороны

В 90-е годы прошлого века компактная дисковая борона считалась данью моде и будущее ее казалось весьма неопределенным. Однако затем открылась новая страница в истории этих орудий, и сегодня производители почвообрабатывающей техники включают в свои производственные программы уже по несколько их моделей и типов. В связи с такой популярностью предлагаем рассмотреть вторичный рынок компактных дисковых борон.

Компактное боронование
В 90-е годы прошлого века компактная дисковая борона считалась данью моде и будущее ее казалось весьма неопределенным. Однако затем открылась новая страница в истории этих орудий, и сегодня производители почвообрабатывающей техники включают в свои производственные программы уже по несколько их моделей и типов. В связи с такой популярностью предлагаем рассмотреть вторичный рынок компактных дисковых борон.


Компактные дисковые бороны – уже не просто тренд. Они появились на рынке более 20 лет назад, и их победоносное шествие кажется непрерывным, ведь, помимо измельчения и заделки в почву пожнивных остатков, ради чего, собственно говоря, эти орудия изначально и создавались, производители, создавая новые типы борон, значительно расширяют область их применения.
Особенно востребованными становятся массивные орудия с крупными дисками для более глубокой обработки, благодаря которым заделка в почву умеренной

pic2.jpg Как правильно подобрать диаметр дисков? Если вам нужны глубокая обработка и заделка большой массы пожнивных остатков, следует выбрать диски большого диаметра, но при- дется смириться с таким недостатком, как увеличенная масса орудия

массы пожнивных остатков стала возможной в один проход.
Высокая скорость движения при эксплуатации дисковых борон допустима, а в ряде случаев и просто необходима, и даже при небольшой рабочей ширине захвата достигается высокая производительность по площади. Поэтому для многих сельхозпредприятий компактная дисковая борона является разумным дополнением к культиватору. Альтернативой последнему она становится, когда с ее помощью можно вести глубокую обработку дисками увеличенного диаметра. У того, кто интересуется подержанным оборудованием, есть неплохие шансы найти достойное предложение, поскольку рынок бывших в употреблении дисковых борон довольно большой. На просторах Интернета можно найти десятки вариантов, главное – не терять здорового скептицизма относительно качества материалов, если даже 3-метровая борона продается уже за 5000 евро, хотя цена, конечно, завораживает.

pic3.jpg Износ дисков проверить несложно. Например, в Väderstad даже разработали специальный инструмент, с помощью которого износ можно проконтролировать на месте

pic4.jpg При определении цены новой модели на основе существующей структуры цен ключевым вопросом является оценка изнашивающихся деталей

Первым решающим критерием поиска дол- жен стать выбор правильного типа орудия. Какова мощность имеющегося в распоряжении трактора? Какова грузоподъемность заднего механизма навески? Какова величина обрабатываемой площади? И наконец, какие типы почв будут обрабатываться дисками?

А теперь о сферах применения. Для обработки пожнивных остатков в чистом виде или подготовки посевного ложа вам будет достаточно орудия с гладкими и относительно небольшими, диаметром от 45 см, дисками.
Однако если предполагается обрабатывать почву на глубине более 7 см, то предпочтительнее диски диаметром свыше 50 см. Бороны с дисками диаметром от 73 см чаще всего предлагаются новыми и очень редко встречаются на вторичном рынке.

pic5.jpg Каток, следующий за дисковой бороной, для большинства типов почв определяет качество обработки. При его осмотре особое внимание следует уделить подшипниковым узлам


С учетом большой глубины обработки и необходимости стабильного ведения по глубине массивность таких орудий становится их преимуществом, при условии что трактор будет в состоянии их поднять. В противном случае в игру вступают полуприцепные и более дорогостоящие агрегаты.

Соотношение цены и характеристик износа играет ключевую роль. В то время как затраты на замену изнашивающихся деталей – лап, направляющих щитков, отвалов – культиватора распределяются равномерно в течение всего срока службы, дисковые бороны не требуют ремонта в течение длительного времени. Но уже при появлении первых поломок ремонт начнет обходиться в копеечку даже при условии распределения затрат на большие площади. Поэтому стремитесь получить подробную информацию о стоимости запчастей и степени износа подшипников и дисков.
Диски диаметром больше 60 см (например, для Lemken Rubin 9) имеют и больший запас износа, нежели небольшие. В соответствии с этим и формируются цены запчастей. Износ можно оценить с помощью обычной складной линейки. Заодно проверьте стойки дисков: если диски абсолютно одинаковы, причем неважно, уменьшились ли они за счет износа или, будучи установленными на новом орудии без учета их небольшого размера, постоянно работали на относительно большой глубине, то довольно часто проявляется износ нижней части стойки. Некоторые производители устанавливают корпус подшипника непосредственно на эту стойку, и при слишком сильном заглублении на нем появляются следы износа.

pic6.jpg Если корпус подшипника остался невредимым, достаточно заменить сам подшипник. Для этого потребуется заказывать каждую позицию отдельно

Наряду с дисками именно подшипниковые опоры становятся вторым по важности определяющим критерием технического состояния компактной дисковой бороны. Лишь немногие производители, такие как Evers, устанавливают на опорах регулируемые конические роликоподшипники, которые не поставляются с интегрированными уплотнениями. Кроме того, такие подшипники приходится подстраивать с помощью гайки, для того чтобы не было люфта. Но внимание! Если они затянуты слишком туго, то начинают сильно нагреваться. Большинство производителей (Lemken, Amazone, Väderstad, Horsch, Kverneland, Pöttinger, Maschio) использует радиально-упорные шарикоподшипники в двойном исполнении, которые, в отличие от конических роликоподшипников, не требуют дополнительной настройки. Кроме того, они герметичные, а значит, не требуют регулярной смазки. Между ними существует лишь одно принципиальное отличие: некоторые производители (например Lemken) в качестве смазочного материала наполняют подшипник консистентной смазкой, другие – маслом, поэтому обязательно необходимо проверить не только правильность его посадки, но и герметичность! Будут ли диски после длительного хранения крутиться без сопротивления? В порядке ли внешний вид уплотнений?
Цена запчастей тоже имеет большое значение, если вы, подыскивая подходящее орудие, вдруг обнаружите неисправные подшипники. В большинстве случаев достаточно заменить только сам подшипник, не меняя его корпус, поэтому обязательно поинтересуйтесь у дилера ценой отдельного ремкомплекта. Расспросите про стоимость и подшипника, и кассетных уплотнений, и специальных смазочных материалов. Проверьте доступность запчастей для изделий вышеупомянутых производителей с Дальнего Востока. Вполне может оказаться так, что на них установлены компоненты известных компаний – например, в нашем случае это был подшипник SKF.

pic7.jpg Опоры дисков устанавливаются с использованием радиально-упорных шарикоподшипников, их техническое состояние предопределяют кассетные уплотнения. Справа в качестве примера приведен подшипник бороны Rubin Lemken. В данном конкретном случае уплотнение должно быть защищено дополнительными очищающими шайбами (внизу слева). Внизу справа – подшипник компактной бороны Väderstad Carrier


pic8.jpg Механизм регулировки глубины «дешевой» бороны после обработки 150 га. Отверстия перфорированной рейки имеют видимый износ

pic9.jpg Устройства защиты от перегрузки с резиновыми вставками – дело хорошее, к тому же не требующее обслуживания


Качество обработки в значительной степени определяется правильно подобранным для ваших местных особенностей и почв катком (или их комбинацией). Выбор здесь огромный, начиная с простых трубчато-планчатых катков и заканчивая катками с клиновидными дисками и сдвоенными трапециевидными катками. Их износостойкость – не проблема при условии, что подшипниковые опоры и установленные скребки, если они предусмотрены конструктивно, находятся в исправном состоянии. Регулировка глубины обработки может осуществляться и гидравлически, что значительно повышает комфортность настроек, особенно при частой смене полей и типов почв.
Проверьте раму орудия. Регулируются ли ряды дисков относительно друг друга? Имеются ли трещины несущих конструкций? Как выглядят предохранительные устройства дисков от перегрузки? Наряду с пружинами, установленными на крупных боронах, здесь стоит упомянуть о резиновых амортизаторах, которые широко используются многими производителями. То, что они необслуживаемые, вовсе не означает, что они не изнашиваются, а посему рекомендуем вам проверить все детали из резины и посадку диска. Очень важно обеспечить равномерный перенос напряжения по всей ширине орудия, что, к сожалению, в большинстве случаев можно оценить только в ходе практической эксплуатации.

Рассматривая состояние износа, скажем пару слов о ценах: их диапазон составляет от 7000 евро за навесную 3-метровую дисковую борону от «безымянного» производителя до перенесшей капитальный ремонт бороны Väderstad-Carrier с шириной захвата 6,50 м стоимостью 24 000 евро.

pic10.jpg Прицепные дисковые бороны при той же ширине захвата, безусловно, тяжелее, чем аналогичные навесные модели. Их преимущества проявляются при вхождении в почву, а кроме того, ходовые качества при работе в поле улучшаются. К недостаткам относится более высокая цена


pic11.jpg Требующие дополнительной регулировки конические роликоподшипники встречаются лишь у некоторых производителей

Настоящие промахи в отношении износа орудий являются скорее исключениями из правил, поскольку практики способны адекватно оценить уровень износа дисков и состояние подшипников.

Итак: «компактное боронование» – больше чем просто тренд, поскольку вработка пожнивных остатков не является единственным предназначением этих орудий, да и на вторичном рынке компактные бороны активно покупаются и продаются. Рынок предлагает широкий спектр вариантов и моделей. При возникновении покупательского интереса и ведении переговоров о цене ключевым критерием является состояние изнашивающихся деталей, в первую очередь дисков и подшипников. Если эти компоненты требуют незамедлительной замены, стоит поинтересоваться стоимостью запасных частей. Здесь диапазон, в зависимости от производителя, довольно широкий.

Текст: Тобиас Бенсинг
Фото: Хуберт Вильмер,
Штефан Товерник,
Тобиас Бенсинг