В бельгийской компании Joskin с самого начала своей истории изготавливали цистерны для жидкой органики. Сегодня с конвейера завода сходит все меньше и меньше классических десятикубовых бочек с распределительными дисками и все больше высокотехнологичных машин с бесконечным перечнем опций. Если посчитать, то только в сфере навозоудаления бельгийцы делают ставку на 78 одновременно выпускаемых моделей. Всего Joskin предлагает девять танкеров Volumetra емкостью от 10,6 до 22,9 м³ на двух- и трехосном шасси. Помимо гидрообъемных, цистерны оснащаются также вакуумными насосами.
Для теста была использована модель 14500 D с 15-метровой разбрызгивающей штангой, оснащенной сошниками для внесения навозной жижи. Буква D в названии означает двухосное шасси. Кроме того, цистерна оснащена подруливающей осью с гидравлическим приводом.
В сумме такая комбинация весит порядка 12,4 т — результат массивности конструкции бака с 4-миллиметровой стенкой и сложного оснащения, включая заднее четырехточечное навесное устройство. Масса полностью заполненной цистерны составляет уже 25,1 т; таким образом, в нее можно закачать порядка 12,6 т навоза. Навесное устройство предназначено для установки тяжелых навесных штанг и инжекторов. При этом у машины относительно низкий центр тяжести. Цистерна диаметром 1,8 м с выходящими далеко за ее габариты колесными арками прекрасно обходится без рамы и имеет небольшую высоту (3,2 м без распределителя).
К тягачу Volumetra прицепляется с помощью шаровой сцепки K80, обеспечивающей опорную нагрузку 4 т. Тяга гидравлического управления шасси, шарнирно соединенная с улавливающим цилиндром, крепится к трактору слева от дышла с помощью шаровой сцепки К50 — практично. Так же аккуратно и практично проложены по всей цистерне и толстые гидравлические шланги для управления системами, да и держатель для карданного вала на высоте.
Обязательное требование к трактору, с которым будет агрегатироваться Volumetra, — наличие чувствительной к нагрузке гидросистемы: 23 установленных на цистерне гидроцилиндра.
С помощью восьмидюймового рукава, который может погружаться в сливную яму на глубину до 2,80 м, вся бочка наполняется навозной жижей за 2,5 минуты.
Навозная жижа поступает в цистерну из рукава и проходит через фильтр-измельчитель, где посторонние включения либо измельчаются, либо отделяются. Даже остатки сенажа и соломы не доставляют вращающимся ножам хлопот. При блокировке ножей происходит автоматическая смена направления вращения. Гидравлический привод требует 40 л/мин при 170 бар. Цистерну можно наполнить и сверху гравитационным способом с помощью шестидюймового шланга, расположенного с ее левой стороны. В этом случае на заполнение потребуется всего три минуты.
Автоматическая система отключает всасывание, как только поплавок доходит до настраиваемого индуктивного датчика, расположенного на передней части бочки (которая всегда должна быть наклонена вперед), система управления прерывает подачу, и жижа начинает циркулировать внутри цистерны. ВОМ с частотой вращения 1000 об/ мин после этого можно отключить.
Поведение на дорогах общего пользования. Даже без опционального гидравлически подрессоренного дышла Volumetra с сайлент-блоками и гидропневматической подвеской демонстрирует хорошие ходовые качества. Правда, порожняя цистерна при движении по дороге проявляет некоторую склонность к легкому раскачиванию в продольной плоскости.
Для минимизации давления на почву Volumetra оснащается шинами размером 750/60 R30.5. Мост с расстоянием между колесами 1,82 м производится компанией ADR. Принудительное управление колесами обеспечивает их поворот на 14° и весьма благоприятно сказывается на радиусе поворота машинно-тракторного агрегата.
Отдельного описания заслуживает система управления испытуемой модели. Для того чтобы цистерна могла вносить навоз с использованием системы автоматической дозировки, ее необходимо «срастить» с системой управления ISOBUS. Дозирование достойно всяческой похвалы — компьютер от Мüller (или ISOBUS-терминал трактора) очень точно регулирует и визуализирует количество вносимой навозной жижи.
Роторно-лопастной насос спрятан за дышлом. Ремонт роторов насоса станет, если что, делом очень хлопотным и затратным
На четырехточечном навесном устройстве (подъемнике) можно устанавливать тяжелые инжекторы. Штанга опускается с помощью нижних тяг подъемника и собственных гидроцилиндров по направляющим
В дополнение к этому в тестовой модели имелось управление с помощью клавишного выключателя, благодаря которому можно активировать функции цистерны (например, всасывающий рукав, измельчитель, раскладывание и складывание штанги со шлангами). Если штанга уже разложена и опущена по специальным направляющим, то дальше управление осуществляется с использованием ISOBUS на терминале трактора или на терминале Мüller. Затем нижние тяги навесного устройства на цистерне должны полностью опуститься, и только потом, после еще одного нажатия кнопки, происходит последовательное включение: опустить шланги, включить распределительные головки, открыть заслонки. Полное раскладывание штанги длится более 30 секунд.
Система управления не допустит функционального сбоя. Система автоматического дозирования работает безупречно. Если заданная норма внесения удобрений не соблюдается из-за слишком высокой скорости движения, бортовой компьютер выдает предупреждающий сигнал. На передней части цистерны установлены три больших манометра, которые наряду с давлением масла в распределителях показывают рабочее давление роторного насоса Börger. Благодаря этому число оборотов ВОМ можно скорректировать.
Цистерна быстро заполняется благодаря восьмидюймовому всасывающему двухшарнирному рукаву. Фильтр-измельчитель, расположенный перед насосом, приводится в движение гидравлически
Для управления проходившей испытания цистерной клавишный выключатель и терминал ISOBUS были необходимы. Здесь лучше полностью перейти на ISOBUS с джойстиком
Кстати: на проходившей полевые испытания модели был установлен редуктор с 1000 на 600 об/мин. Рекомендуем этот вариант при отсутствии у трактора ВОМ на 540 об/ мин. При давлении примерно 1,5 бар двумя распределителями, установленными на разбрызгивающей штанге, можно вносить навоз со скоростью примерно 3,5 куб.м/мин.
Распределители осуществляют равномерное и быстрое дозирование по всей ширине. Правда, во время проведения теста с жидкой навозной жижей обнаружилась проблема: из продувочных шлангов при каждом наполнении бочки вытекает небольшое количество содержимого. Для поля это, конечно же, мелочь, но при сложенной вдоль цистерны штанге жижа из шлангов попадает на блестящие грязезащитные крылья — безобразие!
И еще пару слов о штанге Pendisilde. 15-метровый распределитель имеет выходы, расположенные через каждые 25 см. Толщина шлангов составляет 4 см. Сошники изготовлены из прочного пластика, эрталона, и при опускании штанги прижимаются к поверхности почвы специальными рессорами. На ровном ландшафте это работает очень хорошо, однако движение по холмам и впадинам становится проблемой, поскольку штанга сама по себе имеет жесткую конструкцию и крепится к жесткой же четырехточечной подвеске. Совершать маятниковые перемещения Pendisilde в нынешнем виде не может.
Дополнительные подробности
> Напорная линия проведена от насоса к штанге сбоку вдоль цистерны.
> Трубопровод подачи к распределителю имеет диаметр 5 дюймов.
> Аккуратность прокладки шлангов по цистерне впечатляет, на разбрызгивающей штанге — тоже.
> Для очистки измельчителя заслонку можно открыть с помощью гидравлики.
> Повторное после разворотной полосы включение штанг требует примерно 10 секунд — до тех пор, пока они вновь не разложатся.
> Полосы навозной жижи в траве благодаря такому распределителю едва заметны, но точная езда без поддержки GPS является проблематичной.
> Доступ к роторному насосу, расположенному за дышлом, затруднен.
> Измельчитель после наполнения бочки не отключается автоматически. По заверению представителей Joskin, это сделано для того, чтобы навозная жижа при включенном ВОМ могла свободно циркулировать.
> Цистерна вместе с четырехточечным подъемником без проблем может работать с другим навесным оборудованием (культиваторами, дисковыми боронами).
> Габаритные огни для движения по дорогам общего пользования являются образцом для подражания. А вот светодиодные лампы, предназначенные для освещения 15-метровой разбрызгивающей штанги, расположены неудачно.
> Трактора мощностью 150–200 л. с. для цистерны вполне достаточно.
Итак: что ж, внесение жидких удобрений на полях становится все более популярной сельскохозяйственной операцией в России. Цистерны от Joskin серии Volumetra вполне успешно справляются с такой деликатной работой. Требуемую производительность, соответствующую установленным нормам внесения, насос от Börger также обеспечивает. Комбинация клавишного переключателя и системы управления ISOBUS представляется слишком уж мудреной. На этот случай в Joskin опционально предлагают управление ISOBUS для всех функций. Автоматическое дозирование функционирует в таком исполнении довольно хорошо. В приниципе, серия Volumetra — это цистерна с очень длинным списком всевозможного оснащения.
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.