журнал сельхозтехники и оборудования

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Кормоуборочный комбайн Claas Jaguar 950

13 Декабря 2018 AGROREPORT
Рейтинг:

В среднем весе

В этом году минуло 45 лет с момента, когда первый экземпляр Jaguar 60SF покинул ворота завода Claas в Бад-Заульгау. Именно его можно считать родоначальником широкого семейства самоходных кормоуборщиков Claas, которые встречаются чуть ли не в любом регионе мира, где идет заготовка кукурузы на силос или «зеленки».

Сегодня мы проводим тест-драйв одного из его прапраправнуков – Jaguar 950, представителя седьмого поколения (тип 497) из 900-й серии. Посмотрим на этого бойца в среднем весе поближе. Вы спросите, при чем здесь боксерские весовые категории? А как иначе ранжировать аж 10 моделей кормоуборочных комбайнов Jaguar 800-й и 900-й серий? И это только тип 497, а ведь год назад к ним прибавился еще и тип 498. Последний, впрочем, завозится в Россию пока лишь в единичных экземплярах. Что ж, начнем с типа 497, для удобства сверху: 980-й – супертяж, 970-й – тяж, 960-й – полутяж и 950-й – средний вес. Кому интересно, пусть продолжит самостоятельно по списку весовых категорий. Их, кстати, тоже 10.
Но вернемся к герою нашего тест-драйва. Его силовой агрегат – хорошо и многим знакомая мерседесовская V-образная восьмерка OM502LA объемом почти 16 л и мощностью 530 л. с. Такие же можно порой встретить и на других кормоуборщиках, например кроновских Big X, и даже на свеклоуборочных роповских «тиграх». Засветился он однажды и на топовом зерноуборочном комбайне Claas Lexion 780, правда, потом туда установили рядный OM 473 LA.
Опционально для всей 900-й линейки Jaguar на российском рынке предлагается система управления мощностью двигателя Dynamic Power. Не секрет, что современные дизельные двигатели с электронной регулировкой режимов работы турбокомпрессора и системы впрыска предоставляют весьма широкие возможности в области управления мощностью двигателя. Этим, в частности, пользуются их производители: разработка и массовый выпуск одной модели обходятся дешевле, чем нескольких схожих, но немного различных по рабочему объему. В результате производителю выгоднее просто «придушить» более мощный двигатель электроникой и получить на выходе линейку моделей с абсолютно одинаковым конструктивом, но разной мощностью.
Выгодно это и производителям сельхозтехники: меньше номенклатура агрегатов, узлов и деталей в производстве, а также запасных частей и расходников в сервисе. Тот же самый двигатель OM502LA устанавливается не только на Jaguar 950, но и на 960-ю и 940-ю, а также на две верхних модели 800-й серии – 870-ю и 860-ю. Разрыв между ними по мощности составляет 177 л. с., однако речь сейчас не об этом. Много лошадок, как известно, требуют и много «прокорма», но если двигатель загружен полностью, это не беда, ведь применительно к самоходным комбайнам нас интересует не часовой расход топлива, а топливная эффективность в л/т или кг/т. Если же загрузка неполная, например, по причине низкой урожайности или иных обстоятельств, топливная эффективность стремительно снижается. В результате оказывается, что менее мощный двигатель был бы в таких условиях более эффективным.
Именно поэтому многие производители самоходной сельхозтехники предлагают – кто в базовой комплектации, а кто опционально – различные Eco-режимы для си-(с 1-й по 3-ю ступень). По результатам тестов Немецкого сельскохозяйственного общества (DLG) эта система – правда, на Jaguar 960 – обеспечила на уборке «зеленки» снижение расхода топлива на 10,6 % (с 0,94 до 0,84 л/т).
Мы же по результатам уборки без Dynamic Power вышли на цифру 1,1 л/га, правда, в работе был задействован корн-крекер. На зерносенаже он, конечно, был загружен не настолько жестко, как если бы речь шла об уборке кукурузы на силос, но все же и не прохлаждался в отключенном состоянии. Уровень загрузки двигателя по ходу подборки валка при урожайности 11 т/га после 10-метровой пёттингеровской косилки и граблей был хоть и приличный (60–70 %), но все же не максимальный. Какой бы расход вышел с Dynamic Power, мы сказать не можем – указанная опция не была активирована. Да, именно активирована: это расширение заводской прошивки, которое активируется индивидуальным кодом, и оно, кстати, стоит недешево! Может, производителю стоит задуматься о предоставлении пробной активации, скажем, на сутки, если это, конечно, технически возможно? Глядишь, и в хозяйствах ее бы распробовали и стали брать охотнее.
5c123b661eeea_2.jpg

Сердце Claas Jaguar 950 – V-образная восьмерка OM 502 LA от MTU. Двигатель достаточно компактен, а благодаря откидывающимся панелям и быстросъемным крыльям доступ к нему весьма удобен

Технические характеристики
Claas Jaguar 950
Тип машины самоходный кормоуборочный комбайн
Работа с жатками и приставками 0,75 м
Привод жаток и приставок 305…905 об/мин
Питатель
Количество вальцов 4 шт.
Привод гидростатический
Максимальное раскрытие вальцов 180 мм
Система предварительного прессования пружинная / гидравлическая (опционально)
Металлодетектор с определением зоны попадания
Детектор камней Rock Stop
Измельчитель
Тип барабанный V-Max 24 (тестируемая машина)
Число ножей 24 шт.
Тип барабанный V-Max 24 (тестируемая машина)
Ширина барабана 751 мм
Диаметр барабана 631 мм
Частота вращения 1200 об/мин
Привод ременной
Тип барабанный V-Max 24 (тестируемая машина)
Автоматическая заточка ножей в ручном режиме / по времени наработки / по пропускной способности (опционально)
Регулировка длины резки бесступенчатая
Регулировка зазора противорежущей пластины автоматическая с возможностью независимой регулировки задней части
Доизмельчитель зерна
Тип MCC Classic L вальцовый
Диаметр вальцов 250 мм
Число зубьев 100/125 шт.
Привод вальцов ременной от ускорителя
Ускоритель и силосопровод
Тип ускорителя роторно-лопастной
Диаметр ускорителя 240 мм
Частота вращения ускорителя 2400 об/мин
Скорость массы в силосопроводе 68 м/с
Высота выгрузки без удлинителей / с удлинителями 5,2/5,7 м
Двигатель и трансмиссия
Производитель/модель MTU/OM502LA
Тип дизельный, 8-цилиндровый, V-образный
Мощность 530 л. с.
Объем топливного бака 1200 + 300 л
Трансмиссия трехступенчатая гидростатическая

Длина 6,50 м
Ширина 3,28 м
Высота 3,95 м
Собственная масса 13 150 кг
Прежде чем срезанная или подобранная растительная масса пойдет на резку, она проходит между двумя парами вальцов питателя. Для уменьшения износа первая зубастая пара, как и положено, оснащена сменными пластинами из полимера. Максимальное раскрытие этих вальцов составляет 180 мм. В базовой версии комбайна предварительную подпрессовку вальцами обеспечивают балансирный механизм их крепления и четыре регулируемые пружины. Опционально в Claas предлагают и гидравлическую систему, в которой две задние пружины заменены двумя гидроцилиндрами. Они работают в паре с гидроаккумуляторами и обеспечивают возможность автоматической корректировки силы предварительного прессования в зависимости от фактических условий уборки.
Важной особенностью Jaguar 900-й серии является система бесступенчатой регулировки длины резки Comfort Cut. Диапазон возможной регулировки составляет от 4 до 37 мм. Сама система реализована благодаря гидромеханическому приводу вальцов. От гидромотора к входному угловому редуктору вальцов идет длинный кардан. Схожая схема применяется и на большинстве кормоуборщиков других производителей, например Krone и John Deere. Наиболее вероятно, что этот промежуточный кардан является своеобразным рудиментом, сохранившимся со времен, когда даже топовые модели оснащались механической системой привода вальцов. Впрочем, к самой работе системы привода, равно как и к реверсированию вальцов, у нас претензий не возникло. Нам определенно понравилась работа детектора металла в совокупности с системой Direct Stop. И речь здесь идет не о возможности настройки ее датчиков и даже не о том, что на экране терминала Cebis, как и на всех нормальных кормоуборщиках, можно увидеть, в какой зоне перед вальцом произошло обнаружение постороннего предмета. Она не просто оперативно останавливала комбайн и вовремя отключала питатель, а делала это весьма плавно: никаких тебе резких торможений, несмотря на скорость 15 км/ч, когда того и гляди покинешь уютное кресло в направлении лобового стекла.
Остановились? Сдаем чуть назад, а дальше реверс одной кнопкой на рычаге ГСТ. Кстати, при работе с подборщиком Pick Up 380 наш подопечный продемонстрировал еще одну фишку: при активации реверсирования он автоматически поднимал не только прижимные вальцы для валка, но и подающий шнек. Последнее действие при наличии на комбайне опциональной системы гидравлического привода адаптеров можно отключить, тогда при реверсе вместо поднятия шнек врубит задний ход. Для передачи прыти «табуна» из более чем 500 лошадок на основной рабочий узел, измельчающий аппарат, используется клиноременная передача. Ремень, разумеется, поликлиновый, достаточно широкий, порядка 13–14 см, с семью ручейками. Так, а что это у нас на приводном шкиве? Обгонная фрикционная муфта? Зачем? А, нет, это не она, это муфта системы Quick Stop. Ее задача – активное торможение всего, что к нему подключено, после того как привод оказался отключенным от двигателя. В результате риск забивания в такой ситуации сводится к минимуму. И последняя ремарка по основному приводу. Во всех рекламных материалах значится, что он передает крутящий момент напрямую от коленчатого вала двигателя, но это не совсем так. Ведь шкив висит на валу редуктора отбора мощности, и хоть вал этот проходной, говорить о прямой передаче с коленвала не вполне корректно. Впрочем, подобными маркетинговыми неточностями грешит не только Claas, а практически все производители. Многие и вовсе используют термин «прямой привод», не особо задумываясь о том, насколько это корректно и что должно означать на самом деле.
5c123b662de7c_3.jpg

Подборщик Pick Up 380, с которым работал комбайн, нареканий не вызвал. Особо отметим подпружиненный двухвальцовый прижим, который призван обеспечивать оптимальный поток массы на входе в питатель. И, что характерно, обеспечивал!

5c123b6633246_4.jpg

Привод измельчающего аппарата выполнен по традиционной ременной схеме. На приводном шкиве можно легко заметить муфту системы Quick Stop

Измельчающий аппарат V-Max, установленный на комбайне, барабанного типа. Ширина барабана равна 751 мм, а диаметр – 631 мм, частота вращения составляет 1200 об/мин. Присутствует автоматическая регулировка днища барабана при изменении положения противорежущей пластины, а также регулируемый зазор выходной части днища. Последний позволяет гибче адаптировать его работу к разным условиям уборки. В зависимости от числа ножей барабаны V-Max представлены четырьмя типами: 20, 24, 28 и 36. Чем больше ножей, тем меньше диапазон регулировки между минимальной и максимальной длиной резки, но и тем меньше разброс фактической длины на выходе. Например, для V-Max 36 с полным комплектом ножей и частотой 21 600 рез/мин он составляет от 3,5 до 14,5 мм, а для V-Max 20, также со всеми ножами и частотой реза 12 000 рез/мин, – от 5 до 26,5 мм. При необходимости количество ножей на всех барабанах можно уполовинить, а на V-Max 36 даже сократить до трети, в результате диапазон длины резки будет увеличен. Главное – снимать лишние ножи следует по правильной схеме: симметрично через один на левой и правой части барабана или асимметрично при удалении двух третей ножей на V-Max.
Особую проблему снятие/установка ножей не представляет. Каждый нож крепится двумя болтами, регулировка отсутствует – пластины просто вставляются до упора. Временно снятые ножи лучше всего промаркировать и потом не путать. То же самое касается и их замены: ножи из одной пачки необходимо устанавливать строго на противоположные друг другу крепления одной стороны барабана, иначе возможен дисбаланс. И последнее: с корн-крекером можно работать только при полном комплекте ножей. По всей видимости, в этом случае ускорения массы от оставшихся ножей может оказаться недостаточно и возникнет риск забивания. Если же нужно заготовить шредледж (длина резки 26–30 мм) c корн-крекером MCC Shredlage, то стандартные ножи необходимо заменить полуножами. При установке в барабан они образуют шахматный порядокрежущих кромок с каждой стороны.
На нашем комбайне был установлен V-Max24 с полным комплектом стандартных универсальных ножей. Это уже второй комплект ножей на нем: первый, отработав полтора сезона, был заменен. При этом, по словам механизатора, функция автоматической активации заточки была запрограммирована им через каждые 8 часов работы измельчителя с самого начала, установленная длина резки – 12 мм. Понятно, что дефакто это несколько абстрактная величина, отражающая длину резки в случае, если бы каждый стебель шел строго перпендикулярно ножам, а такого в реальных условиях не бывает в принципе. В измельчителе любого кормоуборщика всегда что-то попадает под режущую кромку по диагонали или вообще проскакивает без резки, параллельно. Здесь важно смотреть на среднюю длину основной массы, и она нас вполне удовлетворила, так что качеством измельчения мы остались довольны.
Несмотря на высокое содержание СВ (58 %) и плотные валки, комбайн словно не замечал объемов работы, уверенно двигаясь со скоростью 15–16 км/ч. Зато их замечали трактористы c прицепами ASW 381 от Fliegl: полтора гона за 4,5 мин. – и 40-кубовый кузов забит с горкой. Причем подпрессовывать массу не требовалось – и без этого отдельные контрольные взвешивания демонстрировали, что в кузове даже больше, чем в него разрешено грузить производителем. Хорошо, что возить было нужно недалеко, – курган трамбовали на соседнем поле всего в 700 м от места уборки. И все же двух ASW 381 нашему комбайну оказалось явно мало, разок ему даже пришлось встать посередине гона с безмолвным вопросом: «Ну и куда грузить?..» Ситуацию спас третий только что подъехавший прицеп ASW. Так что, несмотря на номинальную среднюю весовую категорию, даже один Jaguar 950 требует очень производительной полевой логистики и, разумеется, столь же быстрой трамбовки.
5c123b6635a60_5.jpg

Установленная длина резки 12 мм? Что ж, очень на то похоже! Вопросов больше нет

Сказать что-то определенное о работе доизмельчителя зерна сложно, все же его нужно оценивать на кукурузе, а не на зерне в фазе восковой спелости. На комбайне был установлен вальцовый корн-крекер MCC Classic, причем не средняя эмка (М) с вальцами 196 мм, а большая элька (L) с вальцами 250 мм. Интересной особенностью этого корн-крекера является то, что, помимо стандартной фишки с разной частотой вращения вальцов, он может быть разнозубым. Применительно к эльке вместо первого 125-зубового вальца можно установить 100-зубый, эта схема ориентирована на большую длину измельчения – от 12 до 22 мм. Кроме того, есть вариант с двумя 150-зубовыми вальцами, такая схема предназначена для максимального измельчения и дробления зерна при заготовке зерносенажа, кукурузного силоса для биогазовой станции или заготовки сорго. В последнем случае вальцы идут с другим соотношением диаметров шкивов, в результате разность частот вращения составляет уже 60 %, а не 30 и 40 %, как в предыдущих. Кстати, прикупив другой комплект шкивов, можно обеспечить иную разность частоты вращения любой конфигурации вальцов в весьма широких пределах: 20, 30, 40 или 60 %. Жаль лишь, что никаких особых рекомендаций по этому поводу производитель не дает.
В движение вальцы корн-крекера приводятся ременной передачей находящегося за ним ускорителя, который, в свою очередь, висит на основном ременном приводе. Диаметр ускорителя с V-образными лопастями составляет 540 мм, частота вращения – 2400 об/мин. Для настройки оптимального ускорения присутствует электрогидравлическая регулировка зазора между ускорителем и задней стенкой канала. По данным производителя, скорость движения массы в силосопроводе может достигать 68 м/с, иными словами, почти 245 км/ч. Этого вполне достаточно, чтобы успешно отправить массу в кузов даже при трех установленных на силосопровод удлинителях, хотя именно три удлинителя для 950-го особо и не нужны. Конечно, номинально на него можно навесить и 12-рядную кукурузную жатку Orbis 900, навеска выдержит – об этом свидетельствуют данные таблички на кузове комбайна. Правда, в рекламных материалах сам производитель рекомендует ограничиться более скромной шириной захвата. Причина здесь одна – при высокой урожайности кукурузы добиться от Jaguar 950 с такими «челюстями» высокой рабочей скорости может быть проблематично. Для этого нужны ребята из 900-й серии уже чуть больших весовых категорий.
И наконец пара слов об эргономичности и удобстве работы и обслуживания. Здесь особых недочетов нет – кабина достаточно просторная и тихая, обзорность нормальная. Нет претензий и к блоку управления в правом подлокотнике. Единственное, что нас немного расстроило, так это терминал управления Cebis – уж больно он архаичен. Навскидку последнее глобальное обновление он пережил лет этак восемь назад, дисплей мелковат и не сенсорный. Причем мы ни в коем разе не выступаем за полный отказ от возможности аппаратного управления терминалом. В ряде случаев, например, при установке величины какого-то параметра, намного проще воспользоваться крутилкой, чем многократно жать экранный «+»/«-» или набивать значение на экранной клавиатуре. То же самое касается и горячих клавиш: работать с ними удобнее даже при наличии сенсорного дисплея. Только вот перемещаться по пунктам меню все же проще с помощью сенсора. Однако в скором времени ситуация, возможно, изменится. Дело в том, что в прошлом году в Claas представили новое поколение терминала Cebis c 12-дюймовым сенсорным экраном. Пока он доступен лишь на новых тракторах Axion 900 и Arion 600/500, а также в качестве расширения – второго дисплея Сebis Mobile для топовых зерноуборочных Lexion, но, вполне возможно, скоро доберется и докормоуборщиков Jaguar.
Что же касается технического обслуживания, то с учетом опциональной системы автоматической смазки на комбайне не так много точек смазки, которые надо шприцевать вручную. Проблем с тем, чтобы подобраться к ним, нет. Единственное исключение – точка на поворотном механизме «хобота». Крепкие перила, которые можно использовать в качестве ступеней лестницы, – это, конечно, хорошо, но для большего удобства восхождения на крышу моторного отсека комбайна здесь были бы уместны еще и ручка или поручень в районе крыши кабины. Кроме того, комбайну не помешал бы и поручень вдоль верхней кромки лобового стекла – так его ручная мойка и протирание в полевых условиях стали бы более безопасными. Из положительных моментов отметим очень хороший доступ к двигателю и другим узлам и агрегатам, который обеспечивают съемные крылья и возможность не только поднять боковые панели, но и отвести их назад.
5c123b666095b_7.jpg

А вот и доизмельчитель зерна MCC Classic L c вальцами диаметром 250 мм. При необходимости можно не только устанавливать разнозубые вальцы, но и изменять разность частот их вращения. Для этого нужно прикупить другие шкивы

5c123b6648857_8.jpg

Топливный фильтр вынесен за пределы моторного отсека. Он установлен слева от блока радиаторов

5c123b6654923_9.jpg

Интерфейс терминала Cebis выглядит несколько архаично. Хотелось бы надеяться, что вслед за зерноуборочными комбайнами и отдельными тракторами в Claas займутся обновлением этой позиции и в кормоуборщиках

5c123b665c015_10.jpg

Если требуется залезть на крышу моторного отсека, то вполне можно использовать перила в качестве импровизированной лестницы. Жаль лишь, что никакой дополнительной ручки или поручня для такой операции не предусмотрено

Дополнительные подробности
Опционально Claas предлагает для комбайна две продвинутые системы управления силосопроводом: Opti Fill и Auto Fill. Первая позволяет автоматизировать отдельные операции, такие, например, как параллельное заполнение при повороте, а вторая – перейти к полностью автоматическому заполнению. По изображению, полученному от специальной камеры, система определяет не только борта прицепа, но и степень заполнения в отдельных точках его кузова, а также сама управляет силосопроводом. В качестве опции предлагается и система Quantimeter, измеряющая фактическую пропускную способность комбайна. Она может быть дополнена датчиком, который непрерывно контролирует влажность. В этом случае появляется возможность автоматически корректировать дозу вносимого консерванта. Кроме того, при снижении пропускной способности можно активировать заточку ножей измельчающего барабана в автоматическом режиме. Для точного земледелия предлагается опциональная система картирования урожайности и несколько систем параллельного и автоматического вождения: по рядкам кукурузы – Auto Pilot, по валку – Cam Pilot и по спутниковому сигналу – GPS Pilot.
Итак: несмотря на номинальную среднюю весовую категорию, кормоуборочный комбайн Claas Jaguar 950 может похвастать не только широким ассортиментом продвинутых решений, но и высокой производительностью. Особенно это касается «зеленки» – здесь он даже на самых плотных валках едва ли в чем уступит своим более тяжеловесным братьям из 900-й серии. Поэтому вопрос полевой логистики, особенно если урожайность высокая, а транспортное плечо большое, с его появлением в хозяйстве может встать крайне остро. Даже один такой средневес способен нагнать страху на транспортное хозяйство практически любого сельхозпредприятия.

Текст и фото: Алексей Андреев

Подпишись и читай материал полностью

0 коментариев оставить комментарий
Загрузка комментариев...