Движение кобры - Гусеничный трактор Challenger MT875C

Challenger в представлении не нуждается. Имя нарицательное для гусеничного семейства тяговых сверхгигантов. В нашем распоряжении оказался флагманский 600-сильный MT875C. Сложно написать о нем что-то действительно новое, но… Что будет, если нанести на его корпус очертания кобры и оснастить системой точного земледелия?

Сегодня не без дождя, но посевная в самом разгаре, и бескрайние поля супесчаного чернозема в хозяйстве В. П. Королёва размеренно трассирует высевающий машинотракторный агрегат с впряженным 875-м. Такого «породистого тяжеловоза» видно за версту, но поначалу ничто не выделяет его из ряда других машин семейства Challenger, за исключением чуть более темного оттенка фирменного желто-черного окраса. Однако подъехав чуть ближе, он окончательно раскрывает свою истинную сущность хищника, представая в образе кобры, готовящейся к броску. Соответствие его внешнего вида содержанию подтверждается легкостью, с которой трактор орудует тяжелой прицепной сеялкой.

Ап — и «кобра» предстает перед нами с разинутой пастью, чтобы продемонстрировать немногословную, но весьма красноречивую аббревиатуру CAT на щитке 18,1-литрового турбированного дизеля с жидкостным охлаждением C18 Acert. Да, братцы, несмотря на то, что Challenger уже давно имеет мало общего с материнской Caterpillar, а также несмотря на наличие собственного «двигателистского дивизиона» под крылом достопочтимой AGCO, серию C с этим великолепным рядным шестицилиндровым мотором они решились снять с производства совсем недавно. Так что успейте приобрести легенду.
Компоновка двигательного пространства впечатляет. В плотно скомпонованной конструкции с трудом можно различить ее отдельные элементы. Это многое говорит о высокой квалификации инженеров Challenger, однако есть и существенные минусы. В принимающем нас хозяйстве отмечают высокую забиваемость массивного радиатора охлаждения двигателя соломой и пожнивными остатками. Его прочистка порой становится серьезной проблемой, а ведь речь идет лишь о толстых стеблях подсолнечника. Что же будет при работе с зерновыми — сложно даже представить. Почему было трудно предусмотреть режим продува радиатора тем же вентилятором системы охлаждения — загадка. В целом к двигателю нареканий нет — работает как часы. Помимо двигателя, открытый капот демонстрирует нам четыре аккумулятора 12-вольтовой бортовой электрической сети. Доступ к ним легкий, очистку выполнять несложно. Расположенный за секцией аккумуляторов конденсатор системы кондиционирования дополнительно просушивает их, не давая скапливаться влаге. Некоторое дополнительное смещение центра масс вперед от свинцовых пластин аккумуляторов — приятный бонус.

16092016_5_1.jpg

Широко открытая пасть «кобры» демонстрирует внушительных размеров радиатор. Забиваемость у него тоже внушительная. Доступ к подкапотному пространству комфортный

Где-то в глубине нашей «кобры» установлена проверенная годами трансмиссия, которая хорошо себя зарекомендовала, как и коробка передач типа Full Powershift (с переключением всех передач под нагрузкой) от компании Caterpillar, предоставляющая в наше распоряжение 16 передач переднего хода и четыре — заднего. Все вместе обеспечивает максимальную скорость движения 40 км/ч, но и ползучими скоростями трактор не обижен.

16092016_5_2.jpg

16092016_5_3.jpg

CAT. Что еще нужно под капотом?

Несмотря на заслуженный авторитет, эти агрегаты едва ли можно назвать совершенными. Фаза переключения передач выделяется на фоне равномерного набора скорости очень четко, и субъективно сам процесс переключения можно назвать довольно грубым, даже несмотря на приличную нагрузку в виде 12-метровой пневматической сеялки на крюке. Но в целом к этому достаточно быстро привыкаешь. Гораздо хуже дела обстоят в момент двупарного переключения, когда меняется не только передача, но и диапазон, и в переключении участвуют уже не две муфты, а четыре. Таких переключений всего два: с 4 на 5 и с 12 на 13, но нашего тракториста они очень беспокоят. Он охотно признается в том, что старается их избегать, так как в этот момент трактор ведет себя неадекватно, то кивая «мордой» при резком замедлении, то вновь вдавливая в кресло резким ускорением. К счастью, возможность обойтись без этого существует — система управления позволяет определиться с передачей, с которой требуется начинать движение, и наш тракторист выбирает сразу 6-ю, от греха подальше. Ну а движение по шоссе в этом хозяйстве не требуется, поэтому скоростного диапазона вплоть до 12-й передачи хватает за глаза.

Управление трансмиссией достаточно удобно: рычаг выбора направления движения с кнопками переключения передач и три педали: инчинг (условное сцепление), тормоз и деселератор (последняя больше относится к управлению двигателем). Так называемая педаль инчинга используется в основном при подъезде к орудию, и здесь более уместно слово «миллиметраж», что в 25,4 раза увеличивает ее изначальную ценность. А вот для трогания с места ее использовать не стоит, достаточно перевести рычаг управления движением в нужном направлении. Это вполне удобно, однако автолюбителям придется привыкнуть.

16092016_5_4.jpg

Аккумуляторы расположены достаточно близко к земле, но в данном случае беспокоиться за них не приходится

Что бы ни говорил производитель, а подвеска «кобры» жесткая. До безобразия. Резиновые виброизоляторы тележек катков и кабины присутствуют; есть стабилизатор, который позволяет тележкам быть чуть подвижными относительно друг друга… но это все равно называется жесткой подвеской, каким бы каламбуром ни звучало. И главное — это оправданное решение для гусеничного сельскохозяйственника такой мощности. Собственные колебания всегда усугубляют и без того ожидаемый эффект переуплотнения почвы.
Однако необходимость движения по дорогам общего пользования предъявляет свои требования. В Challenger нашли решение — установили опорные катки на тележки через балансирные каретки с жесткой кинематической связью. Не помогло. Такая схема годится для переезда через рытвины и ухабы, но это не естественные условия обитания «ползучих». Движение по полю воспринимается как достаточно плавное даже при езде поперек борозд, но лишь до появления плотных комьев или неровностей с резким перепадом рельефа. В этот момент поведение трактора можно сравнить с четырехногим столом, у которого все ножки разной дли- ны. Еще хуже дело обстоит на асфальте — высокий трактор хорошо дает почувствовать каждый камень. Жесткие балансирные каретки — сомнительное с точки зрения агротехники решение; у них очень простая физика — если каток где-то приподнялся, то сила, поднявшая его, равноценно придавит его собрата с противоположной стороны шарнира. Это трудно назвать борьбой за повышение урожайности, даже с учетом резиновости и непрерывности гусеничной ленты.
Само фрикционное зацепление ведущего колеса с гусеницей нарекания не вызывает. Случаев пробуксовки не возникало даже в сильный дождь, и все благодаря автоматической гидропневматической системе натяжения гусениц.

16092016_5_5.jpg

На тракторы Challenger устанавливаются гусеничные ленты различных типов, ширины и рисунка для соответствия требованиям конкретных условий и областей применения

16092016_5_6.jpg

Балансирные каретки с жесткой связью — не лучший способ борьбы с переуплотнением почвы

Управляемость — логичное развитие темы ходовой части, помноженной на особенности работы трансмиссии. Поворот машины очень, даже чрезмерно резкий. К нему нужно как следует привыкнуть и приноровиться подруливать, буквально одним пальцем поворачивая руль на едва заметный угол. А делать это придется часто, потому что прямолинейность движения трактор сохранять не приучен. Впрочем, все в духе пресмыкающихся — прямолинейность движения есть результирующая многократных поворотов. Однако расслабиться такое обстоятельство действительно не дает, каждая кочка норовит отклонить трактор от воображаемой прямой. Так что если эту «кобру» отпустить своим ходом в чисто поле, то результат будет непредсказуемый. Хуже дела обстоят только с движением вдоль склона — он не просто сползает, а слепо следует за перевешивающей «мордой».
Тем не менее дифференциальный механизм поворота творит чудеса; главный конек — разворот на месте вокруг центра масс, однако используется он редко. С прицепным орудием так не развернешься, да и плодородный слой почвы сильно травмируется. А уж про износ гусениц и говорить не приходится, особенно когда речь заходит о повороте на бетонном основании. Отдельно стоит упомянуть наличие функции автоматического разворота на разворотной полосе нажатием одной кнопки.

16092016_5_7.jpg

Достаточно избавиться от механизма задней навески, и пространство позади трактора обретает дополнительный объем

Есть прекрасный повод сэкономить на трехточечном механизме навески — его тут не предусмотрено. Да и что, собственно, вы собираетесь на него навешивать? Простое тяговосцепное устройство — это именно то, что вам нужно, не сомневайтесь. И вместе с этим гарантирован очень комфортный доступ к быстроразъемным муфтам пятисекционного гидрораспределителя.

В театре все начинается с вешалки, а в кабине трактора — с лестницы, которая неожиданно просторна и удобна. Прилегающая система подножек, ступеней и поручней хороша и позволяет без лишних опасений получить доступ к любым элементам верхнего строения трактора как спереди, так и сзади. Внутри кабины также просторно, и два человека умещаются легко, хотя с пассажирского места орудовать дверью не очень удобно. Первое, на что обращаешь внимание, — это шум. Его здесь много, и ситуация оставляет желать лучшего. Конечно, шумовая гамма не такая разнообразная, как при открытой кабине, но по ощущениям уровень звукового давления находится в пределах 80 дБ (А). Разговаривать можно, но приходится напрягаться. В кабине есть вполне добротно собранная аудиосистема со стандартным DIN-слотом под радиоприемник; радио работает, однако на средней громкости его почти не слышно.
Тумба рулевой колонки не отличается изысканностью, все подчинено строгому функционалу. В результате создается впечатление, что сидишь за рулем трактора средней ценовой категории. Однако приборная панель крайне информативна и не перегружена приборами.
Опыт 12‑часовых смен показывает недостаточную эргономичность сиденья, поэтому у нашего тракториста припасены две дополнительные подушки, чтобы без отрыва от фронта работ дополнительно разгрузить спину и ноги.
Все управление находится на подлокотнике. Ручки управления гидрораспределителем удобно лежат в руках и хорошо доступны. В «носовой» части подлокотника расположился семидюймовый информационный дисплей TMC, указывающий более подробные данные телеметрии.
Обзорность с места водителя великолепная, мертвые зоны исключены по максимуму.

16092016_5_8.jpg

Лестница — первый шаг на пути к кабине. В нашем случае он дается легко и свободно

16092016_5_9.jpg

Подножки есть везде, где хочется поставить ногу

«Что иностранцу хорошо, то русскому…» — перефразирует известную поговорку наш тракторист, когда речь заходит о системе точного земледелия, но закончить ее так и не решается. Оно и понятно: да, затекает спина от изнуряющей своей безмятежной неподвижностью позы; да, зачастую нечем себя занять, наблюдая за приближением разворотной полосы, пока система сама ловко орудует механизмами рулевого управления трактора; но насколько же это действительно комфортно, когда речь идет о тысячах гектаров, которые нужно обработать в максимально сжатые сроки в режиме 24/7.
Как же это происходит в нашем случае? Правит всей системой агронавигатор Trimble CFX‑750 с восьмидюймовым экраном, который и заботится об информационном сопровождении происходящего вокруг, и осуществляет непосредственное руководство параллельным вождением на гоне. Послушным исполнителем его воли в нашем случае выступала система автоматического вождения Trimble Autopilot, подключенная непосредственно к гидрообъемной системе управления поворотом трактора. Прислушивалась к их совместной работе автоматизированная система контроля над внесением материалов Trimble Field-IQ. Ну и, конечно, не было бы столь ощутимого эффекта без невидимой подписки на DGPS — сервис дифференциальных поправок.

16092016_5_10.jpg

Убранство кабины никак не выдает высокий уровень машины. Хотя простор не остается незамеченным

Все проще некуда: трактор въезжает на поле с орудием наизготовку, ориентируясь на траекторию гона, а дальше надо лишь нажать на виртуальную кнопку перехвата управления, отображаемую на дисплее, не забыв при этом перевести органы орудия в рабочее положение. После этого остается откинуть руль, поудобнее расположиться в кресле и думать о прекрасном. И вот тут недостатки штатной системы управления трактором перестают иметь какое-либо значение. Положение трактора автоматически отслеживается в пространстве и корректируется системой, и несмотря на эту, казалось бы, грубую обратную связь, основанную на системе геолокации, коррекция направления движения осуществляется настолько плавно и ненавязчиво, что про нее просто забываешь. Движение может происходить как вдоль условной прямой, так и по траектории, заданной вручную или же просчитанной автоматически на основании данных о картировании, возможность которого тоже поддерживается. Система учитывает ширину захвата орудия, и можно не беспокоиться: следующий гон будет выполнен идеально параллельно предыдущему. В нашем случае точность параллельного движения составляла ±10 см, что с охотой подтверждает тракторист; он без стеснения уверяет, что это лучше, чем отслеживание маркеров, точность которых, благодаря нежесткой конструкции, оставляет желать лучшего.

Увы и ах: данная система не поддерживает автоматическое управление трактором на разворотной полосе, поэтому все-таки придется иногда отрываться от экрана смартфона, если вы позаботились об уверенном приеме в поле сотовой сети. Однако эту функцию поддерживают старшие модели агронавигаторов от Trimble. Также отсутствует управление моторно-трансмиссионной установкой, поэтому нужную передачу и обороты двигателя понадобится выставлять вручную.
Весомый вклад в работу машинотракторного агрегата добавляет система контроля над внесением материалов. Подключенная к бортовому компьютеру сеялки, опрыскивателя или машины для внесения удобрений, она контролирует каждую секцию (в общей сложности до 48), может отключать и подключать их автоматически при необходимости, а также по запросу тракториста. Поддерживается двусторонний обмен данными, поэтому, ориентируясь на информацию от орудия, система делает вывод о качестве выполняемых операций и отображает результат на схематичном изображении поля агронавигатора.

16092016_5_11.jpg

Подлокотник, рукоятка выбора направления движения, ручки управления секциями гидрораспределителя и дисплей TMC. Отдельного внимания заслуживают подушки — без них сложно отпахать 12‑часовую смену

Благодаря этому тракторист всегда располагает, к примеру, информацией о недосеве или, напротив, пересеве. Система позволяет исправить последствия недосева при повторном проходе, вовремя задействовав и вновь отключив нужные секции сеялки. Также благодаря ей можно эффективнее использовать площади полей со сложной конфигурацией: фотографии на официальном сайте свидетельствуют о возможности выполнения «узоров» любой сложности.

16092016_5_12.jpg

Стандартный дешевый пластик тумбы рулевой колонки — немного не то, на что рассчитываешь за баснословные деньги. Зато читаемость приборов на достойном уровне

16092016_5_13.jpg

Обзорность с водительского места — выше всяких похвал. Видно даже, куда держит путь направляющий каток ходовой системы

16092016_5_14.jpg

Так выглядит видимая часть комплекса средств точного земледелия от Trimble. Экран диагональю 8 дюймов не вызывает неудобств, хотя есть модели побольше

Говоря о комфорте в целом, необходимо отметить, что трактор хорошо приспособлен к работе в любую погоду благодаря климатической установке с кондиционером и подогреву сиденья. От прямых солнечных лучей спасает шторка, а от дождя — дворники. Для работы в ночное время машина оснащена внушительной иллюминацией, и тракторист освещением более чем доволен.
Без недостатков, конечно, не обошлось: геометрия заднего дворника не совпадает с геометрией стекла, поэтому неравномерное прижатие создает сильное неудобство в пасмурную погоду, и очистка стекла превращается в проблему. Тракторист также отмечает, что в сиденье не хватает принудительной вентиляции — это сильно бы упростило работу в летний период.

16092016_5_15.jpg

Неплотное прилегание дворника в верхней части заднего стекла вызывает искреннее негодование

16092016_5_16.jpg

При возникновении проблем с гидрораспределителем лучше сразу обращаться в центр обслуживания AGCO, иначе придется возиться с узлами в прямом смысле этого слова

Житейские доработки тоже дают о себе знать: для мытья рук тракторист приспособил канистру с чистой водой, подвесив ее на грузах рядом с лестницей. «Это должно быть в заводском исполнении», — отмечает он.

16092016_5_17.jpg

Гигиена труда всегда должна быть на первом месте. Благодаря этой балластной пластиковой канистре удается эффективно поддерживать чистоту на рабочем месте

К слову об отказах. За текущее время эксплуатации испытывать сколь бы то ни было серьезные неприятности не приходилось. Наибольшие хлопоты доставили два отказавших блока управления электромагнитами секций гидрораспределителя. Большая часть хлопот была связана не с фактом отказа, а с невозможностью устранить его самим в полевых условиях. В тот момент не требовалось подключения всех пяти секций, а задействовались всего две, поэтому самым простым представлялось по- менять местами вышедшие из строя и работающие, но не задействованные блоки. Однако не тут-то было: простой замены оказалось недостаточно — замененные блоки игнорировали команды джойстиков. Специалисты AGCO пояснили, что простого переподключения недостаточно — требуется соответствующее обновление прошивки микропрограммы управления. Так что при возникновении подобной неисправности смело звоните в центр обслуживания AGCO, это сократит временные издержки.

Итак: трактор оставляет противоречивое впечатление. Он явно не оправдывает ожиданий, которые приходят на ум, когда слышишь о машине за 30 млн руб. В нем нет ничего такого, что хоть как-то способствовало бы дополнительному комфорту.
В результате изнутри создается впечатление, что управляешь обычным трактором средней мощности и не столь «заслуженного» производителя. Он добротно слеплен, но разочарование, как водится, кроется в деталях. Тем не менее нельзя не согласиться, что это одна из самых мощных машин в своем классе, и этим, а также надежностью он как-то перекрывает бросающиеся в глаза недостатки. Достаточно накинуть на его крюк сцепку тяжелых лущильников — и запредельная производительность хорошо поднимет настроение. Хотя без установленной системы точного земледелия придется немного попотеть. Но за такие деньги, конечно, хочется чего-то более эргономичного, а не машину с норовом, к которой придется приспосабливаться самому.

Текст и фото:
Виталий Крючков

16092016_5_18.jpg

Вячеслав Петрович Королёв, генеральный директор ООО «КФХ «Королев ВП», Саратовская область, Петровский район

ОТЗЫВ

Здесь выращивают зерновые, зернобобовые и масличные культуры.

В «КФХ «Королев ВП» к такому высокопроизводительному образцу техники относятся бережно: трактор уже отработал два года, но намотал немногим больше 1000 моточасов — явное свидетельство того, что используется он исключительно по соразмерному его мощи делу.

«Cеялка 3XL компании MaterMacc для него вообще не нагрузка, несмотря на ее размеры, — подтверждает Вячеслав Петрович. — Вот лущильник, да еще на стерне погрубее — здесь он действительно показывает себя как настоящий племенной экземпляр».