Андрей Ядыкин: НАИР рассчитывает увеличить долю на рынке в 2024 году

В этом году на рынке сельскохозяйственной техники ожидается небольшое повышение спроса, хотя в целом ситуация остается непростой. При этом в группе компаний «Новые агро-инженерные решения» (НАИР), выпускающей посевную технику, рассчитывают увеличить присутствие на рынке, рассказал Андрей Ядыкин, генеральный директор НАИР и руководитель Торгового дома «Агротехник» — дилера НАИР.

— Андрей Юрьевич, каким был 2023 год для вас как для руководителя и для предприятия? С какими вызовами и проблемами пришлось столкнуться?

— Прошедший год был сложнее, чем обычный, скажем так, среднестатистический год. У многих предприятий сократились объемы реализации продукции, в связи с этим снизились и объемы производства. Но не у всех. На нашем заводе мы не уменьшили объем производства, а, напротив, увеличили на 24%. Объем продаж остался примерно на уровне прошлого года.

Планируем расти примерно на 30% в год, придется в 2024 году догонять, чтобы выполнить планы. Но рынок стал сложнее за счет того, что данный период сопровождается низкими ценами на сельхозпродукцию и высокими ценами на ресурсы. Плюс к этому очень много проблем, связанных с логистикой и санкционными позициями, некоторые товары сложно достать.

   

— Какие проблемы возникли в связи с санкциями?

— В общем эти проблемы известны, они не миновали и наше предприятие. Касается это и комплектующих для машин, которые мы производим сейчас и производили ранее. Гарантийный и негарантийный ремонт надо обеспечивать запасными частями. Часть комплектующих, прежде всего от различных американских производителей, ушла с рынка. Из Аргентины не все удается привезти из-за того, что там не работают валютные счета в банках. Мы заменили комплектующие на отечественные или на китайские хорошего качества и еще проработали ряд критически важных позиций с некоторыми поставщиками. И теперь у нас есть и база поставщиков, и аналоги.

 

— Аналоги дороже или дешевле?

— По той же цене или дороже. Такие позиции, как электромуфта, например, которая производилась в Америке, турбина — мы ее испытали еще три года назад, и сейчас у нас есть надежный поставщик. Но исключилась из комплектации система управления высевом. Это представляет сложность для нас. Мы пользуемся механическими вариаторами, но уже есть в разработке и будет решение по электронной системе управления высевом.

Есть проблемы с парком станков. Системы японские, немецкие. Сложнее стало с комплектующими. Бывает, что выйдет из строя станок, а запасной части нет, и мы ее ищем, несколько дней бывают простои. Но, учитывая все эти обстоятельства, я считаю, что мы достойно справились со своими задачами в 2023 году и увеличили объем производства. На складе осталось определенное количество непроданных машин, но в новом году растет спрос. Поэтому, думаю, мы все это распродадим и будем расти дальше.

 

— Замечаете ли вы рост спроса и продаж российской техники в целом на рынке из-за ухода иностранных производителей?

— По прицепной технике в 2022 году было произведено и продано больше сеялок, чем в 2021 году. А в 2023-м произошло снижение объемов продаж. Это данные статистики «Росспецмаша» по заводам-производителям. Но мы свою долю рынка увеличили на пару процентов. При этом весь рынок упал на 15% по нашему виду техники.

 

— В зимний период фермеры должны готовиться к новому сезону, покупать новое оборудование или заниматься обслуживанием уже имеющегося. Что-то изменилось по сравнению с предыдущими годами?

— Заметных изменений нет. Сезонность, бывает, смещается из-за каких-то ситуаций на рынке, например из-за цены на зерно или каких-то решений по субсидиям. Бывают пики, но общая ситуация такова, что зимой люди ремонтируют технику и закупают на новый год.

 

— А как государство должно реагировать на сложную финансовую ситуацию?

— Государство анализирует, принимает решение и действует. Никто у нас не выезжает с тракторами на площади, как в Германии или Франции, у нас нет такой конфликтной ситуации. Ситуация в отрасли в целом стабильная. Если нужно поправить финансовое положение с бюджетом, ввести какие-то дополнительные пошлины на экспорт — это правительство всегда делает, и никаких проблем нет.

 

— Какие планы у компании на 2024 год?

— В 2024 году планируем увеличить объем производства. Существенно вырастает план в продажах — не за счет того, что рынок как-то сильно изменится в лучшую сторону. По прогнозам нет ожиданий, что рынок будет лучше. Большинство экспертов говорят, что он будет такой же, то есть на пониженной планке. Но мы за счет других параметров планируем увеличить объемы продаж, а также просто за счет нашей большей активности.

Есть регионы, где у нас нет дилеров, есть различные точки роста в продажах и в маркетинге. За счет этого мы планируем свою долю рынка увеличить. И рынок это сделать позволяет. Тысячи машин производятся и продаются в России. Мы производим сотни. Поэтому нам есть куда расширяться.

 

— Какие есть разработки, какие новые продукты готовите?

— Готовим сплошной комплекс с рабочим органом монодиском. Видим в нем продвинутую модель для рынка, для тех компаний, которые хотят добиваться очень высокого качества сева и знают в этом толк. Это будет очень хороший инструмент, причем широкозахватный. Ширина захвата составляет 12 м, и есть функциональная особенность, которая отличает наш комплекс от конкурентов. В частности, будет возможность регулировки глубины посева из кабины, не выходя из трактора и не настраивая каждый нарамник, то есть не производя руками какие-то регулировки. Просто с монитора нажатием кнопки будет регулироваться глубина посева. Соответственно, и регулировки нормы высева и нормы внесения удобрений можно будет осуществлять из кабины. Понятно, что смазывать, обслуживать трактор придется вручную, но базовые регулировки возможны из кабины. Такие функции есть далеко не у всех, а может быть, даже ни у кого из российских производителей.

 

— В последнее время было много разговоров о том, что необходимо готовить инженеров и конструкторов. Есть ли какие-то изменения в этом плане, как и чем надо привлекать молодежь на предприятия?

— Существенные изменения произошли на рынке труда в 2023 году, вторая половина года оказалась такой, какой не было до этого никогда, и, видимо, лучше уже не будет. Количество соискателей по отношению к количеству вакансий резко сократилось. Соотношение изменилось в худшую сторону для работодателя. Людей очень сложно найти. Есть ряд факторов, которые этому способствовали.

Мы много времени и сил уделяем проработке вариантов усиления кадрового направления, в подходах к организации условий работы и заработной плате. Стараемся их улучшить.

 

— Компания принимает участие в воспитании кадров в местных учебных заведениях?

— Есть план открыть сеть учебных классов в основных региональных вузах, где есть сельскохозяйственные факультеты, и включить в учебную программу какие-то материалы, касающиеся настроек машин, сеялок, норм высева, глубины посева. Пока план такой. Есть договоренности с учебными заведениями о том, что мы можем участвовать в днях открытых дверей, когда работодатели приезжают, презентуют свои предприятия. Но такой работы, чтобы мы брали на практику и учили молодых специалистов, а потом их привлекали, пока нет. Видим, что в этом есть острая необходимость. Это точно эффективный механизм, и мы это будем делать. В этом году уже начнем.

 

— Проводит ли НАИР социальную политику в своем регионе?

— Мы поддерживаем спортивные мероприятия, частично спонсируем две секции — по боксу и по рукопашному бою. В рамках социальной политики, естественно, помогаем нуждающимся. Есть у нас в городе фонд, куда мы перечисляем деньги на благоустройство.

 

— Назовите, пожалуйста, три главных экономических тренда для российского АПК на 2024 год.

— Агропромышленный комплекс России стабилен по сравнению с другими отраслями. Он показывает стандартный ежегодный оборот, нет больших перепадов и тем более спадов на протяжении многих лет. Поэтому тут тренд один: стабильная работа. Хотя, конечно, люди всегда будут желать идеальных условий.