Трактор Deutz-Fahr Agrolux 4.80

Группа SDF, основанная инженером Франческо Кассани в итальянском городе Тревильо в 1927 году, является одним из крупнейших мировых производителей тракторов, комбайнов, двигателей и сельскохозяйственного оборудования. Она реализует свою продукцию под марками DEUTZ‑FAHR, SAME, Lamborghini Trattori, Hürlimann, Grégoire и Lamborghini Green Pro. В этот раз из всего многообразия производимых SDF машин наше внимание привлек малыш Deutz‑Fahr Agrolux 4.80.

Догнать коротышку 


Группа SDF, основанная инженером Франческо Кассани в итальянском городе Тревильо в 1927 году, является одним из крупнейших мировых производителей тракторов, комбайнов, двигателей и сельскохозяйственного оборудования. Она реализует свою продукцию под марками DEUTZ‑FAHR, SAME, Lamborghini Trattori, Hürlimann, Grégoire и Lamborghini Green Pro. В этот раз из всего многообразия производимых SDF машин наше внимание привлек малыш Deutz‑Fahr Agrolux 4.80.


Под капотом атмосферный дизель 1000.4-W мощностью 82 л. с. Все доступно для осмотра и обслуживания
Три пары гидравлических выходов и регулируемое по высоте тягово-сцепное устройство

     Первый трактор серии Agrolux был произведен компанией SDF в 2008 году, а выпуск модели 4.80 ведется с 2010 года. С тех пор машины этой серии уже были опробованы аграриями из Юго-Восточной Азии, Западной, Центральной и Восточной Европы, а в 2014 году Agrolux 4.80 был впервые поставлен и в нашу страну. С 2015 года сборка тракторов осуществляется в России, и за два года продаж Agrolux 4.80 уже успел заслужить репутацию надежной и неприхотливой машины; поговаривают, что этой маленькой, но пока еще темной лошадке вполне по силам потеснить на пашне старого доброго «Беларуса МТЗ-82».
Чтобы проверить, насколько возможен такой сценарий развития событий, мы отправились на ближайшее подворье и оценили возможности и характеристики обрусевшего малыша в сравнении с его минским конкурентом, тем более что не так давно немецкие и российские конструкторы внесли в свое детище ряд обновлений.

Первое, о чем задумываешься при виде скромных габаритных размеров Agrolux 4.80: а точно ли передо мной трактор класса 1,4 или это шутка?.. Deutz‑Fahr почти на 0,5 (!) м короче и ниже стандартного трактора МТЗ-82, а его колесная база короче на 34,5 см. Совершенно очевидно, что с маневренностью у малыша все в порядке; это свойство особенно пригодится внутри животноводческих комплексов и хранилищ.
Своими размерами Agrolux 4.80 обязан, в отличие от более габаритного полурамного МТЗ, безрамной конструкции остова. Она отличается высокой жесткостью, позволяя сделать трактор более компактным и менее металлоемким. Использование же в конструкции трактора полурамы упрощает установку навесного устройства, двигателя, элементов заднего моста, что в итоге снижает его себестоимость, ведь собирать все основные агрегаты на раме технологически проще, чем соединять их картеры по отдельности между собой при безрамной конструкции.
Существенным же недостатком безрамного остова является необходимость более масштабной разборки трактора в случае демонтажа одного из агрегатов, и связано это как раз с их тесной взаимоувязкой. А головная боль инженеров-конструкторов —вопрос, куда при отсутствии рамы установить навесное устройство приемлемой грузоподъемности,—приводит, как правило, к компромиссному варианту, который не отличается выдающимися преимуществами, но об этом чуть позже…

Подходим ближе. Поднимаем капот, взмывающий вверх легко, словно бабочка, под действием сдвоенных амортизаторов. В отличие от МТЗ у этого трактора нет разборного капота, снять который —целое испытание.
Agrolux 4.80 оснащен четырехцилиндровым атмосферным дизелем, который выдает номинальные 80 л. с. под управлением механического привода фирменной топливной системы высокого давления. Отсутствие у немецкой машины турбонаддува, конечно, упрощает как эксплуатацию двигателя, так и возможный его ремонт. С другой стороны, упускается возможность получить прибавку мощности и повысить экономичность мотора. Однако следует учитывать, что очень часто качество дизельного топлива оставляет желать лучшего, поэтому использование его на двигателе с наддувом может приводить к закоксовыванию крыльчаток турбины и требует дополнительных затрат на обслуживание.

С учетом того, что Agrolux 4.80 будет эксплуатироваться, скорее всего, в небольшом хозяйстве и обслуживаться силами механизатора, реализованный в нем подход «чем проще, тем лучше», наверное, оправдывает себя. Но конструкторы из Белоруссии, в отличие от немцев, сделали систему турбонаддува для своей машины (модификация «Беларус 892.2») опциональной, тогда как у Deutz‑Fahr она невозможна в принципе.

На месте мы оценили еще одно достоинство безрамной компоновки: отсутствие полурамы позволяет оператору даже небольшого роста без проблем добраться до всех узлов и агрегатов двигателя, а также топливного и масляного фильтров, ведь двигатель посажен гораздо ниже и открыт для обслуживания со всех сторон. Под капотом никаких сложных электронных блоков управления, только простые электрические соединения и блок предохранителей, все выглядит добротно и надежно.
Выхлопная труба, выведенная вниз,—отличительная особенность тракторов, оснащенных фронтальным погрузчиком
Топливный бак расположен перед кабиной. При заправке требуется аккуратность, чтобы не испачкать капот топливом
Под капотом никаких сложных электронных блоков управления, только простые электрические соединения и блок предохранителей
Заглядываем вниз под трактор. Здесь, в отличие от МТЗ-82, нет согнутого в три погибели карданного вала. Вал привода переднего моста Agrolux расположен вдоль оси трактора и имеет две точки шарнирного соединения, в отличие от четырех на МТЗ-82. Крутящий момент от трансмиссии передается на передний мост с цилиндрическими планетарными редукторами.
Благодаря такому конструктивному решению владельцы трактора Agrolux 4.80 с большой долей вероятности не узнают, что такое течь масла в бортовых передачах, вибрация карданного вала или поломанные полуоси и крестовины. Именно такие полом ки и неисправности преследуют владельцев МТЗ-82, оснащенных мостами портального типа с коническими редукторами.
При ближайшем рассмотрении переднего моста Agrolux 4.80 заметна массивная конструкция поворотных кулаков, внутри которых скрыты тормозные механизмы. Таким образом, при торможении трактора задействованы все четыре колеса, что обеспечивает дополнительную безопасность во время работы с прицепами. Нужно отметить и наличие дифференциала с принудительной полной блокировкой, более эффективного для преодоления реальных препятствий, в отличие от самоблокирующегося дифференциала повышенного трения трактора МТЗ.
Крылья передних колес не поворачиваются, что для кого-то может показаться не лучшим решением в плане эстетики, но это никак не влияет на радиус поворота и, кроме того, позволяет уменьшить себестоимость и конечную цену трактора. Обходим трактор сзади. Заявленная грузоподъемность гидравлической навесной системы Agrolux 4.80– 3000 кг, что на 200 кг меньше возможностей механизма навески трактора МТЗ-82.
Очевидно, что этот предел грузоподъемности, являющийся следствием безрамной конструкции остова,—максимум, который удалось выжать без последствий для прочности элементов кузова. На практике какого-либо дискомфорта в связи с этим мы не почувствовали: оборотный трехкорпусный плуг от Lemken навесное устройство поднимал и опускал играючи. А вот гидравлическим или хотя бы механическим догружателем ведущих колес машина, в отличие от МТЗ, не оснащена. В остальном же отметим наличие трех пар гидравлических выходов и регулируемое по высоте тягово-сцепное устройство.

Настало время отправиться в поле. Открываем стеклянную дверь и заходим внутрь. Низко посаженная кабина облегчает по садку оператора —ощущение, что ступа ешь на подножку внедорожника; приятное отличие от 82-го, где нужно карабкаться по скользким ступенькам. Итак, устраиваемся в кресле оператора с механической подвеской, устанавливаем необходимую степень жесткости подвески, переводим рычаги КПП в нейтральное положение, ключ на старт… Кстати, для тех, кому довелось познакомиться с первыми моделями машин, остановимся чуть подробнее на некоторых технических улучшениях, отмеченных нами на тестируемом экземпляре. Во-первых, опорные втулки крепления кабины заменены на резино-металлические сайлент-блоки, что должно заметно снизить вибрации. Во-вторых, задняя нижняя стенка кабины теперь сделана из ударопрочной пластмассы, а не тканевая, как раньше. В-третьих, крылья подняты выше, освобождая существенно больший зазор между колесом и кромкой, чтобы снизить риск повреждения крыла налипающей на колеса грязью.


Еще одно изменение касается стекол: они стали толще на 1 мм и, соответственно, прочнее. Заметны изменения в конструкции замка двери. Теперь даже при сильном хлопке дверью боковое стекло не рискует быть разбитым, потому что не касается металлической кромки замка. Из недостатков отметим отсутствие регулировки положения рулевого колеса по вылету и углу наклона —рослому оператору будет не совсем удобно. Съемные стекла тоже отправляем в минус —вследствие вибраций во время работы болты, на которых они держатся, могут раскручиваться и герметичность конструкции кабины может пострадать. Это означает, что время от времени придется подкручивать болты во время очередного ежедневного обслуживания. Под басистый рокот мотора выезжаем на кромку поля и готовимся к пахоте. Для на чала определимся со скоростью и одним из трех рабочих диапазонов —повышенный, пониженный, режим ходоуменьшителя. Выбираем пониженный диапазон и третью скорость. Переключение скоростей четкое, синхронизированная коробка позволяет переключать передачи на ходу плавно, без рывков, а вот рычаг выбора диапазона требует привыкания. Рука машинально пытается с усилием тянуть его до конца, хотя переключение уже состоялось.
Включаем полный привод, тянем крайний правый рычаг управления одним из задних клапанов вверх —плуг с легкостью делает оборот. Мы готовы к работе, поехали. Добавляем обороты, трактор уверенно тянет, но приходится держать выше 2000 об/мин. По ходу движения настраиваем положение рычага позиционного регулирования —все под рукой и максимально упрощено. Достигли конца гона, выглубляем плуг, оборот, развернулись. Обратно идем по борозде, трактор немного рыскает. Останавливаемся, выбираем вторую скорость и продолжаем путь более уверенно при не более 1800 об/мин. В целом во время работы кабина и органы управления трактора Agrolux 4.80 оставляют хорошее впечатление. Управление кондиционером вмонтировано в крышу, качество обдува отличное.
Рядовому механизатору бывает непросто справиться с мыслью о том, что перед ним «иномарка», которая обязательно должна быть сложной и требующей бережного обращения, и самостоятельно устранить некоторые неисправности. То ли дело МТЗ, конструкция которого проста, понятна и не менялась коренным образом уже почти полвека. Грубое железо не вызывает опасения работать по нему «молотком». Очевидно, что избавиться от этой мысли будет проще с ростом не только числа иностранных машин на рынке, но и доступности технической информации и курсов обучения механиков.

Опорные втулки крепления кабины заменены на резино-металлические сайлент-блоки
Съемные стекла имеют свой недостаток—болты, на которых они закреплены, периодически раскручиваются и для лучшей герметичности требуют своевременной затяжки

Итак: каковы же перспективы трактора Agrolux 4.80 в России? Учитывая тот факт, что собирают машины в Московской и Ниже городской областях, а основная цель компании SDF—достижение максимального необходимого уровня локализации производства компонентов и комплектующих для сборки трактора, перспектива есть. Участие компании в федеральной программе 1432 должно существенно повысить привлекательность трактора для покупателей за счет снижения средней рыночной цены. Пока в России полностью изготавливают лишь кабину, балластные грузы и кронштейны крепления крыльев, а также некоторые элементы интерьера и экстерьера. Однако этого уже достаточно, чтобы в следующем году трактор от Same Deutz-Fahr попал в федеральную программу 1432. Осталось только подтвердить требования, предъявляемые к локализации, а это напрямую зависит от надежности поставщика и его комплектующих. Помимо прочего, SDF готовится к запуску массового производства еще одного трактора, мощностью 100 л. с., и первые опытные образцы уже проходят ходовые испытания. Эта модель должна встать на ступеньку выше и напрямую конкурировать с еще одной моделью Минского тракторного завода. Сможет ли модель Deutz-Fahr потеснить своих «одноклассников» из Белоруссии, покажет время, хотя, по нашему мнению, у Agrolux 4.80 большое будущее на российских полях.