Появление подобных агрегатов на рынке сельхозтехники вызвало большой интерес и спрос у аграриев. Пионерами в производстве комбинированных агрегатов стали зарубежные бренды, но российские производители уже подхватили эстафету и начали предлагать свои почвообрабатывающие орудия.
Одним из первых российских производителей качественных комбинированных агрегатов стала знакомая многим компания VELES, расположенная в Барнауле (Алтайский край). Чизельно-дисковый агрегат VELES представлен четырьмя моделями с шириной захвата от 4 до 7 м. Рассмотрим подробнее конструкцию и преимущества данных машин на примере ЧДА-5 М с шириной захвата 5 м. Для начала давайте разберемся, какие работы выполняет этот агрегат и для чего это нужно. Комбинированный диско-чизельный VELES за один рабочий проход выполняет как поверхностную обработку почвы с целью измельчения и заделки растительных остатков, так и глубокую обработку для разрушения плужной подошвы и подготовки почвы к будущему сезону. Комбинации рабочих органов обеспечивают влагосбережение, противоэрозионную защиту, а также способствуют снижению временных и денежных затрат.
Чизельно-дисковые агрегаты предназначены для основной обработки почвы с одновременным ее разуплотнением на глубину до 30 см после уборки урожая таких высокостебельных культур, как подсолнечник и кукуруза на силос, а также культур сплошного сева.
Для работы с ЧДА-5 М необходим трактор с мощностью двигателя от 330 л. с.
Для агрегатирования трактор должен иметь 4 пары свободных гидровыводов
Тандемный кольцевой каток
Полностью агрегат раскрывает свой потенциал перед сезоном посева культур с развитой корневой системой, таких как кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, соя, проводя обработку на глубину 20 см и более для обеспечения беспрепятственного развития корневой системы и, как следствие, получения хорошего урожая. Такой эффект достигается благодаря тому, что при обработке чизельными стойками разрушается плужная подошва, которая препятствует процессам аэрации и инфильтрации, а также нормальному развитию корневой системы ряда культур. Комбинированным диско-чизельным агрегатом можно выполнять такие работы, как:
основная безотвальная обработка почвы;
обработка паров с проведением глубокого разуплотнения почвы;
разуплотнение поворотных полос и временных полевых дорог;
разделка задернелых пластов при вводе в эксплуатацию залежных земель.
Агрегат имеет четыре рабочие зоны, каждая из которых задействуется, когда это необходимо. Возможности гибкой настройки рабочих зон, а также их полного исключения позволяют решать различные агротехнические задачи одним агрегатом.
Первый ряд рабочих органов — это ряд режущих дисков
К первой рабочей зоне относятся режущие диски. Два ряда дисков диаметром 430 мм способны проводить обработку поч вы на глубину до 12 см. Расстояние между дисками в ряду составляет 250 мм. Регулировка глубины дискования производится бесступенчато при помощи гидроцилиндров и осуществляется из кабины трактора независимо от других рабочих зон. При этом контроль положения дисков происходит визуально по пронумерованной шкале, которую хорошо видно из кабины трактора.
Долотья чизельной стойки с двумя рабочими кромками
При необходимости рабочую зону режущих дисков можно полностью исключить из работы. Благодаря диаметру диска 430 мм обеспечивается интенсивное измельчение и заделка растительных остатков с образованием мульчирующего слоя на глубине 2–3 см, препятствующего воздушной и водной эрозии, а также активному испарению влаги. Диски имеют коническую форму, что позволяет им сохранять рабочий угол по мере износа. Каждый диск расположен на индивидуальном подшипниковом узле, не требующем обслуживания. Опционально могут быть установлены режущие диски с ресурсоповышающей наплавкой карбида вольфрама. Каждая стойка режущего диска закреплена на эластомерах, что обеспечивает надежную защиту рабочих органов при работе на каменистых почвах. Диапазон выглубления диска — до 5 см. Благодаря индивидуальному креплению стоек выглубляется только диск, столкнувшийся с препятствием.
Два ряда дисков диаметром 430 мм способны проводить обработку почвы на глубину до 12 см. Расстояние между дисками в ряду составляет 250 мм
Подшипниковые узлы расположены в пассивной зоне диска, что снижает тяговое сопротивление и, в свою очередь, уменьшает удельный расход топлива и препятствует забиванию рабочей зоны. Передний ряд дисков имеет настройку по смещению в сторону, чем достигается отсутствие необработанных участков земли.
Вторая рабочая зона — чизельные стойки. Они предназначены для культивации и глубокого рыхления почвы до 30 см с целью разрушения плужной подошвы, которая обычно расположена на глубине 20–25 см. Стойки расположены с интервалом в 270 мм в четыре ряда, что исключает их забивание. Глубина обработки чизельных стоек изменяется путем увеличения или уменьшения числа регулировочных пластин на гидроцилиндрах подъема и опускания. Регулировочные пластины теперь не нужно снимать и надевать — для изменения глубины достаточно повернуть необходимое их количество в другую сторону. Такой способ позволяет быстро и легко настраивать глубину обработки, а также избежать утери регулировочных пластин.
Передний ряд дисков имеет регулировку по смещению вбок
Чизельная стойка с гидравлической защитой Non-Stop
Выравнивающие диски заделывают борозды, образованные чизельными стойками
Выравнивающие диски имеют лепестковую форму
Стойки выравнивающих дисков закреплены на эластомерах для защиты при работе на каменистых почвах
Зона чизельных стоек является основной рабочей зоной агрегата и имеет несколько вариантов рабочих органов. Для эффективного глубокого рыхления используются долотья шириной 50 мм, а для более высокой интенсивности перемешивания почвы — 80 мм. В случае необходимости полного перекрытия на долотья устанавливаются крыльчатые лемеха, увеличивающие ширину подрезания каждой стойкой до 340 мм. Все варианты долотьев имеют две рабочие кромки, то есть при изнашивании с одной стороны их можно перевернуть на другую, а также выдвинуть вперед на одно крепежное отверстие. Помимо этого, чтобы долота хватало на большую площадь обработки, его рабочие кромки снабжены ресурсоповышающей наплавкой карбида вольфрама.
Чизельные стойки имеют два варианта защиты от наезда на препятствие: гидравлическую Non-Stop и механическую с пружинной защитой, которая менее универсальна, так как нет возможности регулировки и она работает только в одном режиме. Несмотря на это, такая система проще в обслуживании, а начальная стоимость агрегата с пружинной защитой значительно ниже.
Шкала для визуального контроля положения выравнивающих дисков
Чизельные стойки с механической пружинной защитой
У чизельных стоек с гидравлической защитой есть возможность регулировки усилия срабатывания гидроцилиндра в зависимости от условий работы. Достигается это путем изменения давления в гидравлическом контуре, что позволяет адаптировать агрегат для работы на полях с разной плотностью почв. Например, для работы на тяжелых почвах усилие срабатывания увеличивают для предотвращения самовыглубления стойки, в то время как на легких его уменьшают, чтобы при встрече с препятствием предотвратить протаскивание в почве.
Третья рабочая зона — выравнивающие диски. Ряд сдвоенных выравнивающих дисков диаметром 430 мм предназначен для заделки борозд, образованных чизельными стойками, и предварительного выравнивания почвы перед катком. Лепестковая форма диска обеспечивает дополнительное перемешивание почвы и улучшение качества мульчирующего слоя. Бесступенчатая регулировка положения дисков осуществляется независимо от остальных рабочих зон при помощи гидроцилиндров из кабины трактора. При этом контроль положения происходит по пронумерованной шкале, обращенной в сторону кабины. Стойки выравнивающих дисков закреплены на эластомерах, что обеспечивает надежную защиту рабочих органов на каменистых почвах.
Регулировка продольного положения агрегата при помощи гидравлики
Принцип действия катка «земля-по-земле»
Работа катка с «шагающим» эффектом уменьшает риск повреждения при наезде на препятствие
Основной несущий элемент конструкции агрегата — центральная рама хребтового типа, выполненная из профиля 300 × 300 мм с толщиной стенки 10 мм. Рама боковых крыльев изготовлена из профиля 150 × 150 мм с толщиной стенки 8 мм. Материал, из которого выполнены несущие элементы, — конструкционная сталь 09Г2С.
Ширина агрегата в транспортном положении не превышает 3 м. Складывание и раскладывание крыльев происходит при помощи гидроцилиндров. В транспортном положении они стопорятся страховочными замками, которые также имеют гидравлический привод. Каждый диско-чизельный агрегат оборудуется электрической проводкой и системой световой сигнализации в задней части, что позволяет беспрепятственно перемещать его по дорогам как в светлое, так и в темное время суток. В качестве опорных колес агрегат получил широкопрофильные сельскохозяйственные шины размером 520/50-17. По заказу он может быть оборудован пневматической тормозной системой.
Агрегат может поставляться с двумя вариантами присоединения к трактору: при помощи петли с диаметром отверстия 50 мм за тягово-сцепное устройство или при помощи вала категории III/IV на нижние тяги навески трактора. Для работы с ним необходим трактор с мощностью двигателя от 330 л. с., оснащенный четырьмя парами гидравлических выводов.
Пневматическая тормозная система по отдельному заказу
Итак: помимо всех перечисленных достоинств диско-чизельного агрегата VELES, нельзя не отметить тот факт, что поверхность полей после обработки им выравнивается. Это значит, что, применяя данный агрегат, можно повысить производительность и на других операциях на поле за счет увеличения рабочих скоростей. Высокие экономические показатели применения комбинированных агрегатов ведут к разработке все новых подобных машин, о которых мы обязательно будем рассказывать в следующих номерах журнала.
Текст и фото: Денис Шестеров
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.