Трактор «Кировец» К-525

Обработка земли — одна из самых энергозатратных операций в растениеводстве. Чтобы получить урожай, на поле нужно провести целую серию манипуляций: вспашку, дискование, боронование, посев и т. д. Современные тенденции ведения сельскохозяйственной деятельности предполагают минимальное количество техники и максимальный эффект от нее, то есть один механизатор на одном тракторе должен обработать большую площадь за сезон или на одном комбайне собрать с нее урожай.

Тракторный консерватор


В связи с этим стала прослеживаться взаимосвязь: чем больше площадь хозяйства, тем более энергонасыщенная техника в нем эксплуатируется. Крупные хозяйства и агрохолдинги такой расклад вполне устраивает. Но как быть небольшим и фермерским хозяйствам, которые либо не могут себе позволить приобрести сверхмощные тракторы и агрегаты к ним, либо их поля небольшого размера и имеют сложный контур. Таким хозяйствам придутся в пору тракторы мощностью до 250–280 л. с. До недавнего времени обеспечить аграриев техникой в этом мощностном диапазоне могли только иностранные производители. Однако отечественные постепенно стали перехватывать инициативу.

фото-1-3-2.jpg

Петербургский тракторный завод всегда был известен тем, что его техника работала в хозяйствах Советского Союза, а после, уже в России, — энергонасыщенные тракторы семейства «Кировец». Наверное, нет человека, имеющего отношение к сельскому хозяйству, который не знал бы этих исполинов, способных в одиночку выполнять такой объем работ, который под силу только нескольким менее мощным тракторам. Сейчас практически ничего не изменилось, и завод в Санкт-Петербурге продолжает держать марку. Тракторы К-7М стали еще более энергонасыщенными, универсальными и комфортабельными, а их мощность перешагнула отметку 400 л. с.! Удерживая титул одного из основных производителей тракторов высокой мощности в нашей стране, Петербургский тракторный завод пошел дальше и решил занять нишу тракторов меньшей мощности, потребность в которых в сельском хозяйстве продолжает расти. Трактор «Кировец» К-525, действующий представитель линейки тракторов серии К-5, предназначен для хозяйств с площадью пашни от 500 до 2000 га. К его выпуску предприятие приступило еще в 2020 году, и с тех пор потребность в таких тракторах растет из года в год. Удачное сочетание потребительских свойств с привлекательной ценой сделали эту машину настоящим бестселлером! Поэтому мы предлагаем изучить К-525 во всех подробностях. Шарнирно-сочлененный колесный трактор «Кировец» К-525 относится к тракторам общего назначения и предназначен для выполнения различных сельскохозяйственных работ как с навесными, так и с полунавесными и прицепными машинами и орудиями. Этот трактор отлично подходит для всего спектра сельскохозяйственных операций по обработке почвы, например пахоты, культивации, боронования, посева, лущения, дискования, безотвальной обработки почвы, а также снегозадержания и т. д. Помимо полевых работ, трактор эффективно используется и на транспортных работах с прицепами и полуприцепами — как на полевых и грунтовых дорогах, так и на дорогах с твердым покрытием. К тому же ширина трактора не превышает 2,5 м, а значит, он не требует дополнительных разрешений для передвижения по дорогам общего пользования.

фото-6.jpg

Открытый доступ для обслуживания двигателя со всех сторон

фото-8.jpg

Двигатель ЯМЗ-53645-30 оснащен системой впрыска топлива типа Common Rail с электроуправляемыми форсунками

К-525 относится к пятому тяговому классу, но при выборе сельскохозяйственных агрегатов для него не стоит забывать, что номинальное тяговое усилие трактора составляет 45 кН, а это соответствует нижнему порогу тягового класса 5, согласно ГОСТ 27021. В основе конструкции трактора — рама, состоящая из двух частей: подмоторной и грузовой. Их соединение реализовано за счет специального шарнирного узла, относительно которого и происходит изгиб двух рам. Благодаря ему осуществляется поворот трактора при движении. Управление изгибом рам обеспечивают два гидравлических цилиндра и гидрообъемный рулевой механизм. При этом минимальный радиус поворота трактора по наружной кромке наружного колеса составляет всего 6,5 м.


фото-10.jpg

Турбокомпрессор двигателя оснащен перепускным клапаном

фото-11.jpg

Новый тип воздушного фильтра

В качестве силовой установки трактор К-525 получил 6-цилиндровый турбированный дизельный двигатель ЯМЗ-53645-30 с рабочим объемом 6,65 л и номинальной частотой вращения 2100 об/мин. Он выдает номинальную мощность 250 л. с., а максимальный крутящий момент составляет 1100 Нм при частоте вращения коленчатого вала 1300–1600 об/мин. Для поддержания оптимального теплового режима двигателя на нем применена автоматическая электронная система управления вентилятором системы охлаждения. Система впрыска топлива в цилиндры двигателя — аккумуляторного типа, Common-Rail с электроуправляемыми форсунками. Кроме того, совсем недавно двигатель получил блок управления российского производства, разработанный научно-производственным предприятием «Итэлма».

Суммарный запас топлива для работы трактора — 660 л. Он размещен в двух топливных баках, расположенных с правой и с левой стороны машины. Выполненные из металла баки выполняют и роль лестниц для доступа в кабину. Каждый оснащен собственной заливной горловиной, но это не означает, что заправлять их нужно по отдельности: между ними есть соединительные трубопроводы, а заправляться можно как с правой, так и с левой стороны. Еще одна немаловажная особенность топ­ливных баков — то, что они могут откидываться назад на шарнирах (наподобие калитки), а это позволяет получить хороший доступ для обслуживания коробки передач без их демонтажа.

фото-2-ПТЗ-2.jpg

фото-26.jpg

На тракторе установлены колеса одинакового размера: 23,1 R26

фото-25.jpg

Передний мост подвешен на полуэллиптических рессорах с телескопическими гидроамортизаторами

В прошлом году конструкция топливных баков была подвергнута существенным изменениям, в результате которых значительно увеличился дорожный просвет под ними. Поэтому при работе трактора «в борозде» (например, при вспашке) больше не происходит контакта нижней поверхности бака с почвой, что исключает его повреждение. На тракторе применена гидромеханическая многоступенчатая коробка перемены передач серии Т5 с шестернями постоянного зацепления, которая обеспечивает на выбор четыре режима для движения вперед и два — для движения назад. Выбор нужного режима, как и направления движения, осуществляется нажатием соответствующих кнопок на панели управления. Непосредственное переключение режимов работы КПП возможно благодаря четырем пневмоцилиндрам, установленным на ее крышке.

В каждом режиме — четыре передачи. Если режим и направление движения можно выбрать только при остановленном тракторе, то переключение передач внутри режима производится без разрыва потока мощности, прямо на ходу, причем как в ручном режиме, путем нажатия соответствующих кнопок на джойстике, так и в автоматическом. Но давайте расскажем об этом подробнее. После активации автоматического режима на мониторе панели управления в его средней верхней части загорается соответствующий символ. Помимо этого, под значением фактической скорости появляется значение заданной скорости движения. Путем нажатия на педаль акселератора или перемещения ручки ручного управления подачи топлива изменяется значение заданной скорости. Таким образом, можно задать требуемую скорость движения и трактор сам будет ее поддерживать в наиболее оптимальном режиме работы двигателя. Кроме того, есть возможность корректировать скорость переключателем направления движения на джойстике в диапазоне ± 2 км/ч от заданной скорости с шагом 0,2 км/ч.

фото-34.jpg

фото-29.jpg

Все необходимые разъемы для прицепных и навесных агрегатов выведены в задней части трактора

фото-22.jpg

Промежуточная опора, которая связывает карданные валы, передающие крутящий момент на задний мост

Для того чтобы сделать разворот на краю поля, при котором необходимо сбросить скорость, не нужно изменять параметры заданной скорости и выключать автоматический режим. Надо всего лишь кратковременно дотронуться до педали тормоза. В этот момент автоматический режим переключения передач перейдет в режим ожидания, а управление над контролем за переключением передач и оборотами двигателя — в обычный ручной режим работы. По окончании разворота достаточно однократно нажать на переключатель направления движения на джойстике — и автоматический режим переключения передач снова активируется. Таким образом, не нужно каждый раз настраивать заданную скорость путем перемещения ручки ручного управления подачи топлива. Выход из режима автоматического переключения передач в полуавтоматический и обратно возможен в любой момент. Если во время движения трактора в ручном режиме управления активировать автоматический режим работы коробки передач, то он просто подхватит управление и плавно подстроит скорость до заданной без каких-либо рывков и остановок. Всего для движения вперед доступно 16 передач, для движения назад — 8. Выбор скорости осуществляется в достаточно широком диапазоне: от 2,3 до 36 км/ч, что позволяет подобрать наиболее оптимальную скорость движения трактора для выполнения той или иной операции в поле или транспортных работ.


фото-24.jpg

Шарнирный узел трактора усиленной конструкции

фото-23.jpg

Задний ведущий мост трактора жестко закреплен на раме

Ведущие мосты трактора оснащены самоблокирующимися дифференциалами и колесными редукторами планетарного типа. Передний ведущий мост имеет постоянный привод, а вот задний можно отключать при движении по дорогам с твердым покрытием и включать во время работы в поле или движения по бездорожью. Переключение между полным приводом 4 × 4 и неполным 4 × 2 производится нажатием всего лишь одной кнопки на панели управления. На тракторе установлены колеса одинакового размера: 23,1 R26. Если работы проводятся на слабонесущих грунтах или на рыхлой обработанной земле, то на трактор могут быть установлены дополнительные спаренные колеса, которые существенно снижают удельное давление на грунт и повышают проходимость. При движении как по дорогам, так и по полю механизатор в кабине не ощущает вибраций и сильных раскачиваний. Достигается это благодаря подрессоренному переднему мосту. Продольные полуэллиптические рессоры смягчают ударные нагрузки при наезде колеса на препятствие, а телескопические гидравлические амортизаторы делают его возврат в исходное положение более мягким.

Гидравлическая система трактора работает на базе аксиально-поршневого гидравлического насоса с максимальной производительностью 180 л/мин. Электроуправляемый гидравлический распределитель управляет задним навесным устройством, а также имеет четыре пары гидровыводов для присоединения выносных гидравлических цилиндров или гидроприводных машин. Секции, отвечающие за работу выносных гидравлических цилиндров, быстро и легко настраиваются на пропускную способность благодаря рукояткам настройки на панели управления, которые расположены напротив соответствующих переключателей. Диапазон регулирования — от 0 до 92 л/мин. Похожим образом может быть настроено время срабатывания секций в диапазоне от 2 сек до непрерывной подачи.

фот-3-2.jpg

фото-14.jpg

Трактор получил кабину, унифицированную с его «старшими братьями», а именно тракторами серии К-7М

фото-15.jpg

В кабине достаточно места не только для механизатора, который управляет трактором, но и для пассажира: для него предусмотрено складное сиденье

Для агрегатирования трактора с навесными или полунавесными агрегатами он оборудован задним трехточечным навесным устройством, которое соответствует категории III. Максимальная грузоподъемность навесного устройства на оси подвеса — 6500 кг. На расстоянии 610 мм от нее этот показатель составляет 4100 кг. Помимо классических режимов (подъем, опускание, плавающее и нейтральное положение), задняя навеска трактора имеет позиционный, силовой и смешанный способы регулирования. Пульт управления ими скрыт в правом подлокотнике кресла механизатора. Подъем и опускание навески производятся при помощи двух гидравлических цилиндров. Кроме того, при поднятии навески с навешенным на нее агрегатом в транспортное положение, она начинает работать в режиме «демпфирование» и смягчает ударные нагрузки при движении по неровностям. Управление подъемом и опусканием задней навески может производиться не только с пульта управления в кабине, но и с дублирующих кнопок управления на левом заднем крыле трактора, благодаря чему максимально упрощается процесс присоединения навесных агрегатов.

В качестве опции на тракторе «Кировец» К-525 может быть установлено переднее навесное устройство, которое необходимо при эшелонированной навеске, когда на один трактор агрегаты навешиваются как спереди, так и сзади. Для агрегатирования с прицепами, полуприцепами и прицепными машинами и орудиями, в зависимости от их типа, на трактор могут быть установлены различные тягово-сцепные устройства. Чтобы приводить в действие машины и орудия с активными рабочими органами или другими системами, требующими механического привода, на трактор можно установить вал отбора мощности (ВОМ). При этом возможная частота вращения хвостовика — 540 или 1000 об/мин, а вращение будет происходить в независимом режиме. Хвостовик тоже можно подобрать и заменить на необходимый в зависимости от присоединяемой машины.

Тормозная система трактора — пневматическая, с рабочими тормозами барабанного типа. Для управления тормозной системой буксируемого прицепа он уже в базовой комплектации имеет соответствующую систему и пневмовыводы для присоединения тормозной системы прицепа. Благодаря такому оснащению и тяговым качествам трактор может работать с прицепами полной массой до 18 т, что является довольно неплохим показателем. Современный трактор не только должен обладать хорошим тяговым усилием и функциональностью, но и быть максимально комфортным для механизатора. С этим у К-525 все в полном порядке! Несмотря на свои размеры и меньшую мощность, он получил кабину, унифицированную с его «старшими братьями» — тракторами серии К-7М. В кабине достаточно места, не только когда в ней находится один человек, управляющий трактором, но и когда рядом пассажир, для которого, кстати, предусмотрено складное сиденье с мягкой подушкой. Сиденье механизатора оснащено пневматической подвеской, а благодаря широкому выбору настроек даже самый привередливый тракторист сможет подобрать оптимальный для него режим.

фото-16.jpg

На правой стойке кабины теперь отсутствует дисплей контроля состояния КПП

фото-20.jpg

Управление всеми основными системами трактора сконцентрировано в одном месте на эргономичной панели управления «Командпост-4А» с джойстиком управления КПП

Рулевая колонка регулируется по углу наклона и вылету рулевого колеса. Цветной дисплей за рулевым колесом, информирующий механизатора о состоянии систем трактора, теперь пополнился информацией и о состоянии КПП (ранее она выводилась на отдельный монитор, расположенный на правой стойке кабины). Управление всеми основными системами трактора сконцентрировано в одном месте — на эргономичной панели управления «Командпост-4А», которая объединена с правым подлокотником кресла механизатора. С органами управления можно разобраться в кратчайшее время, поскольку все элементы обозначены четкими и понятными пиктограммами и расположены в зоне комфортной досягаемости для руки механизатора. В кабине улучшенная шумоизоляция, виброзащита и отличная герметичность, так что механизатор прекрасно слышит собеседника или любимую мелодию из стереколонок. Кстати, аудиосистема и автомагнитола с USB входят уже в базовую комплектацию. по углу наклона и вылету рулевого колеса. Цветной дисплей за рулевым колесом, информирующий механизатора о состоянии систем трактора, теперь пополнился информацией и о состоянии КПП (ранее она выводилась на отдельный монитор, расположенный на правой стойке кабины). Управление всеми основными системами трактора сконцентрировано в одном месте — на эргономичной панели управления «Командпост-4А», которая объединена с правым подлокотником кресла механизатора. С органами управления можно разобраться в кратчайшее время, поскольку все элементы обозначены четкими и понятными пиктограммами и расположены в зоне комфортной досягаемости для руки механизатора. В кабине улучшенная шумоизоляция, виброзащита и отличная герметичность, так что механизатор прекрасно слышит собеседника или любимую мелодию из стереоколонок. Кстати, аудиосистема и автомагнитола с USB входят уже в базовую комплектацию.

Ну и конечно, нельзя не отметить наличие кондиционера и системы отопления кабины. Благодаря системам поддержания микроклимата на тракторе с одинаковым комфортом можно работать как в жару, так и в мороз. А для работы в темное время суток он оснащается светодиодным рабочим освещением и галогеновым — для транспортных работ.

Итак: можно сказать, что данный трактор с современным техническим оснащением стал настоящим универсалом в решении повседневных задачах сельскохозяйственного производства. При этом обязанности, с которыми справляется «Кировец» К-525, делают его востребованным не только в небольших и фермерских хозяйствах, но и в агрохолдингах, и в хозяйствах со значительными площадями сельскохозяйственных угодий.