Кори Андерсону было около 10 лет, когда он впервые увидел единственный сохранившийся котел для трактора 150 Case. Он узнал, что «дорожного локомотива», как его называли, больше не существует. Котел был наиболее близок к реальному образцу, поскольку все девять построенных машин были давно разобраны на металлолом. Находка вдохновила его на то, чтобы вернуть чудо-машину к жизни.
«В детстве я просто надеялся, что мой отец, кто-то из моих друзей или кто-то еще построит его, — говорит Кори. — А потом, когда я стал старше, я понял, что это должен быть я».
Поэтому в 2017 году он вместе с десятками добровольцев взялся за создание с нуля копии самого большого парового трактора из когда-либо построенных. Спустя 16 месяцев и 15 000 часов работы мечта стала реальностью.
И, как и 150 Case, на который он опирается, копия Андерсона является самым большим паровым трактором в мире, что официально зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса.
Построить самый большой в мире паровой трактор — не самая типичная мечта мальчика, особенно растущего в конце 20 века. Но детство Андерсона было несколько иным. Его родители были любителями и историками паровых машин. Уже в раннем возрасте он научился управлять старыми тракторами и работать на них. В 16 лет он восстановил паровой трактор Case 1915 года выпуска. Он также сообщил всем друзьям и коллегам по увлечению о своем желании однажды увидеть трактор 150 Case.
В 22 года он отправился в архив компании Case. По счастливой случайности, в компании сохранилось около 90% чертежей и рисунков модели 150, разработанной более 100 лет назад.
В свое время модель 150 была примерно в три раза больше других паровых тракторов. В 1905-1907 гг. компания J.I. Case построила девять таких гигантов. Они предназначались для восполнения пробелов на железной дороге за счет перевозки тяжелых грузов по автодорогам. Первым заказчиком стал медный рудник в Нью-Мексико.
Рынок для модели 150 был невелик. Однако позже его конструкция была использована для создания более компактного парового трактора для вспашки, который стал очень популярным — 110 Case.
Нераспроданные 150-е модели вернулись на завод. Некоторые из них были разобраны на двигатели, чтобы затем продать их для использования на лесопилках или для выработки электроэнергии. После того как в 1972 г. компания Case была куплена компанией Tenneco, все остатки 150-х были отправлены на металлолом. Остался только котел, который Андерсон видел в детстве.
Андерсон начал создавать трехмерные модели с помощью CAD по чертежам, которые он копировал в штаб-квартире Case, а затем перешел к изготовлению деревянных шаблонов. Тем временем он открыл компанию Anderson Industries, занимающуюся сваркой, производством, механической обработкой и инжинирингом, и в свободное время отливал детали для трактора. Его успешный бизнес также помог профинансировать проект, стоимость которого в итоге составила около $1,5 млн.
Затем в 2014 г. компания Dakota Foundry, где Кори уже восемь лет занимался литьем деталей, объявила о продаже производства инвесторам из Тайваня. Помимо того, что ему больше негде было отливать детали для трактора, многие его друзья остались бы без работы.
«Мне пришлось купить литейный цех, чтобы иметь возможность заниматься всем литьем, — говорит Андерсон. — Я также хотел, чтобы бизнес был сохранен, а не закрыт».
Когда наступил 2017 год, Андерсон понял, что ему нужно действовать быстро, если он собирается построить 150 Case. Его наставники в паровом мире старели. «Я понял, что у меня не было бы ни знаний, ни мечты, если бы не наставники, которые делились историями и учили меня всему, что я знал, — говорит он. — Поэтому я решил начать и закончить это дело как можно быстрее, чтобы они могли оценить его и насладиться им до того, как уйдут из жизни».
Так он вместе с другом Гэри Брэдли приступил к сборке двигателя. Каждые выходные Андерсон совершал 8-часовую поездку из Южной Дакоты в мастерскую Брэдли в Вайоминге, где у них были все необходимые инструменты и оборудование и где они не отвлекались от повседневных дел на литейном заводе.
Работа над другими частями трактора велась одновременно в других местах добровольцами под руководством Андерсона. Колеса и удлинительные обода изготавливались и склепывались в мастерской друга Джима Брайдена в Фарго, Северная Дакота. Тревор Гюнтер с командой работал над изготовлением и склепыванием бака для воды и угольных бункеров в Канаде.
Более 10 000 подписчиков в соцсетях следили за ходом работ, поскольку команда спешила уложиться в срок — 8 сентября 2018 года, когда трактор должен был дебютировать на сельхозвыставке в Южной Дакоте.
Андерсон сильно переживал, когда пришло время впервые запустить двигатель, примерно за три недели до публичного дебюта 150-й модели.
«Когда вы что-то полностью переделываете, всегда есть вероятность, что вы что-то упустите или что-то будет не на 100% правильным, — говорит он. — Это как восстановить двигатель, а затем запустить его в первый раз. Ты просто прислушиваешься, нет ли проблем. Но эта машина была полностью построена с нуля и не существовала, это был просто совершенно другой монстр».
Вес 150-й модели составляет 37,5 тонн. Каждое колесо диаметром 2,4 м весит более 3 тонн. Добровольцы установили на них более 1000 горячих заклепок диаметром ¾ дюйма.
В целом трактор имеет длину 7,6 метра, ширину 4,3 метра и высоту 4,3 метра. Бункеры рассчитаны на 3 тонны угля, а бак для воды вмещает более 2200 л воды. Для поддержания рабочего давления пара двигатель сжигает как дрова, так и уголь.
Андерсон и члены команды зажгли первую спичку для двигателя 18 августа 2018 года. Он запустился без заминки.
Как завелся двигатель, так и заработал трактор на массовых мероприятиях. Он звучит, как железнодорожный локомотив, и выглядит также, поскольку из его трубы валит дым.
Видеоролики на YouTube с его подвигами по перетаскиванию рядов плугов John Deere собрали более 20 млн просмотров. Самый популярный из них был снят в 2022 году, когда он перевез 18-метровую сцепку из 50 плугов, соединенных вместе, с оператором у каждого плуга. По словам Андерсона, из-за мощности трактора невозможно было понять, что за ним что-то находится. Его максимальная скорость составляет 9 км/ч.
По словам Андерсона, несмотря на свои размеры, он довольно прост в управлении: «Это тяжелая машина. Все на нем тяжелое. И если вы попытаетесь с ним бороться, он будет сопротивляться. И, скорее всего, победит».
У него три рычага: один для движения вперед и назад, один для дроссельной заслонки и один для «усилителя руля». Привыкание к рулевому управлению занимает больше всего времени. «Вы можете поворачивать только с той скоростью, с которой движется двигатель, — объясняет он. — Приходится все планировать, потому что если ты отстаешь, то не сможешь догнать, так как поворачиваешь только со скоростью двигателя. Сейчас я уже достаточно наездил на нем, и чувствую себя как опытный парень на экскаваторе. Ты просто становишься единым целым с машиной».
Вирусные ролики на YouTube произвели фурор, и проект также привлек внимание знаменитой Книги рекордов Гиннесса. Издатели прислали Андерсону электронное письмо, в котором сообщил о намерении рассмотреть трактор на предмет включения в список мировых рекордов.
Так, в ноябре 2022 года Андерсон получил официальное сообщение от Гиннесса о том, что его машина является самым большим в мире трактором с паровым двигателем.
Андерсон уже несколько раз демонстрировал модель 150, а также посещает выставки паровых машин, где рассказывает о создании самого большого в мире парового трактора. Его цель — мотивировать других.
«У вас может быть мечта, и если вы готовы приложить усилия, то все возможно», — говорит он. Он также говорит о том, как найти правильную команду, которая будет помогать вам и поддерживать ваши цели. Он хвалит всех многочисленных волонтеров, которые работали над проектом «150». И теперь, когда «150» закончен, он отплачивает некоторым из этих друзей тем, что помогает им строить собственные паровые тракторы.
Он также находится в поисках еще одного большого проекта, но найти его не так-то просто. Он хочет быть уверен, что все, что он сделает, будет на 100% аутентичным, как и модель 150. Но многие производители паровых тракторов не работают уже несколько десятилетий, поэтому чертежи и конструкции найти сложно.
«Я пытаюсь найти все это, — говорит он. — Посмотрим, что получится».
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.