Есть пределы для ИИ!

Авторы нового исследования критически оценивают экономическую целесообразность использования искусственного интеллекта для автоматизации задач на рабочем месте, уделяя особое внимание компьютерному зрению

Результаты совместного исследования, проведенного MIT CSAIL, MIT Sloan, The Productivity Institute и IBM's Institute for Business Value, показывают, что в настоящее время только около 23% зарплат, выплачиваемых за выполнение задач, связанных со зрением, экономически целесообразно автоматизировать с помощью ИИ. Другими словами, заменять человеческий труд искусственным интеллектом экономически целесообразно лишь в четвертой части рабочих мест, где зрение является ключевым компонентом работы. Как отмечают эксперты, это свидетельствует о более постепенной интеграции ИИ в различные отрасли, в отличие от часто выдвигаемых гипотез о быстром вытеснении ИИ рабочих мест.

На примере зрения

Ученые сосредоточили свое внимание на области компьютерного зрения — сфере, в которой моделирование затрат достигло значительных успехов. Исследование отходит от традиционного широкомасштабного подхода к потенциальному влиянию ИИ. Вместо этого оно предлагает тщательный анализ возможностей ИИ в автоматизации конкретных задач. Отличительной чертой исследования является трехсторонняя аналитическая модель. В рамках этой модели оцениваются не только технические требования к производительности систем ИИ, но и рассматриваются характеристики системы ИИ, способной обеспечить такую производительность, а также экономический выбор — создавать и внедрять такую систему.

Многолетний опыт работы с компьютерным зрением предоставляет большое количество данных для оценки производительности и экономической целесообразности. В отличие от этого, данные для новых больших языковых моделей все еще находятся в стадии разработки. К счастью, опыт использования моделей компьютерного зрения дает некоторое представление о том, что может ждать языковые модели в будущем. По мнению исследователей, затраты на разработку, внедрение и эксплуатацию могут снизиться, а технологическая индустрия может трансформироваться и предоставлять решения ИИ в качестве услуги, устраняя необходимость в значительных капиталовложениях.

Исследователи рассмотрели последствия потенциального снижения стоимости систем ИИ и то, как такие изменения могут повлиять на темпы автоматизации. Например, если затраты на внедрение ИИ на рабочих местах значительно снизятся, это может ускорить темпы внедрения ИИ в различных отраслях, что потенциально приведет к более быстрым изменениям на рынке труда. И наоборот, если требования к вычислительной технике расширятся, данные будет сложнее найти, а квалифицированных работников будет не хватать, рост затрат может замедлить этот переход, что даст работникам и отраслям больше времени на адаптацию.

ИИ как сервис

Еще одним важным аспектом являются платформы «ИИ-как-сервис». Ученые показали, как масштабируемость и более широкое применение могут потенциально изменить ландшафт автоматизации задач, сместив акцент с развертывания на уровне отдельных фирм на более широкий подход, основанный на предоставлении услуг. Последствия этого сдвига очень глубоки: он может демократизировать доступ к технологиям ИИ, позволяя небольшим компаниям и организациям извлекать выгоду из ИИ без необходимости в обширных внутренних ресурсах. Более того, это может привести к появлению новых бизнес-моделей, основанных на услугах ИИ.

«Когда 20 лет назад полупроводниковая промышленность создала совершенно новую бизнес-модель, разделив проектирование и производство с аутсорсингом производства, полупроводниковые компании без фабрик стали стандартом, — говорит Мартин Флеминг, бывший главный экономист и директор по аналитике IBM, а ныне научный сотрудник Института производительности, расположенного в Великобритании. — В ближайшие годы, возможно, программное обеспечение, облачные сервисы и консалтинговые компании создадут новую бизнес-модель с классом компаний, специализирующихся на «ИИ-как-услуга» в масштабе».

Последствия исследования выходят за рамки непосредственных экономических соображений, затрагивая более широкие общественные последствия, такие как переподготовка рабочей силы и разработка политики. Оно открывает возможности для дальнейших исследований в области масштабируемости, экономической эффективности и потенциала ИИ в создании новых категорий рабочих мест. Например, по мере автоматизации некоторых рабочих мест будет расти потребность в специалистах, занимающихся управлением, обслуживанием и совершенствованием систем ИИ, а также в специалистах в тех областях, где человеческие навыки не могут быть заменены ИИ.

Кроме того, в той мере, в какой снижение затрат на ИИ, новые услуги ИИ или и то и другое будут способствовать повышению производительности труда на макроэкономическом уровне, ускорится рост занятости и доходов, а также повысится уровень жизни. «Широкие экономические преимущества будут реализованы только тогда, когда произойдут фундаментальные преобразования в том, как ведется бизнес и как работают сотрудники», — говорит Флеминг.

Барьер для внедрения

«О будущем влиянии ИИ на рынок труда написано немало, в основном с использованием мер воздействия. Однако эти оценки часто основываются на предположении, что если работу можно автоматизировать, то она будет автоматизирована», — говорит Антонин Бержо, доцент экономики в HEC Paris.

«В исследовании Сванберга и соавторов используется свежий взгляд на проблему: они тщательно оценивают затраты на внедрение этих технологий, от установки до обслуживания. В результате выяснилось, что даже система искусственного интеллекта, которая «всего лишь» не хуже человека, зачастую будет непомерно дорогой для внедрения по сравнению с текущей стоимостью рабочей силы в США. Вывод поразителен: гораздо меньшая доля рынка труда подвержена риску автоматизации, чем можно было бы предположить на основе прямых оценок. Этот важный результат требует более систематической оценки целесообразности внедрения новой технологии в отрасли, что напрямую связано с «новым парадоксом Солоу», когда фирмы могут не внедрить технологию, превосходящую по производительности, если барьеры слишком высоки», — отметил он.