Прицеп-подборщик Fendt Tigo 90 XR + система TIM

Благодаря стандарту ISOBUS и системе TIM трактор и орудие регулируют скорость движения практически без участия механизатора. Именно такую комбинацию от компании Fendt было решено обкатать.

TIM обкатывает Tigo

Благодаря стандарту ISOBUS и системе TIM трактор и орудие регулируют скорость движения практически без участия механизатора. Именно такую комбинацию от компании Fendt было решено обкатать.

Прицеп-подборщик для уборки кормов Tigo 90 XR вмещает 50 м3 кормовой массы в соответствии со стандартом DIN и является второй по величине моделью серии комбинированных прицепов, после того как он изменил форму и занял свое место в производственной программе компании Fendt в 2018 году. Однако голландское имя Lely и голландские же корни, как и шило, в мешке не утаишь. Дело в том, что годом ранее, в 2017-м, концерн AGCO выкупил у голландцев производство кормоуборочных машин. Ну а компания Fendt не останавливается на достигнутом и продолжает форсировать развитие этой линейки продуктов, ведь система TIM — далеко не единственная новинка: «железа», то есть самих прицепов Tigo, конструктивные изменения тоже коснулись.

45 ножей с автоматическим устройством для затачивания

Если говорить обо всем по порядку, начиная с места захвата кормовой массы, то логично начать с подборщика. Внушительная ширина захвата (2,2 м) дает некоторую свободу на поворотах. На прицепах серии XR привод подборщика осуществляется посредством гидравлики. Таким образом, как заверяют специалисты компании Fendt, у механизатора есть возможность приспосабливать скорость вращения подборщика к конкретным условиям эксплуатации и текущей урожайности.

От подборщика кормовую массу принимает 800-миллиметровый ротор, который направляет ее «на растерзание» 45 ножам — каждый оснащен индивидуальным предохранителем от избыточной нагрузки.

Зазор при резании, то есть расстояние между ножами и ротором, составляет, по информации специалистов компании Fendt, всего-навсего 3,5 мм. Зато толщина зубьев ротора по месту реза — 25 мм, что позволяет обеспечить узкий зазор реза. Теоретическая длина резки при подключении полного комплекта ножей — 37 мм, полукомплекта —74 мм.

Отдельные сегменты образуют «зубовую оснастку» ротора. В случае повреждения зубья можно заменить по отдельности. Защита привода от перегрузки срабатывает при достижении усилия 3000 Н·м.

 fbe_fb_Tigo_4_id48803.jpg

Прицеп Tigo 90 XR — второй по величине в серии комбинированных прицепов

Ширина захвата подборщика — 2,20 м, боковые копирующие колеса и задний каток обеспечивают копирование рельефа почвы

Технические характеристики

Fendt Tigo 90 XR

Максимально допустимая общая масса 31 т
Собственная масса    12,8 т
Полезная нагрузка 18,2 т
Емкость в соответствии с нормами DIN 50 м3
Длина 10,85 м
Ширина 2,95 м
Высота 4,00 м
Сцепное устройство K80 с шаровой головкой
Количество ножей 45
Теоретическая длина резки 37 мм
Диаметр ротора 0,8 м
Форма ротора с 7 спирально расположенными рядами зубьев
Ширина подборщика в соответствии с нормами DIN 2,2 м
Расстояние от иглы до иглы 2,00 мм
Шины 800/45 R26.5
Шасси трехосное с гидропневматической подвеской и системой компенсации наклона


В качестве опции производитель предлагает автоматическую систему затачивания ножей. Она всегда и всюду следует вместе с прицепом, расположенная за подборщиком в парковочном положении. Если откинуть кассету с ножами, то это устройство легко и просто установить с правой стороны — а потом точи себе и точи ножи по целому десятку одновременно. «Точилка» приводится в движение тоже посредством гидравлики. Процесс затачивания всего комплекта ножей занимает порядка четверти часа.

Одного датчика — выше крыши

Ну а далее поток кормовой массы направляется по донному транспортеру, передняя часть которого расположена на 25 см ниже, чем задняя, непосредственно в кузов прицепа. За подпрессовывание зеленой массы отвечает подвижный передний борт.

Датчик давления, установленный в боковых цилиндрах, управляет скребковым транспортером автоматически. Такая схема позволяет подстраивать уровень наполнения кузова кормовой массой.

 fbe_fb_Tigo_10_id69813.jpg

Датчик давления, установленный в боковых цилиндрах подвижного переднего борта, управляет процессом загрузки и обеспечивает предварительное уплотнение

 fbe_fb_Tigo_8_id48804.jpg

Устройство для затачивания ножей находится на борту постоянно и непосредственно перед процессом надевается на 10 ножей

А вот на силосной яме за распределение кормовой массы отвечают дозирующие вальцы, которых на машине может быть установлено до трех штук. Кстати, на закладке кукурузного силоса их за ненадобностью можно и демонтировать. Подшипники вальцов снабжены пружинными защитами, которые позволяют им в случае избыточной нагрузки немного отклониться; они же благодаря наличию датчиков останавливают донный скребковый транспортер и не дают ему запускаться вновь до тех пор, пока нагрузка не уменьшится, — вещь, прямо скажем, очень надежная. Комбинированный прицеп Tigo 90 XR крепко стоит на ногах и устойчиво передвигается на трехосном шасси с гидропневматической подвеской и принудительным рулевым управлением с электронной регулировкой. Система компенсации наклона придает уверенности и обеспечивает безопасность в условиях эксплуатации на пересеченной местности.

Полезно знать

— Функция TIM обеспечивает равномерность потока кормовой массы, поступающей в машину, исключает забивания и существенно облегчает труд механизатора.

— Работая в агрегате с сертифицированными тракторами, прицеп Tigo регулирует их скорость в зависимости от загрузки подборщика.

— Система TIM довольно оперативно реагирует и на неравномерные валки.

TIM берет управление на себя

Управление машиной может полностью осуществляться посредством ISOBUS-протокола. Наш участник испытаний был укомплектован дополнительным блоком управления, который обеспечивал быстрый доступ ко всем функциям вне зависимости от терминала, установленного в тракторе, или ISOBUS-терминала.

А вот с помощью системы TIM уже прицеп начинает управлять скоростью движения трактора. Правда, для активации этой опции необходимо наличие соответствующего сертифицированного оснащения как на тракторе, так и на прицепной машине. Для тракторов всех моделей марки Fendt, начиная с 500-й серии и выше, оно уже доступно. А вот охват прицепных машин, наделенных такими «полномочиями», ограничивается прицепами-подборщиками модельного ряда Tigo XR и навесным опрыскивателем Rogator 300. Благодаря сертификации «место в упряжке» мог занять не обязательно 942 Vario, а любой другой его коллега, прошедший «школу» TIM.

Регулировка скорости трактора в таком дуэте осуществляется прицепом Tigo на основе загрузки подборщика, которая определяется посредством датчика числа оборотов. Если частота вращения снижается, то прицеп сигнализирует трактору: «Сбавь-ка обороты!», и наоборот. Ну а чтобы все это заработало, механизатору потребуется для начала активировать данную функцию в терминале. Здесь можно задать такие параметры, как, например, максимальная скорость. Система TIM вступает в игру сразу после «приземления» подборщика и активации темпоматов. А вот интеграция этой опции в систему управления машиной на разворотной полосе, увы, до сих пор не реализована.

Ну а как система TIM работает на практике?

На классических валках, расположенных в середине большого пути, TIM отстрелялся великолепно, умело регулируя скорость в пределах 10–18 км/ч. Однако не терпелось узнать, справится ли эта технология регулировки скорости со своей задачей в экстремальных условиях.

 Без-имени-1.png

TIM активируется посредством терминала Vario и функционирует только в связке с активированными темпоматами

 Без-имени-1.png

Управление функциями прицепа-подборщика может осуществляться полностью как посредством протокола ISOBUS, так и — абсолютно параллельно — через отдельный блок управления

И удача нам улыбнулась: на разворотной полосе обнаружился очень неравномерный валок — большие кучи травы чередовались с практически лысыми участками. При возникновении затруднений в работе подборщика система TIM «оттормаживала упряжку» в мгновение ока. Для механизатора такая рваная манера езды — удовольствие сомнительное. Но, несмотря на периодическое фырканье движка, спровоцированное неизбежными пиковыми нагрузками ротора, подборщик ни разу не «захлебнулся». Снижение скорости на проблемных участках привело к тому, что сдвигания кормовой массы практически не происходило. Так что TIM свое дело знает.

Текст и фото: Франк Бернинг