— Анна Дмитриевна, обстановка вокруг цен на зерно в этом году показала, что необходимо строить не только современные объекты для хранения зерна, но и перерабатывающие комплексы. Стало ли у вас больше заказов на строительство? На какие объекты самый большой спрос? По хранению и транспортировке? Или теперь больше заказов на перерабатывающие комплексы?
— Если оценивать номинальный спрос и востребованность, то — да, в целом мы констатируем рост заказов среди наших клиентов. Тем не менее мы все действуем в условиях реального рынка, в текущих обстоятельствах — а их логика, как говорили классики, сильнее логики намерений, поэтому следует говорить про объективную покупательную способность, то есть про то, насколько пожелания могут быть выражены на уровне спроса. С этой точки зрения число заявляемых проектов практически не изменилось. Хотеть недостаточно — наши аграрии неизменно действуют в условиях высокой неопределенности, да и мир в целом сейчас «потряхивает», во всех смыслах. При предсказуемых макроэкономических показателях интерес к проектам развития, несомненно, был бы выше.
Очевидно, что наращивание мощностей по хранению и транспортировке — простой и понятный путь. Рынок никто не отменял. Купить-продать всегда проще, переработка же ставит более высокий входной ценз по всем аспектам — и в объеме инвестиций, и в технической компетентности, и в обеспеченности человеческим фактором. Поэтому пока речи об изменении структуры эксплуатации нет. По-прежнему соотношение составляет 85 к 15 в пользу «быстрых» денег. Но заказчиков, нацеленных на получение большей добавочной стоимости, на работу в глубоких технологических переделах, все равно становится больше, потому что сама логика развития экономического процесса, особенно с учетом событий последних полутора лет, направляет всех сильных операторов именно в данную сторону.
Переработка будет расти (при прочих равных), в этом нет никаких сомнений, и мы в KOBLiK этому только рады: нашей стране, ее гражданам это нужно, потому что идет на пользу тем, кто связывает свою жизнь с Россией.
— Россия и Китай подписали крупнейший в истории контракт на поставку зерновых — на сумму около 25,7 млрд долларов. Договоренность об экспорте из России зерновых, зернобобовых и масличных культур — масштабная и долгосрочная. За 12 лет планируется продать в КНР около 70 млн т зерна...
— В конце ноября — начале декабря на встрече глав правительств России и Китая будет подписан межгосударственный договор о «Новом сухопутном зерновом коридоре». Благодаря Забайкальскому зерновому терминалу эта инициатива позволит увеличить экспорт российского зерна в КНР до 8 млн т в год, который в дальнейшем, за счет строительства новой инфраструктуры, планируется довести до 16 млн т.
Важно, что сейчас предусматривается развитие сухопутной транспортной инфраструктуры, что, с одной стороны, требует высоких инвестиционных вложений, с другой — позволит сбалансировать товарные потоки и структуру товарооборота между Россией и Китаем. Поэтому развитие сухопутных путей с одновременным строительством товарных логистических хабов позволит повысить эффективность внешнеторговых операций с Китаем, тем более что в бюджете страны на 2024 год предусмотрены средства на внешние кредиты, ориентированные на развитие инфраструктурных проектов.
— Анна Дмитриевна, ваша группа компаний получает заказы на строительство объектов на Дальнем Востоке и в Забайкальском крае, которые будут задействованы в зерновой сделке с Китаем?
— Конечно же, у нас есть проекты в упомянутом макрорегионе. И каждый год мы открываем несколько объектов. В минувшем году это, например, недавно введенный в эксплуатацию комплекс от «АНК» и «Таргет Агро». Но, по нашему опыту, с момента открытия каких-либо окон возможностей до начала активных действий на местах проходит определенный срок, реакция имеет латентность — выраженный лаг, если хотите. Как правило, он составляет от одного года и более.
Упомянутая инициатива — сложная история, и условия ее реализации в привязке к географии и локальной экономике тоже непростые. Поэтому маловероятно, что начнется специфичная «зерновая лихорадка». Мы поддержим наших аграриев всеми силами, как бы там ни было. Нашей стране нужна эффективная инфраструктура за Уралом, на уровне компании мы также с удовольствием расширим экспертизу. Давайте производить, строить, улучшать будущее — за нас никто это не сделает.
Со своей стороны мы желаем труженикам агросектора, друзьям и коллегам максимальных успехов — новый сезон нам всем надо пройти на совесть, с хорошими результатами.
AR.
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.