Тракторы «Кировец» К7М и К5 Петербургского тракторного завода

Шестьдесят лет назад на Кировском заводе в Ленинграде был выпущен трактор К-700, положивший начало линейке тракторов «Кировец» — самых мощных сельскохозяйственных тракторов Советского Союза. Сегодня «Кировец» востребован у аграриев как никогда, поэтому производство не останавливается ни на минуту и новые машины продолжают сходить с конвейера теперь уже Петербургского тракторного завода.

Признак перемен

фото 2.JPG

Несмотря на целую стаю «черных лебедей», взлетевших еще в коронавирусном 2020 году и продолжающих кружить, Петербургский тракторный завод смог не только сохранить производство тракторов, но и продолжить их модернизацию, направленную на увеличение производительности, эффективности и комфорта. В этом репортаже мы подробно расскажем о ключевых изменениях в тракторах серий К7М и К5, внедренных в 2022 году.

Самое главное — коробка передач: теперь переключение четырех передач в каждом из четырех режимов переднего хода и двух режимов заднего хода происходит автоматически. Трактор самостоятельно оценивает нагрузку на двигатель и путем переключения передач выбирает оптимальный режим работы — так достигается значительная экономия топлива, увеличение производительности и удобства работы механизатора, так как ему не нужно отвлекаться на переключение передач и поддержание заданной скорости.

Как это работает? Для начала уточним, что оснащение коробки передач автоматическим режимом переключения не означает, что ручное управление полностью исключено. Механизатор сам выбирает, в каком режиме будет осуществляться переключение передач — в автоматическом или полуавтоматическом: для этого необходимо нажать всего лишь одну кнопку на панели управления.

После активации автоматического режима на мониторе панели управления загорается соответствующий символ в средней верхней части. Помимо этого, под значением фактической скорости появляется значение заданной скорости движения. Путем нажатия на педаль акселератора или перемещения ручки ручного управления подачи топлива изменяется значение заданной скорости. Таким образом, можно задать требуемую скорость движения — и трактор сам будет ее соблюдать в наиболее оптимальном режиме работы двигателя. Также есть возможность корректировать скорость переключателем направления движения на джойстике в диапазоне ± 2 км/ч от заданной скорости с шагом 0,2 км/ч.

Для того чтобы произвести разворот на краю поля, при котором необходимо сбросить скорость, не нужно изменять параметры заданной скорости и выключать автоматический режим. Необходимо всего лишь кратковременно дотронуться до педали тормоза. В этот момент автоматический режим переключения передач перейдет в режим ожидания, а управление над контролем за переключением передач и оборотами двигателя перейдет в обычный ручной режим. По окончании разворота достаточно однократно нажать на переключатель направления движения на джойстике — и автоматический режим переключения передач снова активируется. То есть каждый раз настраивать заданную скорость путем перемещения ручки ручного управления подачи топлива не придется. Выход из режима автоматического переключения передач в полуавтоматический и обратно возможен в любой момент.

Если во время движения трактора в ручном режиме управления активировать автоматический режим работы коробки передач, то он просто подхватит управление и плавно подстроит скорость до заданной без каких-либо рывков и остановок.

фото 6.JPG

Эргономичное место механизатора в тракторах «Кировец»

фото 5.JPG

Параметры коробки передач теперь выводятся на основной дисплей на рулевой колонке


Важно и то, что теперь на правой стойке в кабине тракторов «Кировец» нет отдельного дисплея для контроля за работой коробкой передач, как это было раньше. Теперь для лучшей эргономики и удобства все параметры выводятся непосредственно на общую приборную панель и основной дис­плей, расположенный на рулевой колонке.

Следующим важным изменением в тракторах серии К7М стали модернизированные двигатели Тутаевского моторного завода с новой системой охлаждения наддувочного воздуха типа «воздух-воздух». Раньше воздух после турбины перед попаданием в цилиндры двигателя проходил через теплообменник, в котором отдавал часть тепла охлаждающей жидкости двигателя по схеме «воздух-вода». В новой конструкции горячий воздух после турбонаддува проходит через отдельный воздушный радиатор, который еще называют интеркулером.

Для чего были сделаны эти изменения, ведь тракторы и раньше неплохо работали и выполняли свои задачи, спросите вы. Турбонаддув может увеличивать температуру воздуха на впуске примерно до 170–200 °C. Происходит это как в результате сжатия воздуха турбокомпрессором, так и за счет тепла самой турбины, привод которой осуществляется горячими выхлопными газами.

Снижение температуры воздуха на впуске позволяет увеличить его плотность, поскольку один и тот же объем горячего и холодного воздуха содержит разное количество кислорода, необходимого для процесса сгорания. Чем лучше получится охладить воздух до его поступления в цилиндр, тем больше кислорода попадет в камеру сгорания. А это уже прямое влияние на процесс горения топлива в двигателе и общую эффективность его работы.

Охлаждение в теплообменнике типа «воздух-вода», где происходит контакт воздуха с охлаждающей жидкостью, температура которой примерно 70–90 °C, значительно хуже, чем в отдельном воздушном радиаторе. Даже если температура окружающего воздуха 30 или 40 °C, система «воздух-воздух» как минимум вдвое эффективнее. Понижение температуры воздуха на впуске положительно сказывается и на температурном режиме головок цилиндров.

Помимо радиатора охлаждения наддувочного воздуха, тракторы К7М получили новые радиаторы охлаждающей жидкости двигателя, трансмиссии и гидравлики увеличенного объема. Радиатор охлаждения наддувочного воздуха легко и быстро откидывается вверх и удерживается там на газовых упорах, а теплообменник кондиционера открывается вниз, давая тем самым хороший доступ для обслуживания и очистки всего радиаторного блока. К тому же на новых тракторах прямо под капотом, в непосредственной близости, установлен пневмовывод для присоединения продувочного пистолета. Новый блок радиаторов получил уплотнение по периметру, благодаря которому теперь весь объем воздуха проходит через радиатор, а воздух, уже нагретый двигателем, не может попасть обратно в зону обдува.

фото 9.JPG

Силовая установка трактора К5

фото 12.JPG

Гидравлика IMHydro с разнесенной схемой


В связи с этим изменился и капот трактора: с внутренней стороны появилась ответная часть для уплотнителя, изменились боковые решетки. Боковые щитки, закрывающие моторный отсек по краям, получили увеличенные решетки для отвода нагретого воздуха из подкапотного пространства. Вентилятор охлаждения стал больше и сместился вниз. Кроме того, он получил новую муфту включения с электроуправлением.

Следующее обновление коснулось гидравлической системы. В связи с прекращением поставок комплектующих элементов гидравлических систем некоторыми западными фирмами Петербургскому тракторному заводу потребовалось несколько месяцев, чтобы наладить поставки гидравлических систем других производителей. Но решение было найдено, и теперь тракторы снова оснащаются электроуправляемой гидравликой. У тракторов серии К5 переход от прежнего производителя к новому произошел незаметно еще в августе прошлого года. А вот тракторы К7М некоторое время выпускались только с механическими гидрораспределителями, но с ноября вновь оснащаются электроуправляемыми гидравлическими распределителями с возможностью позиционно-силового регулирования трехточечного заднего навесного устройства, или EHR.

На ближайшее время поставщиками гидравлических систем для тракторов К7М и К5 стала компания IMHydro из Екатеринбурга и китайская фирма Hengli. Внешне эти гидравлические системы имеют небольшие отличия, в частности у гидравлики IMHydro разнесенная схема, то есть пятисекционный гидрораспределитель и отдельные блоки плавающего положения. Гидрораспределитель китайской фирмы Hengli в едином блоке обеспечивает всю необходимую функциональность гидравлической системы.

В обоих случаях гидравлическая система оснащается аксиально-плунжерным насосом с максимальным потоком 180 л/мин. Для подключения внешнего оборудования также доступны четыре пары гидровыводов, одна линия свободного слива и одна линия дренажа гидромотора. Прямой отбор гидравлической мощности под названием Powerbeyond доступен опционально.

фото 16.JPG

Двигатель ЯМЗ-53645 трактора К5 теперь с российским блоком управления

фото 17.JPG

Двигатель ТМЗ 8481 серийно устанавливаемый на тракторы К7М


Консоль управления на тракторах с электрогидравликой сохранила прежнюю конфигурацию, то есть это уже знакомая эргономичная панель, применявшаяся ранее, но с незначительными изменениями — «Командпост-4А», интегрированный в правый подлокотник. Из отличий — новый статичный джойстик трансмиссии и наличие клавиши включения автоматического режима коробки передач.

Также на начало 2023 года запланирована сборка партии тракторов К7М с двигателями ЯМЗ-65855 и ЯМЗ-65857 мощностью 350 и 390 л. с. соответственно. По результатам их испытаний будет приниматься решение о серийном внедрении данных двигателей на тракторах «Кировец». Что касается тракторов серии К5, то, помимо того, что они также получили обновленную коробку передач с автоматическим переключением, в них есть еще ряд обновлений.

Двигатель ЯМЗ-53645 трактора К5 теперь оснащается блоком управления российского производства, разработанным научно-производственным предприятием «ИТЭЛМА». Ранее на нем применялся блок управления немецкой компании Bosch.

Панель управления в кабине трактора теперь полностью унифицирована с тракторами К7М — это все тот же «Командпост-4А». Изменены и топливные баки — их конструкция позволила значительно увеличить дорожный просвет под ними, поэтому при работе трактора «в борозде» при вспашке больше не будет контакта нижней поверхности бака с почвой. Кроме того, суммарный объем двух баков увеличен до 660 л, что на 160 л больше, чем до обновления.

Умный трактор «Кировец» К7М с системой «Кировец-Агропилот»

Умный трактор «Кировец» К7М с системой «Кировец-Агропилот»

фото 23.JPG

Бортовой компьютер системы «Кировец-Агропилот» с искусственным интеллектом на базе системы Cognitive Agro Pilot

фото 25.JPG

Стереокамера и антенна системы «Кировец-Агропилот»


Усилен шарнирный узел трактора и изменена его конструкция с целью ограничения крена грузовой рамы. Это достигнуто благодаря усилению ее боковых плоскостей в передней части за счет применения дополнительных лонжеронов, а также верхних тяг поворотного устройства.

Ящики, в которых размещены аккумуляторные батареи, перенесены на переднюю часть подмоторной рамы, благодаря чему улучшился доступ для их обслуживания, а также появилась возможность установки батарей повышенной емкости.

Ведущие мосты трактора теперь оснащаются барабанными тормозами. Мосты с дисковыми тормозами устанавливаться не будут. Применена другая конструкция воздушного фильтра. Еще небольшим, но приятным обновлением для тракторов К7М и К5 стало наличие лючка с уплотнителем для ввода кабелей прицепных орудий в задней правой части кабины.

Немаловажная новость — то, что уже в скором времени на тракторах «Кировец» будет доступна система автономного вождения «Кировец-Агропилот» с искусственным интеллектом на базе системы Cognitive Agro ­Pilot. Благодаря ей трактор можно будет назвать «беспилотным», но эффективность системы проявится только в работе. Так что ждем петербургский «беспилотник» на тест-драйв в полях. Трактор, оборудованный данной системой, уже сейчас умеет выполнять такие операции, как самостоятельное трогание с места, автоматическое управление работой двигателя и трансмиссии, автономное движение по параллельным линиям с точностью до 2,5-3 см, контроль пробуксовки колес, слежение за фронтальной зоной движения с помощью двух видеокамер, предупреждение о препятствиях и автоматическая остановка перед ними, а когда препятствия покинут зону движения трактора — автоматическое трогание с места и продолжение движения.

Благодаря системе электроуправления гидрораспределителем уже в ближайшее время трактор научится управлять прицепным или навесным агрегатом, что позволит осуществлять разворот на краю поля в полностью автоматическом режиме без участия механизатора.

Система «Кировец-Агропилот» позволит существенно повысить производительность трактора, снизить утомляемость механизатора и обеспечить безопасность выполняемых работ.

Петербургский тракторный завод не останавливается на достигнутых результатах и продолжает непрерывно совершенствовать выпускаемые тракторы, а мы, в свою очередь, будем и дальше знакомить вас с новинками и обновлениями в области агротехники на страницах нашего журнала.

Итак: взяв за основу известное выражение «Кризис — это новые возможности», конструкторы и инженеры Петербургского тракторного завода провели апдейт и апгрейт ведущих моделей. Насколько успешно? Ответить на этот вопрос можно будет только после полевых испытаний. Ждем встречи с обновленными тракторами в полях.