1. Производство в отрасли строительно-дорожного машиностроения в 2023 году в России выросло по сравнению с 2022 годом на 16%. Это рост в денежном выражении? Есть ли рост в количественном выражении?
Рост на самом деле 16% на наш взгляд недостаточный с учетом того, что довольно низкая доля на внутреннем рынке строительно-дорожной техники, собственно, поэтому хотелось бы чтобы этот рост был значительно выше там 30-40 процентов в идеале. Но это действительно не только рост цен, а это и рост количества. Мы видим в статистике в штуках, что во всех сегментах отрасли строительно-дорожного машиностроения наблюдается рост именно выпуска машин в штуках.
2. Могут ли российские производители полностью обеспечить рынок?
К сожалению нет. Годы, когда игнорировался такой важный стратегический вопрос как технологическая независимость и когда фактически западные бренды заваливали рынок своей продукцией, обучали специалистов-строителей работать только на западной технике, привносили сюда технологии, под которые как раз и используются в основном западные бренды, западные машины. Во многих сегментах обрушили спрос на российское производство и наши заводы при отсутствии практически полной государственной поддержки свои позиции сдали.
Если говорить о массовых таких сегментах и стратегически важных — как экскаваторы, экскаватор-погрузчики, фронтальные погрузчики, мини-погрузчики, там доля наших машин не превышает 5-6 процентов, а при этом емкость данных рынков по 5-6 тысяч машин в год и на фоне вот такого огромного рынка производить 200-300-400 машин — курам на смех.
Действительно, по ряду стратегически важных сегментов пока наших мощностей не хватает несмотря на то, что у многих предприятий есть инвестпрограммы, все вкладываются либо в наращивание объемов производства, либо в открытие для себя новых сегментов, выходят в новые сегменты техники, приобретают станки, строят новые заводы на Урале, в Чебоксарах, в Ростове-на-Дону, в Петербурге. Есть желание, есть понимание, что рынок можно себе вернуть и поэтому компании вкладываются.
Но для глобального роста производства необходимо время. Одно дело показать рост с 5 000 штук до 6 000 штук, и совсем другое дело, вырасти со 100 единиц до 4 000 — это абсолютно другая задача.
Во-первых, это люди. А с кадрами у нас сейчас везде проблема.
Во-вторых, новых работников надо обучить.
В-третьих, новые технологии производства. Одно дело штучно что-то производить, другое дело, выводить большую серию. Это контроль качества, контроль выполнения технологии, контроль экономики, чтобы не было сверхзатрат.
В-четвертых, необходимо оборудование. Российских станков практически нет, приходится опираться на наших восточных партнеров. Пока оборудование доставляется, пока устанавливается, пока идет отладка, настройка, то есть это все занимает время.
3. Импорт увеличился на 56%. В условиях жестких санкций, как получилось, что так вырос импорт?
Действительно колоссальный темп роста импорта — 60 %. Удручает то, что завезли много техники, а это очень большой удар в будущее. Бульдозеров, фронтальных погрузчиков, экскаваторов гусеничных, на текущий момент в Россию завезено и стоит на дилерских площадках практически годовой объем рынка, то есть в следующем в 2024 году вся эта завезенная техника будет продана. Плюс ко всему на стоимости завезенной техники уже не повлияют колебание курсов, не будут волновать растущие издержки (стоимость металла, коммунальных услуг). По большому счету, завезенная техника рушит рынок 24-го и частично 25 года.
4. Так если российские производители пока не готовы покрывать полностью рынок, может импортная техника пока прикроет необходимые потребности?
Да, может быть, с точки зрения потребителей, конечно, так должно быть, но государству-то нужно не только дорогу строить, но и необходимо производить машины для того, чтобы строить дороги, чтобы себя уверенно чувствовать, поэтому такой бесконтрольный ввоз техники подрывает технологическую безопасность.
К примеру, китайский производитель делает 60 тысяч погрузчиков, в Россию привезли 2 тысячи штук, с точки зрения величины их бизнеса, две тысячи машин, это такая статистическая погрешность. Но с точки зрения нашего рынка это около 30 % рынка, для того чтобы в будущем весь рынок занять, что китайцам необходимо? Выдавить конкурентов, чтобы выдавить конкурентов, они могут предложить, пожертвовав вот этими двумя тысячами, продав их в убыток, просто уничтожить внутреннее производство, потому что наши заводы не имеют таких мощностей, чтобы снижать так цену, а они свои деньги заработают у себя там на внутреннем рынке или где-нибудь в другой стране, при этом в России наших производителей уничтожат. Поэтому ситуация с подстраховкой возможна только на год, а нам надо смотреть на 10 лет вперед. Бесконтрольный ввоз техники просто уничтожает российских производителей.
Необходимо вмешательство государства в этот процесс для того, чтобы регулировать рынок, мы не говорим о создании тепличных условий для российских заводов и ограничений конкуренции. Конкуренция должна быть равной, это залог успеха. У китайских производителей хорошая государственная поддержка, кредиты со ставкой в 1%, льготные налоги. А у наших производителей? Высокие кредитные ставки, налоги, стоимость металла.
Наши заводы производят просто кратно более превосходящую по потребительским свойствам продукцию и соответственно в равных конкурентных условиях нам бы не пришлось защищать рынок, вводить утильсбор и так далее.
5. Есть ли специальные инструменты государственной поддержки и субсидий для производителей строительно-дорожной техники?
Есть постановление №811 — о предоставлении льготного лизинга, где субсидируется авансовый платеж на приобретение российской техники.
Есть постановление №823 — это аналог постановления №1432 из отрасли сельскохозяйственного машиностроения.
В обеих программах субсидируется предоставление скидки потребителю, в чем на мой взгляд, №823 даже более интересное для производителей, чем №1432. Для привлечения нового клиента, можно давать размер скидки побольше.
Специальные финансовые инструменты есть, деньги туда на следующий год в бюджете заложены, как обещают — будет недостаточно? — добавят еще. Данные инструменты и финансовые механизмы являются мерами защиты рынка, и все что с них собирается, должно поступать на поддержку потребителей, либо на создание новых видов техники.
6. У ассоциации «Росспецмаш» есть какие-то предложения по поддержке и развитию отрасли строительно-дорожного машиностроения?
С учетом того, что низкая доля отечественного производства, большая импортозависимость у потребителя и нельзя за счет потребителей развивать свое производство, должен быть паритет, должны и потребители быть в комфорте.
Есть предложение вводить квотирование по импорту. С одной стороны, государство заключает юридически обязывающие соглашение о том, что наши предприятия наращивают мощности по выпуску продукции. С другой стороны, мы знаем объем рынка, знаем производственные мощности, можно посчитать — сколько нужно импорта чтобы обеспечить потребителей. Соответственно, необходимо вводить гибкие квоты и контролировать объем завозимой техники. Данные предложения направлены в Минпром, отторжения у чиновников наши предложения не вызывают. Поэтому будем ждать 24-го года, какое развитие пойдет, и при этом, параллельно с этим квотированием, на те объемы, которые мы можем закрыть своими силами, необходимо увеличивать утилизационный сбор, ужесточить техническое регулирование. А потребителей поддержать с этого увеличенного размера утиля, который будет поступать в бюджет, деньги направлять на субсидирование потребителей, которые используют российскую технику.
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.