Зерноуборочный комбайн Fendt IDEAL 10T с системой IDEALdrive

Инженеры компании Fendt не только поставили свою «идеальную» модель 10Т на гусеницы — благодаря системе IDEALdrive им удалось реализовать совершенно новую концепцию рулевого управления.

Новый высокопроизводительный зерноуборочный комбайн Fendt IDEAL 10 — вершина зерноуборочной техники концерна AGCO — по запросу может поставляться без рулевого колеса


Прощай, штурвал, ауфвидерзейн!

Инженеры компании Fendt не только поставили свою «идеальную» модель 10Т на гусеницы — благодаря системе IDEALdrive им удалось реализовать совершенно новую концепцию рулевого управления.

На первый взгляд зерноуборочный комбайн IDEAL 10T вроде бы ничем не отличается от братьев своих меньших, «девятки» и «восьмерки». Разве что отсутствие в кабине рулевой колонки сразу бросается в глаза. Поскольку за модным названием IDEALdrive скрывается новая концепция управления машиной, в которой вместо штурвала используется джойстик, редакторы profi просто сгорали от любопытства, мечтая прокатиться на вороном красавце без руля!

Управление кончиками пальцев

Угнездившись в кресле, обращаешь внимание на безупречный обзор: жатка и приемная камера (а значит, и поток убираемой массы) видны как на ладони. В том числе и по этой причине инженеры концерна AGCO решили перенести «руль» на левый подлокотник управления, где вполне гармонично разместился второй джойстик, который, кстати, невольно приковывает взгляд во время знакомства с кабиной. Пропорционально движениям джойстика влево или вправо машина совершает соответствующий поворот. В поле такого рода «штурвал» доставляет истинное удовольствие! Непринужденное движение рукой (особенно это актуально на разворотной полосе) приводит к точному развороту машины на краю участка. А если нужно ехать прямо, и прямо, и прямо — просто отпустите джойстик, и колеса займут прямолинейное положение автоматически.

При движении по полю можно активировать и функцию ведения по колее с помощью кнопки, которая тоже находится на джойстике. То, что на разворотной полосе больше не приходится накручивать рулевое колесо, — очень приятный бонус такой концепции: по информации представителей компании Fendt, благодаря опции IDEALdrive мышечная активность механизатора может быть снижена до 65 %. В связи с этим, правда, и актуальность двигательных упражнений во время перерывов для механизаторов «без руля и без ветрил» возрастает в разы. Помимо всего прочего, на изрядно обновленный штурвал перенесли все функции, которые обычно располагаются на рулевой колонке: включение поворотов и ближнего и дальнего света, подача звукового сигнала теперь осуществляются с помощью кнопок джойстика. По информации, предоставленной компанией Fendt, новый «руль» соответствует всем европейским нормам и правилам дорожного движения и может использоваться на дорогах общего пользования наравне с классическим коллегой. О том, как новая система рулевого управления работает на трассе, редакторам profi удалось получить лишь самое общее представление. Благодаря пропорциональному срабатыванию, которое механизатор ощущает как тактильную обратную реакцию, IDEAL 10T в целом довольно уверенно движется по дорогам даже на скорости 40 км/ч. «В целом» — поскольку время на проведение тест-драйва было ограниченно и в предложенных обстоятельствах оценить реакцию системы IDEALdrive в экстремальной ситуации, когда счет идет на секунды, увы (или к счастью), возможности не представилось.

Ограничимся кратким комментарием: управляя комбайном, по возможности лучше не допускать резких движений — это в равной степени относится и к традиционному рулю, и к джойстику. Для беспрепятственного входа в кабину и выхода из нее левый подлокотник откидывается вверх. Во всем остальном «командоаппарат» кабины с модным названием Vision Cab не претерпел никаких изменений.

Технические характеристики

Fendt IDEAL 10T

Жатка

Тип TruFlex Razor Air 40 производства Geringhoff с шириной захвата 12,20 м, трехсекционным продольным ленточным транспортером и подвижным режущим брусом

Система обмолота и сепарации

Сдвоенный аксиальный ротор диаметром 60 см, длиной 4,84 м, площадь обмолота и сепарации 4,54 м2

Очистка

Площадь решет 5,4 м2, площадь сдвоенной подготовительной доски 2,05 м2

Зерновой бункер

Емкость зернового бункера 17,1 м3, производительность выгрузки 210 л/с

Двигатель

Силовая установка D42 компании MAN с рабочим объемом 16,2 л соответствует нормам токсичности выхлопных газов Stage V; мощность двигателя 581 кВт / 790 л. с. (согласно ECE R 120). Топливный бак вмещает 1250 л дизельного топлива, бак для AdBlue — 180 л

Ходовая часть

2-ступенчатый гидростатический привод, гусеничное шасси вместо передних колес (66, 76 или 91 см)

col_fb_Fendt_Ideal10T-47_id72029-min.jpg

Машина управляется без руля, который перекрывает обзор: концепция IDEALdrive вместо традиционного руля предлагает джойстик под левую руку

Силовая установка MAN с рабочим объемом 16,2 л

А вот рабочего объема двигателю конструкторы решили все-таки подкинуть, причем целый литр: IDEAL 10T комплектуется 6-цилиндровым силовым агрегатом D42 производства компании MAN с рабочим объемом 16,2 л. Двигатель на пике своих возможностей выдает на гора до 581 кВт / 790 л. с. максимальной мощности, причем на 1790 об/мин (+22 % по сравнению с «девятым» IDEAL ) и соответствует нормам токсичности выхлопных газов Stage V. Для обеспечения этого монстра достаточным количеством чистого воздуха инженеры предусмотрели на правой стороне два воздушных фильтра. Площадь охлаждения, равная 2,7 м², вкупе с реверсивным вентилятором, автоматически меняющим направление вращения каждые 10 минут, и размахом крыльчатки 95 см обеспечивают необходимое количество воздуха. В серийном исполнении зерноуборочный комбайн IDEAL 10T способен нести до 1250 л дизельного топлива на борту, в качестве опции предлагается кубовый или полуторакубовый топливный бак.

Полезно знать

— IDEAL 10T мощностью 581 кВт / 790 л. с. — флагман компании Fendt.

— Уникальной является система рулевого управления — вместо привычного руля на машине установлен джойстик.

— К рулевому управлению посредством джойстика привыкаешь на раз-два. Правда, и цена у такого технического решения приличная.

col_fb_Fendt_Ideal10T-113_id72031-min.jpg

На джойстике находятся кнопки включения повторителей поворотов, а на его передней стороне — приборов освещения, функции автоматического рулевого управления и звукового сигнала

Молотильный аппарат нам уже знаком

Ширина шасси нашего исполина такая же, как и у братьев меньших, — 1,40 м, что позволяет детищу компании Fendt держать в рамках дозволенного внешнюю ширину. Что касается органов молотильного аппарата, то «идеальная „десятка“» не стала исключением и унаследовала уже известные молотильные роторы Dual Helix. В случае блокады они могут совершать короткое реверсирование.

В общем и целом увеличение пропускной способности комбайна IDEAL 10, по сравнению с предыдущей версией, должно составлять порядка 15 %, во всяком случае так заявляют представители Fendt. В задней части роторов у «десятки», в отличие от «девятки», все решета сепаратора открыты, таким образом комбайн IDEAL 10 получает примерно на 12 % бо́льшую площадь решет. Под ними расположены две скатные доски, которые равномерно подают обмолачиваемую массу на решетный стан по всей ширине.

В отличие от IDEAL 9 с шестью каналами у 10-й топ-модели их всего четыре. Сдвоенные ступени падения выполнены в виде буквы U. Такая конструкция призвана обеспечить равномерное распределение материала даже на склонах до 15°. Ко всему прочему, IDEAL 10 отличают активные поворотные распределители соломы, которые гарантируют ее аккуратное распределение при использовании широкозахватных жаток.

Коротко об остальном

— На уборке урожая 2020 года машина была укомплектована жаткой TruFlex Razor Air 40 с шириной захвата 12,20 м (производства Geringhoff), которая, по данным представителей Fendt, при соответствующей производительности может быть принята на вооружение. Постоянный поток воздуха, циркулирующий за режущим брусом, дает существенное сокращение потерь зерна в передней части машины.

— Стоимость зерноуборочного комбайна IDEAL 10T по прайс-листу начинается от 660 000 евро, за джойстик вместо руля, то есть за систему IDEALdrive, придется выложить 9600 евро дополнительно.

— С прочими деталями IDEAL 10 и его собратьев более подробно можно познакомиться в номерах журнала Agroreport № 6 за 2017 год, № 5 за 2018-й, № 3 за 2019-й.

Шикарный бонус

Концепция IDEALdrive уже сейчас доступна для всех моделей Fendt IDEAL на гусеничном шасси и предоставляется только клиентам Fendt. К джойстику, надо сказать, привыкаешь с удивительной быстротой — с ним процесс уборки урожая превращается в сплошное удовольствие. А чтобы узнать, сколько машин будет заказано именно с такой системой, придется набраться терпения. Эта «фишка» стоит как-никак почти 10 тыс. евро. Деньги немалые, поскольку их еще придется «отбить» за счет повышения уровня комфорта и обзорности.

 

Текст и фото: Лукас Кольсман