Как «соскочить» с ископаемого топлива?

Ассоциация CEMA, представляющая европейское сельхозмашиностроение, выпустила документ под названием «Возобновляемые и низкоуглеродные виды топлива для климатически оптимизированной сельхозтехники ЕС: циркулярное сельское хозяйство в действии».

В документе рассматриваются различные варианты значительного сокращения выбросов CO2 сельхозтехникой.

Предполагается, что традиционное топливо по-прежнему вносит свой вклад в общий углеродный след сельхозтехники. Сельское хозяйство может стать устойчивым только тогда, когда оно преодолеет свою основную зависимость от ископаемого топлива.

Как же производители предлагают это сделать? За счет разумного и эффективного использования всех имеющихся возможностей в процессе сельхозпроизводства. Это включает в себя:

  • разумное использование техники для повышения энергоэффективности производственных процессов,

  • электрификацию парка,

  • использование возобновляемых и низкоуглеродных видов топлива.

Сельхозтехника характеризуется чрезвычайно прочной и надежной конструкцией, что обусловливает ее длительный срок службы. При планировании перехода к технологиям двигателя и энергетическим решениям необходимо учитывать высокий средний возраст парка сельхозтехники, работающей на двигателях внутреннего сгорания. В настоящее время, в силу специфики и сложности сельхозпроизводства, не существует единой технологии или энергоносителя, способного полностью заменить традиционную технику. Не может быть и «универсального» решения. Необходимо определить и применить сочетание технологий и энергоносителей, наиболее подходящих для конкретной производственной системы, определенного региона, размера и состояния хозяйства. В этих рамках фермеры будут играть ключевую роль как производители и потребители энергии, поскольку они смогут внести свой вклад в производство энергии с помощью солнечных батарей, ветряных мельниц, маслобоек, мини-НПЗ и установок по производству биогаза/биометана.

В этой позиции CEMA поясняет, что для обеспечения значительного сокращения выбросов CO2 в большинстве парка сельхозтехники ЕС важным источником энергии будут возобновляемые и низкоуглеродные виды топлива, в частности жидкое и газообразное топливо из биомассы, «зеленый» водород и электротопливо, для которых двигатель внутреннего сгорания останется жизнеспособным и подходящим решением.

Технологический прогресс в ближайшее десятилетие определит долгосрочный потенциал распространения электрификации, причем решения будут направлены на решение вопросов массы, плотности энергии и быстрой подзарядки бортовых накопителей энергии для обеспечения устойчивого рабочего диапазона. Пока в краткосрочной и среднесрочной перспективе полная электрификация представляется более целесообразной для малогабаритных маломощных сельскохозяйственных машин, в то время как для средне- и крупногабаритных машин, а также для высокомощных применений она не является альтернативой двигателям внутреннего сгорания. Развитие этих технологий является ключевым элементом на пути к достижению нулевого уровня выбросов углерода.