Продолжаем созидать вместе

2050.ЛАБ – центр промышленного дизайна нового поколения. Работая над проектом, сотрудники не просто меняют облик конкретного объекта, но и формируют характер продукта, наделяют смыслами, моделируют жизненный цикл, трансформируют внешнюю и внутреннюю среду. Понимая колоссальный потенциал промышленного дизайна для экономики и бизнеса, Национальный центр промышленного дизайна и инноваций вносит реальный вклад в создание нового имиджа российской продукции, делает ее привлекательной, современной, конкурентоспособной. Чтобы всем хотелось ездить на российских поездах и автомобилях, пользоваться отечественными гаджетами и бытовой техникой.

  Насколько готовы российские производители и машиностроители обращаться к промышленным дизайнерам рассказала Анна Кулешова, директор по проектам Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ

Промышленный дизайн — это не только про красоту. Насколько важен промышленный дизайн для бизнеса?

— Действительно, дизайн — это не про «красиво», точнее, не только про «красиво». А, скорее, про эмоции. Для нас хороший дизайн — когда каждый, кто взаимодействует с предметом, испытывает положительные эмоции, получает позитивный опыт.

Эстетика продукта, безусловно, очень важна, но в промышленном дизайне первостепенное значение имеет именно функционал предмета. Поскольку индустриальный дизайн — это весь предметный мир, то его значение для создания по-настоящему продуманных вещей сложно переоценить. Тренд усиливается тем, что наша страна сейчас активно занимается суверенизацией. И промышленный дизайн — ключевое условие для создания современных отечественных продуктов и брендов. Для промпредприятий, которые хотят производить не просто продукт, а качественный, востребованный, актуальный продукт, работа с промышленными дизайнерами — обязательное условие.

 

С какими запросами могут обращаться машиностроители к специалистам промышленного дизайна?

— С любыми задачами по улучшению восприятия и пользовательского опыта потребителей. Особенность железнодорожной отрасли в том, что наши потребители — очень разные люди. Конечный пользователь — это, в первую очередь, требовательный пассажир. Его представление о комфорте (комфортной поездке) сформировано хорошими автомобилями, самолетами. Мы, выбирая автомобиль, не хотим купить что-то «как раньше», средненькое. На первый план выходит комфорт, надежность, плюс эмоции, приключение — некий привлекающий образ. Если не предлагать этого пассажиру — он будет выбирать другой вид транспорта. Например, мы знаем, что сейчас в московском метро пассажиры пропускают номерные вагоны и дожидаются вагона новых серий, так как они тише, комфортнее, с зарядками и т. д.

Вторая достаточно большая группа — это все те, кто эксплуатирует и ремонтирует железнодорожный транспорт. Машинисты, проводники, работники депо. Им тоже должно быть удобно и приятно работать. Например, с выпуском маневрового локомотива ТЭМ23, нашего красавца, машинисты, работающие на нем, стали ходить на работу в униформе, а не в засаленных рабочих робах.

Есть и третья важная группа. Транспорт — это еще и визитная карточка города, региона, страны. И своеобразный индикатор современности, эффективности и активности руководителей города. Из своего опыта мы видим, что московские власти придают особое значение транспорту. Есть общая айдентика (обозначение) — это логотипы, паттерны, фирменные цвета, которые объединяют весь городской транспорт: автобусы, трамваи, троллейбусы, метро, речные трамваи.

У всех этих потребителей разные задачи и разные требования, объединение которых в одном объекте — и есть наша прямая задача. Можно сказать, что промышленные дизайнеры — адвокаты пользователя, так как наша задача — всегда держать в фокусе разработки потребности людей. Дизайн — это всегда про людей.

 

— Как понять, что созданный дизайн продукта — хороший?

— Есть известная фраза, которую сказал американский графический дизайнер Джо Спарано: «Хороший дизайн виден сразу. Отличный дизайн незаметен». Думаю, она подходит и для промышленного дизайна. Качество дизайна определяет пользовательский опыт и длина пути реализации сценариев использования объекта. Объясню на примере чайника. Это довольно стандартная утилитарная вещь. Но представим, что вы берете чайник и обжигаете пальцы, потому что ручка сделана из нагревающегося материала. Или вы постоянно переливаете воду, потому что непонятно, где максимальный уровень налива. Или, например, чтобы включить чайник, нужно нажать несколько кнопок в разных местах. Дизайн такого чайника не очень хорош. Ведь ваш пользовательский опыт — неудачный. И наоборот. Вы используете, к примеру, телефон. И интуитивно понимаете расположение кнопок и функций даже без инструкции. Это означает, что промдизайнер отлично поработал над предметом.

 

— Какие производители в отрасли машиностроения чаще всего обращаются к профессионалам промышленного дизайна?

— Согласно данным исследования Российского союза промышленников и предпринимателей, проведенного в 2023 году, 65% компаний с выручкой больше 10 млрд рублей считают вклад промышленного дизайна в бизнес серьезным конкурентным преимуществом.

Поэтому можно сказать, что постепенно весь сектор осознает, зачем нужен дизайн. Наш партнер ТМХ – конечно, один из лидеров по внедрению промдизайна в создание продукта.

Не отстают и машиностроители, производители различной техники, например лифтов, оборудования.

 

— Можно ли говорить об эффективности промышленного дизайна для бизнеса на примере ТМХ?

— Объем реализации товаров и услуг группы по итогам 2023 года вырос на 30% и превысил 400 млрд рублей. Наиболее существенный прирост продаж зафиксирован в сегменте поездов метро — на 37%), электропоездов (31%). И компания напрямую связывает это с выпуском новых продуктов, созданных с помощью промышленных дизайнеров нашей студии: ЭМКА2, ТЭМ23, метропоезда «Балтиец», электропоезда «Иволга» и ЭП2ДМ. Пассажиры также замечают, каким удобным и красивым стал общественный транспорт.

Вот несколько примеров: мы обновили маску и форму головного вагона, ливрею и интерьер, диваны поезда ЭП2ДМ. И, согласно опросам, 85% пассажиров отметили «значительное повышение комфорта» сидений в поезде. Еще один кейс — электропоезд «Иволга 3.0»: 92% опрошенных пассажиров высоко оценили дизайн интерьера поезда, который также создан 2050.ЛАБ.

 

— На больших промышленных предприятиях существуют собственные конструкторские бюро для разработок новых моделей или усовершенствования существующих. Как вы считаете, логичнее и проще содержать в штате собственных дизайнеров или приглашать дизайн-студии?

— Промпредприятия используют оба варианта работы с дизайном. Но у сотрудничества с бюро, такими как 2050.ЛАБ, есть огромное преимущество. Простыми словами его можно сформулировать как «перекрестное опыление». Что это значит? Дизайнеры, работающие в студиях, имеют опыт создания объектов для разных сфер, а потому могут предлагать непривычные, уникальные решения для одной отрасли, позаимствованные в другой, тем самым обогащая проект. Кстати, насмотренность — один из самых важных инструментов дизайнера.

 

— На что машиностроителям необходимо обращать внимание при выборе специалистов по промышленному дизайну?

— Конечно же, первое, на что стоит обратить внимание, — кейсы и портфолио студии и команды. Также немаловажен опыт работы с крупными компаниями и сложными многоэтапными проектами, ГОСТами. Но в любом случае создание качественного объекта невозможно без погружения и личного участия заказчика. К сожалению, иногда клиенты думают, что можно просто составить ТЗ и забыть о проекте до его презентации и сдачи. Но так не работает — только совместными действиями команды (дизайнеров, инженеров, конструкторов, маркетологов и т. д.) можно создать уникальный продукт.

 

— Поддерживает ли государство развитие промышленного дизайна? Существуют ли льготы, гранты, субсидии?

— Сейчас в России промышленный дизайн начал активно развиваться. Заметно, что в последние годы индустрии уделяется внимание со стороны госструктур, и в первую очередь — Министерства промышленности и торговли РФ. Созданы механизмы государственной поддержки отрасли: разработана дорожная карта по ее развитию, учреждена премия «Лучший промышленный дизайн», осуществляется поддержка инициатив и проектов по продвижению индустрии. Например, Минпромторг является партнером V Международной конференции по промышленному дизайну Design Day 2050, которую проводит наша студия. Мероприятие пройдет 29 июня, в Точке кипения МИСИС, в Международный день промышленного дизайна.

 

— Какие учебные заведения готовят специалистов по промышленному дизайну? Есть ли в отрасли кадровый дефицит?

— Работа с кадрами — ключевой вопрос для промышленного дизайна. Смотрите, в сфере дизайна в Москве задействовано примерно 17,2 тыс. человек. Из них только 2,2 тыс. — в сфере промышленного дизайна. А кафедры промышленного дизайна есть всего в нескольких вузах. Это прежде всего Академия имени Штиглица, Строгановка, Бауманка, Политех, ВШЭ, Британка, МИИТ. Со всеми 2050.ЛАБ активно сотрудничает.

Рынок развивается и профессионалов не хватает. Профессия востребована, и талантливые выпускники быстро находят работу. Поэтому мы сами растим кадры. В 2021 году 2050.ЛАБ создала магистерскую программу «Промышленный дизайн и инжиниринг» в НИТУ «МИСиС».

 

— Одна из «страшилок» нашего времени: сможет ли искусственный интеллект заменить промышленного дизайнера? Что вы об этом думаете?

— Про ИИ сейчас говорят все. О том, насколько быстро обучаются сети, что вообще они могут делать. И расхожий вопрос: заменит ли ИИ дизайнера? Ответ: нет. Но при этом он существенно упросит дизайн-процесс. Уже сейчас рутинные операции дизайнеры с успехом переложили на ИИ.

Россия, кстати, здесь вполне в мировом тренде. По оценке HeadHunter, российские компании стали активнее искать специалистов, которые умеют взаимодействовать с нейросетями: с августа 2022-го по март 2023 года число запросов на них выросло более чем вдвое.

ИИ выполняет трудоемкую повторяемую работу по масштабированию решений, автоматизации или помогает сократить процесс на стадии презентации уже придуманной человеком идеи, а человек может решать стратегические задачи. Но перекладывать на компьютер ответственность за результат еще рано.