Трактор Fendt 943 Vario MT

До недавнего времени уделом гусеничных тракторов была в лучшем случае полностью синхронизированная АКПП, по типу PowerShift и ей подобных. Но с появлением новой 900-й серии от Fendt стало ясно, что бесступенчатые трансмиссии добрались и до гусеничных тракторов.

Вариогусеничный

До недавнего времени уделом гусеничных тракторов была в лучшем случае полностью синхронизированная АКПП, по типу PowerShift и ей подобных. Но с появлением новой 900-й серии от Fendt стало ясно, что бесступенчатые трансмиссии добрались и до гусеничных тракторов.

Когда в середине 2017 года было объявлено, что концерн AGCO собирается перевезти производство опрыскивателей с голландского завода в Груббенфорсте в немецкий Хоэнмёльзен, а кроме этого, еще и перенести из США в Европу производственную площадку гусеничных тракторов, многие гадали, зачем затеяна эта чехарда с брендами и заводами. Ведь, по сути, никаких подробностей о планах компании, кроме того, что желтые Challenger в одночасье превратятся в зеленые Fendt, известно не было. Как оказалось впоследствии, это был весьма хитроумный план. Он-то и всплыл на поверхность в конце того же года на выставке Agritechnica, а вместе с ним на суд публики была представлена новая 900-я линейка Fendt с индексом MT, пришедшая на смену MT 700-й серии от Challenger. И вот здесь начинается самое интересное. Эти трактора получили столько новых узлов и элементов, что возникло чувство, что их разрабатывали почти с нуля.

Разве что двигатель остался тот же – AP98-4. Это семицилиндровый «дизель» AGCO Power с рабочим объемом 9,8 л, оснащенный двумя «турбинами». Как и в случае с предшественником Challenger MT 775Е, наш сегодняшний испытуемый Fendt 943 Vario MT имеет те же показатели максимальной мощности и крутящего момента: 431 л. с. и 1921 Н·м. Вот только максимальной мощности новинка достигает не при 1900, а при 1700 об/мин. Двигатель стал более низкооборотистым, причем эти самые 1700 об/мин заявлены производителем как номинальные. Да и полка максимального крутящего момента опустилась ниже – с 1200 до 1600 об/мин.
Этого удалось достичь главным образом благодаря тандему концепции Fendt iD и интегрированной электронной системы управления двигателем и бесступенчатой трансмиссией Traktor-Management-System (TMS), которая позволяет работать на низких оборотах без опасения, что при перегрузке двигатель попросту «захлебнется». А вообще его основной рабочий диапазон – от 1200 до 1700 об/мин.

Если внешние отличия по части самого двигателя незаметны, то иная система охлаждения бросается в глаза: вентилятор-то расположен перед блоком радиаторов, а не за ним, как раньше. Да и привод в системе Concentric Air System (CAS), как ее называют в Fendt, организован посредством гидромотора, а не прямо от двигателя. При этом схема с нагнетанием, по мнению разработчиков, имеет явное преимущество по производительности. Ведь более холодный, а значит, и более плотный воздух крыльчатке вентилятора проще проталкивать сквозь теплообменники, чем тянуть уже основательно прогретый, когда вентилятор стоит сзади. Правда, почему-то не упоминается, что при такой конфигурации теряется продувка теплообменников за счет набегающего потока воздуха. Хотя на основных рабочих скоростях в поле эффект от нее не слишком значительный. Однако здесь есть одно но. Поскольку привод вентилятора гидравлически управляемый и увязан с показаниями температурных датчиков, а не крутится в единой связке с движком, то и мощности он отбирает ровно столько, сколько нужно.

2.jpg

По части доступа к воздушному фильтру двигателя тут придраться не к чему

3.jpg

Вместо одного мощного электрогенератора производитель использует два агрегата небольшой мощности. Так что если один из них выйдет из строя, то трактор хотя бы не высадит в ноль аккумулятор по пути на базу для ремонта

4.jpg

Привод вентилятора системы Concentric Air System (CAS) реализован посредством гидромотора. Так что лишнего в плане мощности эта система не отбирает

5.jpg

По сравнению с предшественником Fendt 943 Vario MT получил более длинную базу ходовой части. Благодаря этому даже на стандартных 25-дюймовых гусеничных лентах он имеет сцепление с 3,25 м2 опорной поверхности

Итак: несомненно, Fendt 943 Vario MT нельзя назвать просто перекрашенным Challenger MT 775Е. Да, здесь такой же двигатель, рама, но вот почти все остальное, начиная с бесступенчатой трансмиссии, новой ходовой и кабины, просто кричит о том, что перед нами Fendt. Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов говорил, что удивить – значит победить. С точки зрения концепции «бесступенчатого гусеничного трактора» и ее реализации марктобердорфцам удалось удивить многих, уж нас – так точно. К тому же это, пожалуй, первый гусеничный трактор, который по плавности хода способен заткнуть за пояс многих «колесников» с подрессоренными мостами и прочими «фишками». Перерастет ли это удивление в победу, сказать трудно. С момента начала поставок прошло сравнительно мало времени и таких машин продано немного, но старт дан. Чем ответят конкуренты?

Текст и фото: Алексей Андреев