Холодные, как лед, факты

Три североевропейских специализированных журнала из Норвегии, Швеции и Финляндии протестировали восемь тракторов мощностью 120 л. с. на   пригодность к зимней эксплуатации. А поскольку зима уже в самом разгаре, ниже мы приводим только холодные, как лед, факты.

Холодные, как лед, факты

Три североевропейских специализированных журнала из Норвегии, Швеции и Финляндии протестировали восемь тракторов мощностью 120 л. с. на  пригодность к зимней эксплуатации. А поскольку зима уже в самом разгаре, ниже мы приводим только холодные, как лед, факты.

Требования к трактору, эксплуатируемому в зимний период, весьма многообразны, начиная с эффективной системы отопления и вентиляции кабины и заканчивая хорошим обзором, интенсивным освещением и достаточным расстоянием между крыльями и колесами для возможной установки цепей противоскольжения. При непосредственном участии финского испытательного центра МТТ Vakola, расположенного к северу от Хельсинки, в климатической камере были очень пристально изучены системы отопления, а также диаграммы световых полей и зон видимости восьми тракторов мощностью около 120 л. с.

Перед проведением первого испытания все машины провели ночь при температуре -15 °C в специальной холодильной камере. Затем техник распылил на лобовое стекло каждой из них количество воды, соответствующее размерам поверхности.

Туман замерзает практически мгновенно, и вот уже спустя четверть часа все лобовые стекла были покрыты равномерным слоем льда и инея. После запуска двигателя на 1200 об/мин отопление было установлено на максимальное значение, а скорость вращения вентилятора – в среднее положение. При этом в кабине находился техник – для того чтобы периодически фиксировать процесс оттаивания лобового стекла. Одновременно в постоянном режиме измерялась температура на уровне головы, ног и в зоне руля (графики «Рост температуры в кабине» и «Оттаивание лобового стекла»).

Восемь тракторов мощностью по-
рядка 120 л. с. должны были проявить
себя в условиях суровой северной зимы

1.jpg
Показанные на рисунках буквами от A до D расстояния между ко- лесами до элементов ниши колеса указаны в нижеприведенной таблице, и разница по машинам довольно приличная

Зазор для цепей противоскольжения

Производитель A B C D Ширина Размер шин
Case IH 9 см 4 см 5 см 8 см 207 см 420/85 R 38
Claas 10 см 10 см 8 см 24 см 242 см 480/70 R 38
Deutz-Fahr 5 см 5 см 3 см 12 см 230 см 540/65 R 38
John Deere 6 см 8 см 6 см 17 см 229 см 460/85 R 38
Massey Ferguson 9 см 12 см 10 см 20 см 229 см 480/80 R 38
New Holland * 10 см 16 см 13 см 10 см 206 см 420/85 R 38
Valtra * 7 см 17 см 21 см 8 см 251 см 650/65 R 38
Zetor 9 см 11 см 9 см 10 см 204 см 480/70 R 34

* - С подвеской кабины. Измерения показывают, что не все тракторы с (различными!) шинами имеют достаточно места для установки цепей противоскольжения. Таким образом, из всех конструктивно похожих моделей концерна CNH его хватает только у New Holland, оснащенного подвеской кабины. У John Deere и Deutz-Fahr расстояния между колесами и крыльями, а также лестницей тоже ограничены, а вот у Zetor с самыми маленькими из всех кандидатов шинами оно вполне достаточное.

Вторая часть испытаний была посвящена изучению зон видимости и приборам освещения тракторов. Для этого испытуемые машины отогнали в темный цех и установили в кабине на уровне глаз механизатора источник света. Тени на полу показывали невидимые для водителя участки. Затем освещение трактора включили и измерили его интенсивность.

А теперь пришла пора поговорить о цепях противоскольжения: в соответствии с европейскими нормативами расстояние между протектором покрышки и грязезащитным крылом должно составлять не менее 6 см, а между боковиной шины и элементами ниши и/или внутренней частью грязезащитного крыла – не менее 4 см. Если исходить из того, что в большинстве случаев цепи имеют высоту не менее 3 см, то зазор должен составлять 9 и 7 см соответственно (таблица «Зазор для цепей противоскольжения»). Измерения показали, что не все тракторы, представленные для про- ведения испытаний, имели шины, обеспечивающие достаточный зазор для установки цепей противоскольжения. Таким образом, из всех тракторов концерна CNH с шинами

Освещенность и поле обзора восьми кандидатов
2.jpg

Deutz-Fahr 5120C

Благодаря скругленной конструкции, узкому фронтальному погрузчику и мощным приборам освещения Deutz-Fahr показывает лучший результат

3.jpg

Massey Ferguson 5612

Massey Ferguson имеет лучший обзор, только погрузчик Quicke мешает обзору немного больше, чем Stoll, установленный на Deuz-Fahr. Распределение света несколько у́же и освещение более умеренное

4.jpg

New Holland T5.115

Обзор перед капотом на том же уровне, что и у трактора Deutz-Fahr, а благодаря расположенной выше, чем у других собратьев по концерну Case IH, подрессоренной кабине чуть лучше, чем у них. Распределение света могло бы быть пошире

5.jpg

Case IH Farmall 115 U Pro

Поле обзора примерно такое же, как у трактора New Holland, только тень от капота немного длиннее, поскольку без подвески кабина расположена чуть ниже. Недостаточно интенсивное освещение, но очень широкая картина распределения света

420/85 R 38 только оснащенный подвеской кабины New Holland имеет достаточно места для установки цепей. У тракторов John Deere с шинами 460/85 R 38 и Deutz-Fahr с 540/65 R 38 расстояние между колесами и грязезащитными крыльями и/или лестницей тоже недостаточное. Итак: как системы отопления, обзорность и освещение, так и пригодность для установки цепей противоскольжения каждого отдельного участника испытаний значительно отличаются друг от друга, одного победителя во всех дисциплинах не было. Однако в вопросах отопления лидируют Valtra и Case IH, а John Deere и Claas замыкают турнирную таблицу. То же самое касается и обзорности: например, слепая зона перед капотом тракторов Claas и John Deere на 3 м длиннее, чем у Massey Ferguson. В то время как световое поле Zetor составляет в ширину ровно 14 м, у John Deere оно превышает 20 м. Зато на шины «оленя», равно как и на Deutz-Fahr, «обутого» в тестируемые шины, невозможно установить цепи противоскольжения, исключив на сто процентов вероятность их соприкосновения с грязезащитными крыльями.

Lichtbild_id20454.jpgСилуэт на полу вырисовывает поле зрения механизатора 

Текст и фото: Хуберт Вильмер, Ола Танде и Йогеир Агйелд из норвежского Бедре Гардсдрифта, Пер Эмгардссон из шведского Ландманнена, а также Тапио Ферстеринен, Уолеви Ористо и Стина Хови из финского Коневиести

 
6.jpg

Zetor Proxima Power 120

Поле обзора примерно такое же, как у тракторов CNH, погрузчик перекрывает обзор передних колес. Распределение света очень узкое, но с хорошей освещенностью перед трактором

7.jpg

Valtra N113

Слепая зона перед трактором почти на 2 м больше, чем у MF, и имеет широкие тени от передних стоек кабины. Зато распределение света более широкое, а освещение интенсивное

8.jpg

Claas Arion 430

9 м слепой зоны перед трактором и, кроме всего прочего, еще множество теней. Значительно снижают обзор прежде всего погрузчик и капот. Распределение света широкое, но сильнее всего там, где оно не попадает в поле зрения механизатора

9.jpg

John Deere 6110 RC

Из-за капота и погрузчика обзор у трактора John Deere 6110 RC получился наихудшим. В то время как площадь слепой зоны Deutz-Fahr всего 51 м2, у John Deere этот показатель составляет аж 84 м2. Зато распределение света широкое, со средней интенсивностью освещения

pic1.jpg

Перед тем как испытать на себе нанесение слоя льда и инея с помощью определенного количества воды, трактор Claas провел ночь в климатической камере при температуре -15 °С

pic2.jpg

При оттаивании площадь таяния периодически фиксировал технический специалист, сидевший в кабине

Мощность обогрева восьми тракторов в сравнении
11.jpg

Valtra N 113 (96 %)

AgcoPower при -15 °C запускается легко. Спустя 15 минут температура в кабине становится уже выше 0 °C, а через 25 минут поле обзора освобождается ото льда – очень хорошо! 26 °C в кабине спустя 1 час – это рекорд

22.jpg

Case IH Farmall 115 U Pro (89 %)

Силовой агрегат FPT запустился сразу, а поле обзора было свободно ото льда спустя всего 25 минут – великолепно! Температура в кабине достигла отметки 0 °C через 13 минут, но спустя 1 час температура в кабине достигла лишь 22 °C

33.jpg

Zetor Proxima Power 120 (75 %)

Трактору Zetor потребовались для запуска три попытки. И хотя лед начал таять уже спустя 12 минут, поле обзора освободилось ото льда только через 40 минут. 0 °C был достигнут в кабине спустя 14 минут, а через 1 час температура составила 23 °C

44.jpg

Deutz-Fahr 5120C (71 %)

Агрегат Deutz запускается в мгновение ока. Спустя 14 минут температура в кабине превысила 0 °C, и лед стал стремительно таять. Таким образом, температура через 1 час возросла до очень комфортных 25 °C

Рост температуры в кабине

gr1.jpg

Прежде всего Claas, а также John Deere с двигателем DPS имеют системы отопления ниже среднего. Лучше всего проявили себя Valtra и Deutz-Fahr

Оттаивание лобового стекла

gr2.jpg

В то время как у тракторов Valtra и Case IH лобовое стекло начинает оттаивать уже спустя 10 минут, у John Deere и Claas этот процесс занимает почти полчаса

 
ch1.jpg

New Holland T5.115 (69 %)

Как и у трактора Case IH, движок FPT запустился сразу, а вот температура сначала росла быстрее, но спустя 1 час достигла максимальной отметки лишь 20 °C. Лед, соответственно, таял также значительно медленнее

ch2.jpg

Massey Ferguson 5612 (68 %)

Как и трактор Valtra, силовой агрегат AgcoPower заводится легко. Хотя нулевая температура достигается уже спустя 13 минут, а 25 °C – через 1 час, лед тает медленно, верхние сопла расположены слишком далеко от стекла

ch3.jpg

John Deere 6110 RC (38 %)

Движок DPS запускается хорошо, а вот система отопления находится на уровне ниже среднего. Только спустя 17 минут температура в кабине поднялась выше 0 °C, а через 1 час достигла лишь ровно 20 °C. Для оттаивания стекла и обеспечения обзора требуется 45 минут, а это второе по длительности место с конца

ch4.jpg

Claas Arion 430 (0 %)

Двигатель DPS трактора Claas заводится также хорошо, но отопление работает очень слабо. Температура достигает 0 °C только спустя 27 минут, а через 1 час составляет всего лишь +11 °C! Для обеспечения хорошего обзора этого явно недостаточно