Оборотные плуги «Алмаз» PERESVET ППО-8-35 и GREGOIRE BESSON SP B9

Еще с начала становления сельского хозяйства человек пытался разрыхлить землю, чтобы в ней лучше росли культурные растения, и перевернуть пласт земли, тем самым уничтожая сорную растительность и паразитов в верхнем слое почвы. Почвообрабатывающим орудием, способным решить эти задачи, стал всем известный плуг. Время шло, тракторы становились все мощнее, а плуги — все больше и производительнее. Требования к качеству вспашки возросли, и для того чтобы получить гладкую вспашку и избежать появления свальных и развальных борозд, человек придумал оборотный плуг. Для него не нужно разделять поле на загоны и пахать с чередованием борозд «в свал» и «в развал». Достаточно заехать с края поля и двигаться челночным способом вдоль одной линии к другой стороне поля. Вроде бы конструкция проста и все подобные плуги будут однотипными, но, оказывается, все не так просто.

фото 2.jpg

Плуг GREGOIRE BESSON SP B9 работает с трактором «Кировец» К-744Р2

фото 1 (1).jpg

Плуг PERESVET ППО-8-35 работает с трактором «Кировец» К-700А

Большая часть оборотных плугов рассчитана на работу, когда трактор едет по борозде. Многие аграрии и механизаторы полюбили этот метод, потому что он имеет ряд преимуществ, например:

  • механизатору легче управлять трактором, ведь не нужно концентрировать внимание на удержании его на равном расстоянии от борозды; 
  • в сырую погоду трактор тянет лучше и меньше буксует, ведь в борозде земля не раскисшая, как на поверхности поля, и у колес трактора хорошее сцепление; 
  • трактор не стаскивает в борозду при работе на склонах или в сырую погоду.
Но на этом видимые преимущества подобной вспашки заканчиваются. Перейдем к недостаткам:
  • колеса трактора гораздо шире, чем ширина захвата корпуса плуга, поэтому колесо не помещается в борозде и частично едет по свежевспаханной земле, переуплотняя ее; 
  • очень часто первый корпус плуга, который заваливает след от колеса в борозде, не может завалить его полностью и на поле остаются видны след от трактора и количество его проходов, вспашка получается не гладкая; 
  • при движении одним колесом в борозде, а вторым по полю масло внутри ведущего моста перетекает в сторону колеса, движущегося в борозде, вследствие чего противоположная сторона начинает испытывать масляное голодание, страдают подшипники и детали бортовых редукторов; 
  • нельзя применять автопилот или подруливающие устройства на тракторе; 
  • нельзя работать с трактором, оснащенным спаренными или широкопрофильными колесами; 
  • нередко последний корпус плуга оголяет в борозде куски железа или острые камни, которые портят дорогостоящую резину трактора.
Как оказалось, минусов от такой вспашки гораздо больше, чем плюсов, поэтому и появился оборотный плуг с возможностью движения трактора вне борозды. Иностранные производители плугов называют эту функцию on-land. Увидеть в одном месте работу двух разных плугов и сравнить качество обработки почвы удается не каждый день. Кроме того, один «спортсмен» — российского производства, а второй — иностранец. Итак, встречайте участников сравнительных испытаний:
  • GREGOIRE BESSON SP B9 — полунавесной оборотный плуг для пахоты «в борозде» от известного французского производителя почвообрабатывающей техники.
  • PERESVET ППО-8-35 — полунавесной оборотный плуг для пахоты «рядом с бороздой» от российского производителя почвообрабатывающей техники объединенной компании «Алмаз».

Плуг GREGOIRE BESSON SP B9 имеет в своей основе раму сечением 180 × 180 мм. Оборот рамы производится при помощи реечно-шестеренчатого механизма переворота. Ее модульная конструкция позволяет добавлять или уменьшать количество корпусов от семи до девяти. Ширина захвата каждого корпуса регулируется от 30 до 56 см в пять ступеней. Общая ширина захвата плуга в варианте с восьмью корпусами варьируется от 2,4 до 4,48 м. Защита корпусов плуга от наезда на препятствие осуществляется при помощи срезного болта. Максимальная глубина вспашки с перьевыми отвалами может достигать 37 см.

Плуг PERESVET ППО-8-35 в своей основе имеет раму сечением 150 × 150 мм. Оборот плуга производится при помощи двух гидроцилиндров. Ширина захвата каждого корпуса регулируется от 30 до 40 см в три ступени, соответственно, общая ширина захвата изменяется от 2,4 до 3,2 м. Защиту от повреждения рабочих органов при наезде на препятствие обеспечивает срезной болт. Из особенностей можно выделить то, что расстояние между нижней частью рамы и лемехом увеличено до 750 мм, что помогает избежать забивания растительными остатками. Также особенность данного плуга в том, что в передней части он имеет опорный механизм, благодаря которому настраивается глубина вспашки передних корпусов. Это значит, что навеску трактора можно отпускать в плавающее положение, чего нельзя сделать с большинством оборотных плугов других производителей. Опорное колесо плуга оборудовано чистиками, чтобы избежать налипания грязи при работе во влажную погоду.

фото 4.jpg

Глубина обработки задней части плуга меняется за счет винтового регулятора глубины на механизме колеса, а передней части — за счет гидравлического ограничителя опускания навески трактора

фото 5.jpg

Передние опорные колеса плуга служат для поглощения опорных нагрузок, помогают плавно и безударно опуститься после оборота, а также снижают нагрузку на заднюю ось трактора

фото 3.jpg

На одном фото можно увидеть эволюцию трактора «Кировец». От восстановленного К-700А и до современного К-744Р2

Новинкой 2022 года в этом плуге является то, что теперь он оснащен механизмом блокировки, который не дает произвести оборот рамы без выглубления рабочих органов. Данное решение было принято в связи с тем, что многие пренебрегают требованиями по правильной эксплуатации плуга, а это приводит к его поломкам. Максимальная глубина вспашки данного плуга — 30 см. Плуг GREGOIRE BESSON SP B9 эксплуатируется с трактором «Кировец» К-744Р2, мощность двигателя которого — 350 л. с. Плуг PERESVET ППО-8-35 работает с трактором «Кировец» К-700А, прошедшим капитально-восстановительный ремонт и оснащенным силовым агрегатом мощностью 350 л. с. Поэтому можно считать, что  тракторы, работавшие на вспашке, равны по своим характеристикам. Ширина захвата плугов одинакова (каждый корпус настроен на ширину 35 см — соответственно, ширина захвата каждого плуга — 2,8 м). Настройка глубины обработки тоже одинакова: 25–27 см.

Во время проведения сравнительных испытаний производилась вспашка залежной земли, на которой незадолго до этого произрастали деревья и кустарники, поэтому условия можно назвать тяжелыми. У обоих плугов то и дело срывало срезные болты после встречи с массивными корнями, скрытыми в земле. Также условия вспашки ухудшала погода: за день до нее прошел сильный дождь, земля достаточно сильно промокла и налипала на рабочие органы. Из минусов работы оборотного плуга GREGOIRE BESSON SP B9 с трактором «Кировец» К-744Р2 можно отметить то, что след от колеса трактора, проходящего по борозде, до конца не заваливается. Эта проблема решается с увеличением скорости движения агрегата, но так как условия вспашки были тяжелые, увеличить скорость не удалось. Кроме того, поскольку трактор не оснащен позиционным методом регулирования положения заднего навесного устройства, механизатору приходится каждый раз отпускать навеску трактора на глаз, чтобы передние корпусы плуга пахали на заданную глубину. Отсюда можно сделать вывод, что глубина вспашки передних и задних корпусов плуга может отличаться. Также на кадрах с высоты птичьего полета видно, что при работе трактор движется по борозде с изломом рамы. Это говорит о том, что узлы его промежуточной опоры подвержены повышенным нагрузкам и ресурс их работы уменьшается в несколько раз. Из недостатков работы оборотного плуга PERESVET ППО-8-35 с трактором «Кировец» К-700А можно отметить неудобство управления трактором, когда он едет левой стороной вдоль борозды. Связано это с тем, что конструкция кабины трактора «Кировец» советских времен предполагала правое расположение поста управления трактором, поэтому механизатору трудно держать одинаковое расстояние до борозды с левой стороны. 

фото 6.jpg

При работе на тракторе К-700А механизатору трудно держать одинаковое расстояние до борозды с левой стороны

фото 7.jpg

След от колеса трактора, проходящего по борозде плуга GREGOIRE BESSON SP B9, до конца не заваливается

Итак: качество вспашки обоими плугами (глубина обработки, степень оборота пласта, заделка растительных остатков) на одинаковом уровне, и визуальных отличий нет. Рабочая скорость и расход топлива у обоих тракторов тоже одинаковы. В результате сравнения можно сделать вывод, что современные оборотные плуги производства объединенной компании «Алмаз» не уступают по качеству изготовления и обработки именитым мировым производителям почвообрабатывающей техники. 

Текст и фото: Денис Шестеров (LandTech)