Крупные переработчики готовы перейти на отечественное оборудование

Производство машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности в 2023 году выросло на 28 % к 2022 году в денежном выражении, но снизилось в количественном. И хотя, как говорит заместитель директора Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования (Росспецмаш) по направлению «Пищевое машиностроение» Роман Саломатин, анализировать развитие производства в этом сегменте в штуках некорректно из-из высокой степени индивидуализации продукции. Фактически часть рынка мы уступили зарубежным производителям, а это уже вполне очевидный результат 2023 года.

Почему так произошло и за счет чего планируется восстановить утраченные позиции в 2024 году, Роман Саломатин рассказал в интервью журналу Agroreport. По его словам, некоторые крупные предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, традиционно использовавшие импортное оборудование, готовы перейти на отечественное.

   — Роман Юрьевич, в денежном выражении производство техники и оборудования для пищевой промышленности по итогам 2023 года выросло. А какова динамика производства в штуках?

— В 2023 году в деньгах производство машин и оборудования для пищевой промышленности выросло на 27,5 %. Если в 2022 году это было 100,4 млрд рублей, то по итогам 2023 года — не менее 128 млрд рублей. А вот расчет производства машин в пищевой промышленности в штуках не совсем корректен, мы его не ведем. По каким-то отдельным направлениям можно вести статистику в шутках, но в целом по отрасли это не представляется возможным, так как оборудование очень разнообразное — как по объемам производства, так и по своим характеристикам.

Хотя сравнение объемов производства одного вида машин в сотни единиц с объемами выпуска другого вида оборудования в сотни тысяч единиц не совсем корректно, тем не менее, возможно, с этого года мы такой учет будем вести, поскольку есть некоторый запрос. Но опять же, подчеркну, это будут несколько относительные показатели, так как в основном пищевое оборудование выпускается под конкретные проекты, а не массовыми сериями. Цифры по производству количества штук оборудования не дают понимания закономерностей развития отрасли пищевого машиностроения, их сложно использовать для аналитики.

 

— Если это индивидуализированное производство, если ли какие-то изменения? По итогам 2023 году вы заметили, что запросы стали более индивидуализированными?

— У нас нет какого-то резкого изменения, не могу сказать, что запросы индивидуализировались, стали стабильно индивидуальными. Но с 2022 года начала проявляться иная тенденция, которая перешла и в 2023 год. Акцент сменился на более производительное оборудование. Российские производители перешли в более высокопроизводительный сегмент или начали производить машины, которых не стало на рынке.

 

— Но из статистики видно, что доля отечественных производителей на рынке снизилась. Как это произошло?

— Да, доля на рынке снизилась на 10 процентных пунктов. Это связано с отсутствием какой-либо защиты от импорта: нет ни пошлин, ни утилизационного сбора, как, например, с самоходной техникой. То есть нет государственного регулирования, ограничивающего импорт.

Кроме того, был большой спад по импорту в 2022 году. В 2023-м практически весь импорт восстановился, в том числе из европейских стран. Восполнился объем импортных поставок, который не был осуществлен в 2022 году. Появилась возможность восстановить поставки оборудования из-за рубежа с помощью параллельного импорта, каких-то схем поставок. Вызывает обеспокоенность тот факт, что, помимо этого, очень сильно нарастили импорт Турция и Китай. В КНР очень хорошо видят возможности и используют ситуацию в своих целях.

В числе прочего — действия предприятий-переработчиков. Полагаю, они на фоне неопределенной ситуации решили подстраховаться и приобрести импортное оборудование впрок. В итоге импорт вырос и к низкой базе 2022 года, и к объему поставок из-за рубежа в 2019–2021 годах. Несмотря на это, внутреннее производство тоже существенно выросло.

 

— Мы можем сделать вывод, что спрос на оборудование в пищевой промышленности в целом растет?

— Да, потребность рынка в оборудовании есть, рынок развивается, развивается переработка. Но крупные предприятия работают в основном на импортном оборудовании, а средние и малые — на российском. Однако и крупные предприятия-переработчики стали в последнее время переориентироваться на российское оборудование.

 

— В каком сегменте техники для перерабатывающей промышленности рост был выше?

— Заметно вырос спрос на оборудование в мукомольной промышленности. При этом существенно вырос и импорт, по сравнению с 2022 годом — почти в четыре раза. Крупные предприятия как использовали импортное оборудование, так и продолжают его приобретать. А вот в комбикормовой промышленности доля российского оборудования продолжает оставаться высокой. На 20 % выросло отечественное производство, и, несмотря на восстановившийся импорт, доля на рынке сохранилась на уровне свыше 80 %.

Производство оборудования для выпуска хлебобулочных изделий увеличилась в два раза. И доля отечественного оборудования выросла под 30 %. То есть импорт замещается. Поэтому для наших производителей оборудования для хлебопеков это был очень интенсивный год, они смогли нарастить производство. Производство оборудования для переработки мяса и птицы выросло тоже практически в два раза, но преобладание импорта в сегменте сохраняется, доля отечественного оборудования составляет около 11 %. В сегменте оборудования для переработки молока наблюдается снижение спроса, объем производства снизился примерно на 15 %, импорт — 11 %. При этом доля отечественного оборудования на рынке составляет более 40 %. Таким образом, тенденция традиционно разнонаправленная и зависит от реализуемых проектов в пищевой и перерабатывающей промышленности.

 

— Какими были доли импортируемого оборудования на рынке по странам производства до 2022 года и как их соотношение изменилось сейчас?

— В 2022 году проседание импорта было существенным. Практически все страны одномоментно прекратили поставки оборудования в Россию. Но если взять 2023 год, то импорт практически из всех стран восстановился. Китай нарастил поставки в Россию на 150 % (в долларах США) и находится сейчас на первом месте, импорт из Германии увеличился на 80 %, Италии — на 120 %, Турции — почти в пять раз, Испании — более чем в три раза. Остальные страны с объемом импорта более 10 млн долларов США — Нидерланды, Дания, Франция, Швейцария, Австрия, Польша, Чехия — также увеличили импорт (от 16 до 100 %). Заметно нарастил свою долю Китай. В предыдущие годы он никогда не был на первом месте. Из КНР, как правило, импортировалось в Россию дешевое оборудование, а сейчас китайцы заходят уже в сегменты более сложного и технологичного оборудования.

   — В 2024 году планируется восстановить утраченные позиции?

— Да, мы рассчитываем, что производство отечественного оборудования вырастет до 150 млрд рублей. Импорт, с учетом того, что он был массовым в 2023 году, в наступившем 2024 году, скорее всего, снизится и вернется на уровень 2019–2021 годов. За счет того, что наше производство активно развивается, компании вкладываются в производство, в этот сегмент заходят новые участники, доля отечественного оборудования должна в целом вернуться примерно на уровень 2022 года: около 55 %.

Наши производители работают, все предприятия загружены, всем необходимо расширяться. Они вкладываются, развиваются, приобретают дополнительное производственное оборудование. Возникает только проблема с персоналом.

При этом, конечно, компании инвестируют с некоторой осторожностью. Бесконечно расширяться невозможно, так как потом может оказаться, что выпускаемая отечественными машиностроительными предприятиями продукция не будет востребована.

   — Основными драйверами развития машиностроения для пищевой промышленности в 2024 году будет все же рост спроса на продукцию пищепрома и рост спроса на технику?

— Ряд потребителей техники, по крайней мере на словах, говорят, что готовы переориентироваться на отечественную технику, чтобы в будущем не было стрессовых ситуаций. Простои обходятся дорого. Даже крупные потребители техники сейчас переоборудуют производство под российские машины, ставят целые линии, чтобы потом было проще и быстрее решить какие-то вопросы. Так что спрос на отечественную технику есть.

   — Как менялся объем господдержки в 2023 году и каковы ожидания от 2024 года?

— Основная мера стимулирования спроса в сегменте оборудования для пищевой промышленности — это Постановление № 823. В прошлом году бюджет на пищевое машиностроение составил 1,3 млрд рублей, на 2024 год планируется 2 млрд рублей. Также дополнительно в 2023 году оборудование для пищевой промышленности включено в программы льготного лизинга — планируется, что с 2024 года Росагролизинг будет активно развивать и наращивать поддержку пищевой и перерабатывающей промышленности.

 

— Планируется внести какие-то изменения в Постановление № 823 для расширения круга получателей субсидий?

— В это постановление уже, в общем-то, включен исчерпывающий перечень машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности — расширять его некуда. По мере необходимости оперативно включаются дополнительные позиции. Участвовать в распределении мер поддержки могут как крупные, так и мелкие производители. Основным критерием участия является наличие заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением № 719.

   — Число компаний, которые подают заявки на господдержку, растет?

— Да, растет. На 2024 год компаний, подающих заявки, стало еще больше. Если в 2020 году их было чуть больше 20, в 2023-м — 49, то в 2024 году планируется участие более 50 компаний. Ежегодно приходят новые, а бывает, что какие-то участвуют, скажем, через год. В целом число предприятий, получающих поддержку государства, с каждым годом увеличивается.