Пациент будет жить!

В 2023 году рост мирового рынка тракторов замедлился, а в некоторых странах наблюдалось двузначное падение. Геополитическая напряженность, инфляция и рост процентных ставок продолжают влиять на сектор

С января по ноябрь прошлого года мировой рынок тракторов замедлился по сравнению с высокими объемами продаж, наблюдавшимися в 2022 и особенно в 2021 годах. 

Фактически, имеющиеся на данный момент данные, опубликованные торговыми ассоциациями основных стран и пересмотренные FederUnacoma, показывают значительное замедление в Канаде и США (10,4% и 8,4% соответственно) и двунаправленную тенденцию в Европе.

Лидеры европейского рынка — Германия и Франция — остаются практически на тех же значениях, что и в 2022 году. Испания и Италия, напротив, фиксируют заметное снижение — 9,3% и 11,8% соответственно. Великобритания, напротив, регистрирует рост продаж на +1,6 %.

Переходя к Азии, следует отметить сильный рост Турции (+24% в октябре), в то время как еще дальше на восток Индия подтверждает свое лидерство на мировом рынке. С января по ноябрь в Индии было продано 871 000 тракторов (примерно столько же, сколько в 2022 году), что к концу года должно вновь перевалить за 900 000.

Данные о тенденциях глобального рынка озвучила 18 января президент FederUnacoma Мариатереза Маскио во время пресс-конференции, посвященной выставке EIMA 2024 года. «Для нашего сектора 2023 год можно отнести к числу чрезвычайно сложных. На рынке сложился целый ряд факторов, которые способствовали снижению спроса на сельскохозяйственное оборудование, даже при наличии спроса, который, как мы знаем, потенциально очень высок. Что касается глобального сценария, то факторы, которые оказывали и продолжают оказывать наиболее сильное влияние на мировой агромеханический сектор, связаны с экономической неопределенностью, вызванной в значительной степени конфликтом между Россией и Украиной и вызванными торговыми санкциями, а теперь усугубленной новым конфликтом на Ближнем Востоке. Инфляция, которая привела, особенно в Европе, к значительному росту производственных затрат и, соответственно, конечной цены техники, и рост процентных ставок, практикуемый, в первую очередь, европейскими и американскими центральными банками, являются дополнительными элементами нестабильности, которые влияют на продажи сельскохозяйственной техники», — отметила она.

Однако спад в 2023 году является частью сценария, характеризующегося в среднесрочной и долгосрочной перспективе значительным ростом мирового спроса на тракторы, о чем свидетельствуют данные о продажах тракторов за последние восемь лет. 

Действительно, если сравнить уровни 2015 и 2022 годов, то почти на всех рынках можно увидеть заметный рост. США выросли с 205 тыс. тракторов в 2015 году до 271 тыс. в 2022 году; Индия — с 484 тыс. до 912 тыс.; Западная Европа — с 171 тыс. до 196 тыс.; Япония — с 20 тыс. до 34 тыс.; Канада — с 24 тыс. до 31 тыс.; Россия — с 22 тыс. до 35 тыс.; и все основные страны находятся на высоких уровнях. За восемь лет общее количество тракторов в мире выросло с чуть более 1,9 млн до почти 2,5 млн. Эта тенденция тесно связана с развитием экономики сельского хозяйства.

«Все страны сталкиваются с необходимостью удовлетворения растущего спроса на продовольствие как в количественном, так и в качественном отношении. В любом производственном контексте и для любой модели сельхозпредприятия, — подчеркнула Мариатереза Маскио, — оснащение современным механическим оборудованием имеет фундаментальное значение не только для повышения урожайности, но и для сокращения использования удобрений и пестицидов, уменьшения потребления воды, сохранения биоразнообразия и повышения качества жизни сельских общин. Именно поэтому даже в драматической фазе пандемии, когда временное прекращение производства во всех основных странах, трудности с транспортировкой и логистикой, а также общая экономическая неопределенность серьезно повлияли почти на все производственные сектора, сельскохозяйственное машиностроение продемонстрировало хорошую устойчивость».

Начало 2024 года отмечено дальнейшим ухудшением геополитической картины, за счет конфликта на Ближнем Востоке и сбоя поставок через Красное море, поэтому делать какие-либо прогнозы достаточно сложно. Но если в краткосрочной перспективе рынок еще может быть подвержен влиянию международных переменных и циклических факторов, то в долгосрочной перспективе, скорее всего, возобладают структурные факторы, о которых говорилось ранее, что подтвердит тенденции роста, наблюдавшиеся в период с 2015 по 2022 год.

По данным ФАО, в течение следующих девяти лет (к 2032 году) использование земель для сельскохозяйственных целей увеличится в общей сложности на 15%, а вместе с ним и интенсивное возделывание (+6%). По оценкам ФАО, в ближайшие три года, по мере ввода новых земель в оборот, ожидается также увеличение урожайности сельскохозяйственных культур, особенно в регионах Индии, Северной Африки, Африки к югу от Сахары, Ближнего Востока и Тихоокеанского региона, причем процентное увеличение составит от 24% на Индийском субконтиненте и территориях к югу от Сахары до 14% в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эта тенденция также затронет Латинскую Америку и Карибский бассейн (+12%) и Китай (+10%), в то время как в Северной Америке (+8%), Европе и Центральной Азии (+7%) ожидаются менее выраженные темпы роста. Одним словом, долгосрочный прогноз является положительным. Так, консалтинговая компания Export Planning прогнозирует рост мировой торговли сельхозтехникой в ближайшие четыре года, что, с учетом геополитической напряженности, должно привести к среднегодовому росту рынка тракторов на 6,3% в период до 2027 года.