Итоги отчетной пресс-конференции VDMA

Сектор машиностроения ожидает перелома Глобальный экономический спад накладывает свой отпечаток на сектор машиностроения. Хотя VDMA повысили свой прогноз на 2023 год, в 2024 году ожидается реальное снижение производства на 4 процента.

Продолжающийся спад в мировой экономике также оставляет все более явные следы в секторе машиностроения. Производство в первые десять месяцев текущего года было сравнительно хорошим благодаря большому количеству невыполненных заказов и меньшему количеству узких мест в цепочках поставок. По итогам октября был достигнут реальный рост на 0,9% включительно.

«Однако, после того как первые два квартала способствовали росту, производство машин в третьем квартале уже не дотянуло до уровня предыдущего года на 1,6 процента. Четвертый квартал также будет слабым ", — сказал президент VDMA Карл Хойсген на ежегодной пресс-конференции ассоциации во Франкфурте. 

«Хороший объем производства до лета означает, что мы повышаем нашу оценку на 2023 год. Теперь мы ожидаем, что производство упадет только на 1% в реальном выражении (вместо 2%, как было объявлено ранее). Однако, в отличие от прошлого года, сокращающееся количество заказов все меньше и меньше способно поддерживать производство. Поэтому мы корректируем наш прогноз на 2024 год в сторону понижения: с минус 2% до минус 4%", — пояснил Карл Хойсген.


   Количество невыполненных заказов сокращается

Это связано с тем, что с начала года ежемесячно поступающие заказы в секторе машиностроения отстают от предыдущего года — в общей сложности на 13% в реальном выражении за первые десять месяцев 2023 года.

В результате количество невыполненных заказов также сокращается. Согласно недавнему опросу VDMA (конец октября), у 60% компаний количество невыполненных заказов уже было ниже их соответствующего долгосрочного среднего значения.

«Несмотря на первые предварительные признаки достижения дна, реального перелома пока не предвидится", — сказал президент VDMA.

Это связано с тем, что инвестиционная активность также может замедлиться в США по экономическим причинам, в то время как в Китае она, вероятно, так и останется слабой.

«Хотя мы считаем, что такие страны, как Индия и Мексика, продолжат расти, сами по себе эти рынки недостаточно велики, чтобы компенсировать спад на других рынках", — сообщил Карл Хойсген.

 

Внутренние ожидания остаются слабыми

Инвестиционная активность в Германии также, вероятно, пока останется слабой. Согласно результатам эксклюзивного опроса, проведенного немецким институтом IW для VDMA, экономические перспективы в Германии снова ухудшились и вернулись к низкому уровню осени 2022 года.

Инвестиционные ожидания на 2024 год также значительно ухудшились. Здесь доля пессимистов в настоящее время на 9 процентных пунктов выше доли оптимистов.

«Безусловно, существуют инвестиционные стимулы. Согласно исследованию IW, экономика в целом видит возможности в тенденциях цифровизации / автоматизации, создании устойчивых цепочек поставок и декарбонизации. Однако мы не предполагаем, что эти расширительные эффекты, которые также должны оказать влияние на сектор машиностроения, смогут компенсировать все негативные факторы в наступающем году», — сказал Карл Хойсген.


Необходима политика размещения, благоприятная для отрасли

Положительным событием является то, что занятость в отечественных компаниях снова немного увеличилась в 2023 году и составила чуть менее 1,03 миллиона человек в основной рабочей силе. Президент VDMA назвал благоприятную для отрасли, долгосрочную и надежную промышленную политику в ЕС и Германии решающим фактором для возобновления роста инвестиций.

   «Однако политика, направленная на регулирование и финансирование всего, упирается в стену. Настало время снова больше доверять социальной рыночной экономике, отказаться от регулирования и бюрократии, предоставить компаниям больше свободы для их инноваций, а также снова предоставить отдельным гражданам больше свободы и ответственности», —  потребовал президент Карл VDMA.


Что касается текущих дебатов по бюджету, он добавил: "В принципе, все, что высвобождает ресурсы, не создавая дополнительной нагрузки на бюджет, теперь должно быть приоритетным. Это включает меры по сокращению бюрократии или срочную доработку соглашений о свободной торговле, например, со странами Меркосур.

«Кроме того, следует избегать всего, что снижает вероятность дополнительных инвестиций и инноваций или даже ограничивает существующие. Это включает блокирование Закона о возможностях роста с продлением надбавок на исследования, повторное введение снижающейся балансовой амортизации и расширение компенсации налоговых убытков», — сказал Карл Хойсген.

 

Не перегружайте соглашения о свободной торговле, реформируйте единый рынок


Европейский союз также все больше подвергается риску отставания в мировой торговле.

«Мы видим, что другие страны все с большей неохотой заключают соглашения о свободной торговле с Европой, даже несмотря на то, что здесь есть большой и привлекательный рынок", — проанализировал Хойсген. — ЕС должен, наконец, отказаться от идеи перегружать эти соглашения социальными и экологическими проблемами. Другие страны не позволят нам указывать им, как вести бизнес».

   Однако ввиду неопределенности в международной торговле экономический успех в Европе может быть достигнут только в том случае, если внутренний рынок будет окончательно укреплен, расширен и реформирован.

   «В частности, бюрократия и порой абсурдные требования к размещению сотрудников в Европе являются лучшим примером того факта, что политически верх взяли уже не внутренние рынки, а ошибочные интересы национальной защиты. Это должно измениться. Если вы хотите устойчивости, вы должны активно устранять препятствия на едином рынке», — подчеркнул Карл Хойсген.