Объем имеет значение

На выставке АГРОСАЛОН в 2014 году этот трактор получил серебряную медаль от независимого международного жюри конкурса инновационной техники. Мы задались вопросом, какими новшествами способен удивить нас флагман из Марктобердорфа — 939-я модель.

Oсенью 2014 года на международной выставке AGROSALON потребителям был представлен Fendt 900 с двигателем поколения Stage IV. С тех пор минул год, который инженеры компании использовали, чтобы доработать некоторые узлы машины. Большинство из них уже были опробованы на менее крупном представителе — Fendt 800. Беглого осмотра достаточно, чтобы заметить, что на машине установлен стеклоочиститель с углом размаха 300°, компрессор убран из-под сиденья, появился новейший терминал со стеклянным экраном.Но мы изменили бы себе, если бы ограничились таким поверхностным осмотром. И для начала заглянем под большой капот.

 На 900-ю серию по-прежнему устанавливают моторы Deutz, но 6,1-литровый блок теперь расточен до 7,8 л и оснащен вторым турбонаддувом, дополнительным интеркулером (воздух/вода) с отдельным контуром охлаждения и электрическим насосом. Нормы выхлопа Stage IV и улучшенные показатели экономии топлива достигнуты благодаря установке системы рециркуляции отработавших газов с внешним охлаждением для совместной работы с хрошо знакомыми системами селективного каталитического восстановления и дизельного окислительного нейтрализатора. 

Отмечаем, что изготовители вернулись к поршням из стали, а не из алюминия, и покупатели 900-й серии могут выбрать между стандартным вязкостным вентилятором (теперь с 11 лопастями) и установкой односкоростного обратного вентилятора Cleanfix производства Hagele с девятью регулируемыми лопастями. По заявлениям Fendt, этот двигатель наиболее экономичный, и именно им оснащен тестируемый трактор. В вопросах эффективности Fendt 939 не имеет равных. Во время испытаний на стенде Немецкого сельскохозяйственного общества DLG трактор с двигателем номинальной мощностью 287 кВт (385 л.с.; стандарт ECER24 с дополнениями) развивал мощность до 258 кВт (346 л.с.) на ВОМ, то есть он показал результат на 10,0 кВт (13,4 л.с.) выше, чем его предшественник. (Двигатель развивает максимальную мощность при 1900 об/мин, обеспечивая 266 кВт (357 л.с.) на ВОМ, что на 10,0 кВт (13,4 л.с.) меньше, чем модель поколения Stage IIIB.) При более внимательном изучении характеристик двигателя кривая номинальной мощности производит не такое сильное впечатление, демонстрируя повышение крутящего момента лишь на 27% при падении скорости на 29%. Разница между старым и новым двигателями определяется тем, насколько лучше ведет себя новый агрегат в важнейшем диапазоне 1900–1600 об/мин.

  • 53.pngУровень шума 77,5 дБ(А) в просторной кабине относительно высок. Реверсивное управление предлагается за доплату.
  • 52.pngВ 6-цилиндровом 7,8-литровом двигателе Deutz с двойным турбонаддувом используется множество технологических решений. Результат — соответствие нормам выхлопа Stage IV.

Что касается экономии топлива, то 239 г/ кВт·ч при номинальной скорости и 228 г/кВт·ч при максимальной мощности на ВОМ — хорошие показатели. Трактор поколения Stage IV использует меньше половины от объема раствора AdBlue (10 г/кВт·ч), требовавшегося его предшественнику. Логично, что бак для мочевины уменьшен с 60 до 36 л. Что интересно, сэкономленное пространство не было отдано под более крупный топливный бак, его объем остался тем же — 600 л. Тесты Powermix, в которых имитируются типичные режимы использования машины, наглядно продемонстрировали качество взаимодействия двигателя и трансмиссии. Средний удельный расход топлива последнего поколения 939-й модели в этом тесте был 242 г/кВт·ч, что стало новым рекордом, расход раствора AdBlue составил лишь 11 г/ кВт·ч. Похожие результаты были получены в транспортных тестах. При движении со скоростью 40 км/ч расход топлива 939-й модели снизился примерно на 22% относительно среднего значения, полученного за все время тестирования тракторов. При 50 км/ч расход был все еще на 20% ниже среднего и при 60 км/ч составил 473 г/ кВт·ч. Так как тестовый трактор был оснащен системой регулирования давления в шинах VarioGrip, мы не упустили возможность поэкспериментировать и с разным давлением. В прошлый раз, когда мы устраивали испытания 939-й модели, мы обнаружили, что трактор слегка уменьшает мощность при тяжелой тяговой работе, чтобы защитить трансмиссию от слишком больших перегрузок. Новая модель работает так же. Мы получили значение мощности 224 кВт (300 л.с.) против 222 кВт (297 л.с.) на модели поколения StageIIIB. Для сокращения мощности трактор уменьшает количество подаваемого топлива при пиковых значениях тягового усилия. Естественно, как только падает подача топлива, снижаются и обороты двигателя. Подача топлива возобновится в полном объеме только при включении ВОМ и/или гидроприводов. Такая стратегия позволяет защитить трансмиссию ML 260 от перегрузок, но покупателей необходимо предупреждать об этом моменте, особенно если им нужна рабочая лошадка для пахоты, и маловероятно, что они будут использовать ВОМ или навесную гидравлику, чтобы получить дополнительную мощность. Они могут выбрать и 936-ю модель, у которой нет подобного ограничения.

Fendt — единственный производитель традиционных тракторов, который для высокомощных моделей предлагает встроенную систему контроля за давлением в шинах. Представленная шесть лет назад система контроля давления VarioGrip оснащена двойным компрессором водяного охлаждения производительностью 700 л/мин, что в два раза выше, чем производительность компрессора в пневматической тормозной системе (ныне также с водяным охлаждением). Чтобы увеличить давление на 1 бар, потребуется около 10 мин (при средней частоте оборотов двигателя и для больших 900-мм шин). Fendt заявляет, что продолжает разрабатывать систему, которая позволит в будущем сократить время подкачки до 6,5 мин на машинах с 710-мм шинами, которые планируется использовать. Однако даже нынешняя система может предложить значительные преимущества при пахотных работах. Системой удобно пользоваться через терминал, заранее выбирая требуемое давление. Как нам кажется, очень полезно было бы установить сигнализацию, предупреждающую оператора, что, завершив работу в поле, он забыл выставить правильное давление. Не лишней была бы возможность сохранять через терминал настройки оборудования. Кстати, на рынке есть модифицированные компрессоры, которые стоят примерно столько же, сколько и VarioGrip, но накачивают шины значительно быстрее, и могут это сделать даже на прицепе. Несомненное преимущество VarioGrip в том, что она отлично интегрирована в трактор.

Измерения DLG показали уровень шума внутри кабины 77,5 дБ(A), что выше, чем у предшественника. Действительно, новинка шумнее, чем старый Favorit926 Vario, испытанный нами в 1997 г. и показавший 75,5 дБ(A) при закрытых окнах. Виноват ли в этом вентилятор системы Cleanfix,или это пример того, что можно было бы улучшить в тракторе? В защиту Fendt отметим, что у него нет конкурентов в области системы управления разворотом, а также терминала или джойстика. Во время испытаний нам не хватало возможности подключения телефона handsfree, доступа дилера к телеметрии и автоматической системы управления разворотом с GPS, — все это есть у тракторов John Deere. В Fendt вновь использовали алюминиевую опору блоков управления — она вернулась благодаря более тонкому рычагу терминала Vario; устойчивый к царапинам дисплей терминала и светодиодная подсветка также являются преимуществом. И хотя избавление от оправы упрощает очистку дисплея, это обстоятельство также означает, что на такую конструкцию сложнее опираться при работе с сенсорным дисплеем.

  • 54.pngНавесное устройство выигрывает все соревнования по грузоподъемности. Максимальная мощность отдельного контура гидросистемы тоже впечатляет, особенно при установке более мощного насоса. Заметим, что удобнее было бы, если бы управление гидрораспределителем находилось на правом крыле.

Замолвим слово о трансмиссии Vario. Еще никто не превзошел Fendt в системе управления двигателем и коробкой передач — когда датчик давления гидрообъемной трансмиссии определяет давление, система не меняет передаточное число трансмиссии, что не может не радовать того, кто сидит в кабине Vario. И тут мы припоминаем наше недовольство по поводу необходимости ручного выбора режима «Поле/Дорога», а также по поводу отсутствия автоматической стояночной блокировки трансмиссии, которая заодно управляла бы и тормозами прицепа. Другая проблема в том, что покупателям 939-й модели предложены только два варианта скоростей ВОМ — 540E/1000 или 1000/1000E.Навесное оборудование и гидравлика подключаются очень быстро. Литая передняя навеска полностью новая, как и регулируемая система сброса давления и встроенный масляный резервуар. Постоянная сила подъема переднего навесного устройства достигает внушительных 3,7 т. Задний поперечный вал теперь получает смазку, а степень пробуксовки опционно регулируется с помощью терминала. Было бы отлично, если бы с помощью управления одним клапаном удавалось изменять глубину погружения прицепных орудий. В этом смысле всеобщее одобрение вызывают гидравлические стабилизаторы. Установив их опционно, вы получите полный контроль над нижними рычагами. Кроме того, их использование сильно облегчает жизнь при навешивании оборудования.

Тяжелая верхняя гидравлическая тяга, к сожалению, по-прежнему трудна в управлении.Графики грузоподъемности и высоты подъема подтверждают, что 939-я модель сможет без проблем поднять орудие массой до 5 т. Производительность гидропривода — около 210 л/мин (59 кВт) с использованием опционного для 939-й аксиально-поршневого насоса, перекачивающего 205 л/ мин, вместо стандартного с подачей 152 л/мин. С опционным насосом производительность одной секции гидрораспределителя достигает 140 л/мин. И все мы были впечатлены 87-литровым запасом для гидросистемы!Вы спросите: где же критика? Как и на 828-й, не хватает пропорционального управления гидрораспределителем при активации контроля времени, а также быстрого перехода в меню настроек. На наш взгляд, не очень удобно, что контроль времени работы гидравлики остается активным после того, как отключен режим обучения, даже если существует определенная логика с точки зрения программного обеспечения.

Несколько слов о ходовой части. Передняя подвеска независимая, она улучшена за счет применения более крупных пневмобаллонов с новой системой управления и повышенным давлением, что предотвращает их деформацию при использовании балласта спереди и наличии нагрузки на крюке. К вопросу о массе. Снаряженная масса 10,8 т дает большую свободу выбора балласта, а полная масса 18 т (16 т при 60 км/ч) допускает необозримые 7,2 т полезной нагрузки — и это великолепно.Диаметр разворота с передними шинами 650/65 R34 и шириной колеи 2,1 м составил 14,95 м. Система VarioActiveнаполовину уменьшает число оборотов рулевого колеса. Это соотношение задано заранее и зависит от скорости движения, хотя, на наш взгляд, оно могло бы определяться более гибко.Тормоза обладают отличными характеристиками и обеспечивают замедление до 5,1 м/с². Другая опция Fendt — реверсивное управление, которое позволяет за одно движение развернуть панель приборов, рулевое колесо, педали и многофункциональный блок управления на 180°.В базовой комплектации Power предусмотрено: 7-дюймовый дисплей, простой рычаг управления, четыре секции гидро-распределителя. Версия Profi подороже и включает в себя многофункциональный джойстик, поперечный контроллер и систему управления поворотом, а также ISOBus. Дополнительная сумма понадобится, чтобы укомплектовать машину 14,4-дюймовым дисплеем, рулевым управлением VarioActiveи системой подготовки к установке VarioGuide — все эти вкусности предусмотрены в версии ProfiPlus.

Дополнительные подробности наших испытаний

  • 55.png

Итак, новый 900 Varioс двигателем Deutz с двойным турбонаддувом отличается мощностью и при этом остается довольно экономичным. 939-й ограничивает тяговые возможности, уменьшая мощность двигателя, оберегая трансмиссию при тяжелой тяговой работе. Однако при включении гидравлики навесного оборудования или ВОМ к общему числу потребителей двигатель выдает полную мощность.К недостаткам мы отнесли механическое переключение между рабочим и транспортным режимами, отсутствие стояночной блокировки и системы автоматического управления поворотами с GPS, а также дистанционного доступа к терминалу — элементов, которые можно ожидать в тракторе такого уровня.

  • 56.png