Новая колея

В Правительстве России прошло совещание с участием руководителей крупнейших предприятий, производящих шины. В ходе встречи под председательством министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова обсуждалось текущее состояние отрасли и дальнейшие планы по развитию.

Сегодня в России работает 18 заводов, выпускающих шины различного класса. Емкость российского рынка оценивается по итогам прошлого года более чем в 75 млн шт. При этом российские и локализованные иностранные компании обеспечивают лишь около 60% внутреннего потребления. Отмечено, что за последние два года произошла переориентация импортных поставок шин и сырья для их производства на компании из «дружественных» государств. Параллельно в течение 2023 года были окончательно завершены ряд сделок по покупке иностранных активов российскими компаниями в течение 2023 года. В рамках совещания было отмечено, что российская отрасль производства шин полностью адаптировалась к новым реалиям, а предприятия готовы наращивать производственные мощности по отдельным типоразмерам шин.

Кроме того, отдельное внимание было уделено вопросам сырья для производства шин. В настоящее время, по мнению участников встречи, запросы российских предприятий по синтетическим каучукам удовлетворяются отечественными партнерами, а натуральное сырье импортируется из дружественных государств. Производство остальных компонентов (вулканизаторы, пластификаторы и пр.) также планируется освоить на территории РФ в рамках федерального проекта «Развитие производства новых материалов» и мегапроекта по импортозамещению критической химической продукции. Для этого в обновленный план импортозамещения Минпромторга включил 40 сырьевых компонентов, необходимых для создания этой продукции.

В прошлом году только Минпромторгом в рамках механизма поддержки НИОКР было поддержано пять проектов по созданию производства сырьевых компонентов шин на сумму 390 млн руб.Шинные заводы также получают поддержку в рамках корпоративных программ повышения конкурентоспособности (постановление Правительства №191) и субсидирования затрат на транспортировку продукции при экспорте на сумму более 1 млрд рублей.

Отдельно участники совещания обсудили дальнейшее развитие технического регулирования, сертификационных испытаний российской шинной продукции, системы маркировки шин с целью ускоренного вывода российской высококачественной продукции на рынок.