Годы комфортного сотрудничества с Китаем остались в прошлом

«Новые ситуации требуют новых стратегий: вторая по величине экономики держава в мире быстро менялась и развивалась в течение последних десяти лет. Китай по-прежнему остается привлекательным рынком сбыта для европейских производителей техники и оборудования, но он также превратился в реального конкурента — во всем мире!» Автор: Стефан Хантке, президент и исполнительный директор Schneeberger Holding и председатель Комитета по внешней торговле VDMA

Китай представляет собой постоянно растущую проблему для машиностроительной отрасли. За последние годы Китайская Народная Республика улучшила качество продукции предприятий машиностроения, стала конкурентоспособной во многих сегментах рынка и все активнее занимается экспортом товаров. Технологическая гонка в Китае с целью наверстать упущенное также продолжается, и отставание от западных стран с развитой промышленностью заметно сокращается.

   В то же время китайское правительство чувствует себя все увереннее, что способствует нагнетанию геополитической напряженности, а не наоборот. К тому же государство все настойчивее вмешивается в рыночные отношения. Подлинные «равные условия игры» в международной торговле, к достижению которой Европа стремилась в течение длительного времени, стали отдаленной перспективой ввиду усиления протекционистских мер.

   На китайском рынке вмешательство правительства в промышленную политику оказывает давление на отечественные отрасли-потребители, вынуждая их закупать продукцию «местных» производителей. И «местными» в данном контексте не считаются китайские компании с иностранными инвестициями.

   На мировом рынке, в свою очередь, Пекин пытается создать торговую сеть, ориентированную на Китай, с более или менее скрытыми субсидиями для собственных компаний, чтобы взять на себя еще большую роль в решении глобальных проблем. Также речь идет и о распространении китайских норм и стандартов.

   Все это происходит на фоне тесных связей между секторами машиностроения и растениеводства, которые за эти годы выросли в объеме. Из 3600 компаний — членов VDMA около 900 инвестировали в китайские компании, а половина из них имеет в этой стране собственные производственные мощности.

   В общей сложности прямые инвестиции составляют 7 млрд евро, или 16 % инвестиций Германии в машиностроение по всему миру.В целом члены VDMA обеспечивают в Китае более 150 тыс. рабочих мест для квалифицированных и хорошо оплачиваемых сотрудников.