журнал сельхозтехники и оборудования

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Деловой жук

19 Мая 2021 AGROREPORT
Рейтинг:
Фронтальный погрузчик Weidemann 4080

Коренастый, уверенно стоящий на широко расставленных колесах, он чем-то напоминает жука-скарабея. Возможно, своей деловитостью и способностью толкать перед собой груз больше него самого — с той лишь разницей, что скарабей делает это задними конечностями, а он — передней навеской.

Невероятно шустрый и маневренный благодаря «ломающейся» раме, а главное — выносливый в эксплуатации фронтальный погрузчик Weidemann 4080 стал одним из самых активных помощников фермера в Европе и за ее пределами, уступая, вероятно, лишь «телескопам». Поближе познакомиться с этой проверенной годами моделью отправляемся на подмосковное сельхозпредприятие «Емельяновка». Вот уж действительно проверенный временем: несмотря на то что Weidemann 4080 был выпущен в 2014-м, самой концепции уже больше 20 лет. По сути, Weidemann 4080 — это апгрейд версии Weidemann 4070. Модернизация затронула комфорт кабины — улучшилась обзорность, появились дополнительные форточки и возможность установки кондиционера. В общем, кабина теперь соответствует действующей в Европе Директиве 2006/42/ЕС и стандартам безопасности ROPS/FOPS.

Расширился набор опций: например, теперь можно установить более мощную гидравлику — насос на 115–150 л/мин, дополнительную электрику спереди и сзади (семипольные розетки и др.), также возможно оснащение не только фирменными каретками Weidemann, но и (по умолчанию) еврокаретками (под все тракторы, работающие с такими же навесными устройствами). Более того, каретками любых производителей, навесное оборудование которых уже имеется в хозяйстве. Иными словами, если у вас есть навесные орудия других европейских фирм и даже заокеанских (производства Канады, США, например Skid Steer или Bobcat), под этот погрузчик не придется заново покупать всю линейку навесок: надо заказать только каретку нужного бренда. Таким образом, машина легко впишется в существующий парк техники. Удобно и продуманно, хотя, по сути, не способствует увеличению выручки Weidemann от продажи навесного оборудования. Зато позволяет сделать машину универсальным помощником. 

Также по сравнению с 4070 немного повысилась проходимость, увеличилась грузоподъемность, усилился привод гидравлики и т. д. Но самое интересное, что рассматриваемая нами машина 4080 тоже уже устарела! Очередной апгрейд случился буквально недавно — год назад — и помимо расширения функциональности меню коснулся главным образом реформации экологичности двигателя. А точнее, полной замены его на новый Perkins 904J-E36TA с нормами токсичности выхлопных газов Stage V. То есть с сажевым фильтром и мочевиной.

Кстати, изменения коснулись и конструктивных элементов (изменилась конструкция ванны шасси), в связи с чем даже на рынок СНГ и других стран с невысокими требованиями к токсичности выхлопа модель 4080 с нормами токсичности Stage IIIA поставляться не будет. То есть она уже «заточена» под новый движок. Ну, что русскому хорошо, то немцу... уже не положено. Мы и сами скоро будем жить по новым правилам, и ужесточение экологических норм не за горами. Так что привыкаем. Кстати, благодаря увеличению мощности двигателя в новейших версиях погрузчик можно разгонять до 40 км/ч. С данной опцией тяговое усилие можно увеличить на 20 %, и к тому же машина оснащается системой гашения колебаний при загрузке в трех режимах. Ну а мы посмотрим прежний вариант Weidemann 4080 — с дизельным двигателем с турбонаддувом Perkins 854F-E334TAWF мощностью 75 л. с. Правда, тоже уже с сажевым фильтром. Но без мочевины, с нормой токсичности выбросов Stage IIIВ. Да, здесь соблюдены новые, более жесткие предельные значения ступени IIIB (4-я промежуточная). Однако все не так страшно, самое главное — хорошее топливо (дизель с низким содержанием серы). И в принципе проблем нет. Менять фильтр при хорошем топливе не нужно — только периодически очищать (примерно каждые 500 мото-часов, в зависимости от запыленности объекта, на котором работает погрузчик).

В кабине есть специальная клавиша восстановления, нажав на которую можно прочистить фильтр: происходит сгорание сажевых остатков при высокой температуре, которую задает оператор, поднимая обороты холостого хода до 1200 об/мин. Затем в процессе восстановления количество оборотов двигателя уменьшается до минимального — 950 об/мин. То есть если нажать на клавишу и держать обороты 20–30 минут, фильтр самоочищается. При этом важно выполнить несколько основных требований: стараться не прерывать процесс восстановления и не блокировать самоочистку вручную, что может привести к повреждению сажевого фильтра и двигателя. И температура охлаждающего средства для моторного масла должна быть не менее 70 °C. А главное — не ставить машину во время очистки фильтра в пожароопасном помещении, иначе потом можно не обнаружить ни помещения, ни машины.

Несмотря на приставку «мини» 4080 маленьким не назовешь, особенно на фоне небольших вайдемановских «фронталов» (не говоря о крошечных «телескопах») типа 2080LP шириной меньше 1,5 м и высотой всего 2 м. Weidemann 4080 — крепкий середнячок «ростом» 2,679 м, длиной 6,127 м и шириной 1,75 м, но при этом не перегнавший «больших братьев». Кстати, кабина здесь высокая. В этом ее недостаток и преимущество. Первое относится к габаритам и ограничению на въезд в низкие помещения (ниже 2,6 м), но если потолки в коровниках высокие, как в «Емельяновке», то помехи никакой. А преимущество высокой кабины, которой оборудованы все модели Weidemann этой серии без литер LP (4080, 3080, 4070 и т. д.), — в удобстве проведения ТО и сервисного обслуживания.


Точнее, высокие кабины этих моделей откидываются вправо, обеспечивая удобный и простой доступ к двигателю, гидравлической системе и электрике. А вот в тех же моделях 4080 с литерами LP (Low Position — «низкая позиция») кабина не откидывается, так как расположена ниже рамы. И доступ к фильтрам в таких погрузчиках (4080LP, например) уже посложнее: необходимо демонтировать сиденье, сдвинуть его, добраться до сервисного лючка и уже через него поменять, например, фильтры. Неудобно! Зато кабина ниже (2,246 м у 4080LP) и можно заезжать в низкие проемы.

Наш испытуемый Weidemann 4080 трудится в хозяйстве с 2018 года (уже больше трех лет) и имеет наработку 5249 мото-часов, что и отражается на дисплее в кабине. По отзывам пользователя, проблем с мотором у него нет — правда, при –20 °С заводится машина не без труда. И система предварительного прогрева двигателя не помешала бы. Но в «Емельяновке» хороший гараж, и здесь успешно обходятся и без прогрева пять единиц аналогичной техники разных поколений начиная с 2005 года (Weidemann 4080LP, 4070 и др.). Кстати, об обратном процессе. Во фронтальном погрузчике Weidemann в стандартном оснащении установлен комбинированный радиатор, где работают и охлаждающая жидкость, и масло. Это удобно, и перегреть мотор практически нет шансов. Помимо этого, воздушный поток направляется радиатором через двигатель и обтекает его (для привода вентилятора используются клиновые ремни), а благодаря интеллектуальной системе подвода охлаждающего воздуха в зоне двигателя и под машиной почти нет завихрений пыли и грязи. Капот открывается достаточно удобно одним движением руки от себя вверх, легко и широко (а при необходимости полностью демонтируется), предоставляя хороший доступ к гидравлическому баку, воздушному фильтру, щупу уровня масла и охлаждающей жидкости. Также через него можно добраться до гидравлических разъемов сзади.


У машины шарнирное сочленение, она очень бодрая и маневренная. От такого степенного с виду погрузчика этого не ждешь. Мы протестировали его на асфальте, а также возле силосных ям на грунтовой дороге. И надо сказать, что при удивительной ловкости движений он очень устойчив. В этом, собственно, и заключается особенность конструкций, основанных на качающемся опорном шарнире (качающийся мост). Благодаря шарнирному сочленению обеспечивается постоянный контакт всех четырех колес с поверхностью, и машина движется с максимальным тяговым усилием. Но при этом сохраняется отличная маневренность: операторы смогли развернуть погрузчик в 4,5-метровом проходе фермы. Угол изгиба ШСР (шарнирно-сочлененной рамы) — 42°, угол качания — 12°. Между прочим, при достижении максимального угла поворота колес передний и задний мосты могут соприкасаться. Важно, что в погрузчиках Weidemann 4080 (всех модификаций) зона соприкосновения защищена ограничителями из специальной стали, чтобы не повредить лаковое покрытие.

Хорошее тяговое усилие обеспечивается благодаря осям планетарных шестерен (привод увеличивает крутящий момент на колесе и оптимизирует тяговое усилие). Ну а так как это шарнирно-сочлененная машина, то она всегда полноприводная, и в транспортном режиме в том числе (постоянный полный привод посредством раздаточной коробки и карданного вала). С точки зрения расхода ГСМ и износа резины это, конечно, не оптимальный вариант, но такова конструкция. Зато мощность и сила тяги на высоте. Как практически на всех фронтальных погрузчиках Weidemann, здесь уже в серии есть 100%-я подключаемая блокировка дифференциала (она активируется, как и на всех похожих моделях этого бренда, кнопкой с тыльной стороны джойстика). В случае необходимости такой маневр обеспечивает максимальное тяговое усилие в определенный момент и только при движении вперед.

Гидростатическая трансмиссия не позволяет разгоняться быстрее 20 км/ч, но опционально скорость передвижения в данной версии можно увеличить до 30 км/ч. Зато преимущества такой трансмиссии — компактность, простота управления и очень точная передача момента на колеса, чем и обеспечивается отточенность движений погрузчика. Кстати, и ускоряется он почти мгновенно. По ощущениям, реакция трансмиссии очень хорошая: машина приемистая и отзывчивая. У погрузчиков Weidemann довольно богатый выбор шин для любой поверхности от 1975 до 2024 мм. В стандартной комплектации ставится 11.5/80-15 AS ET80 — проще говоря, обычная универсальная «елочка». Правда, по дорогам общего пользования с такими шинами не поездишь: в протектор забивается грязь плюс сильный износ. Поэтому, если планируется перемещать машину по дорогам общего пользования (хоть и не годится она для этого), рекомендуется ставить шины с профилем 12.5-18 MPT ET0/60 (ширина 1750 мм). При высокой мобильности на неустойчивом грунте они тем не менее обладают не столь «зверским» протектором, меньше забиваются, и у них относительно низкий износ при движении по асфальту. В наличии барабанный тормоз (PA1400) и дисковый (PA1422, 48 дисков) в качестве рабочего, а также стояночный в силовом агрегате, который воздействует на все четыре колеса. Как и на многих погрузчиках Weidemann, на 4080 гидростатический полный привод комбинируется с тормозной педалью. Это позволяет оптимально перераспределять гидравлику машины. Например, столкнуть ковшом большой груз, задав обороты на полную мощность, но при этом не ускоряясь, или «толчковым движением» перемещаться в замедленном режиме до полной остановки. Эта удобная функция, позволяющая, частично нажимая тормоз на полных оборотах двигателя, перераспределять гидравлику в нужное русло, доступна в базовом оснащении.

Гидравлика быстрая, умная, чувствительная, с насосами Bosch Rexroth (ходовая и рабочая). Причем рабочая оснащена насосом мощностью 100 л/мин, и это стандартный, а опционально доступна установка насоса на 115–150 л/мин. Третий контур управления спереди — электрический пропорциональный (можно осуществлять несколько операций одновременно), управляется посредством джойстика, включением двойной фиксации. Сброс давления в муфтах третьего контура управления осуществляется из кабины, есть также кнопка сброса давления с гидравлических выводов на подъемном устройстве. Все это входит в стандартную комплектацию. В стандартное оснащение включена электронная регулировка распределения и расхода гидравлического масла на третьем контуре Jog Dial. Эта функция пригодится, если эксплуатируются роторные навесные орудия, так как скорость вращения можно регулировать и подстраивать в соответствии с поставленными задачами. То есть работать не только точно, но и экономно. Правда, в этом хозяйстве такие орудия нам испытать не удалось: в основном здесь работают с различными ковшами, резчиком силоса (типа «аллигатор»), палетными вилами. Есть и приводной блок для бура (длиной 1,5 м). И, по словам представителей хозяйства, функция регулировки потока масла (оборотов) реализуется как раз при бурении. Как и многие другие машины Weidemann, 4080 серийно оснащен гидравлическим креплением для навесного оборудования, причем быстросъемным, с фиксацией гидрозамка из кабины. Экономно, практично, быстро. Все можно сделать из кабины, если не надо подсоединять гидравлику. Чтобы заменить навесное орудие, 
одной рукой водитель должен зафиксировать рычаг, а другой — нажать на кнопку. Эта относительно сложная конструкция специально сделана так, чтобы избежать случайного отсоединения навесного орудия.

И еще об экономии: в технике Weidemann устанавливаются гидрошланги малой длины, которые распределяются в нескольких местах. При необходимости замены гидрошланга не нужно менять весь шланг в гидравлическом контуре — можно заменить лишь соответствующую часть. 
Это существенно ускоряет процесс починки и, конечно, экономит деньги. Все сельскохозяйственные и колесные погрузчики Weidemann оснащаются двумя подъемными цилиндрами, что обеспечивает оптимальное распределение нагрузки на погрузочные рычаги. Кроме того, погрузочное устройство становится более устойчивым. Из обязательного набора по гидравлике можно подключить плавающее положение в подъемных и опрокидывающих цилиндрах.
 Пригодится для разравнивания неровной поверхности при движении задним ходом и дополнительной амортизации при передвижении с грузом на рабочем органе (в ковше, например). Включаешь плавающее положение — и не скачет ни груз, ни механизатор. Активируется эта опция нажатием на джойстик до упора вперед (подъем) и вправо (опрокидывание). Затем джойстик фиксируется и удерживается. 

Теперь посмотрим, что внутри. Кабина считается высокой, но это касается внутреннего пространства, снаружи она не так уж и высока. 
А подниматься в нее вполне удобно. Есть стекло в крыше, но без верхнего дворника, и во время испытаний обзор подъемного устройства был затруднен из-за слоя пыли и защитной решетки. 
К слову, об обзоре. Полное панорамное остекление и высокое положение сиденья действительно улучшают обзорность. Обзор быстросменной плиты и устройства с навеской нас вполне удовлетворил, как и передних колес. Габариты просматриваются хорошо, справа все тоже отлично видно. Сзади — тоже, но, вероятно, нужно сидеть уже немножко повыше. Этот вопрос может быть решен регулировками сиденья, но в данной комплектации по высоте оно не регулируется (только по весу, наклону спинки и в продольном направлении). Кстати, в стандартной комплектации сиденье также без пневмоподвески и подогрева. 
На заднем стекле есть дворники, но нет форточки. Зато на 180° открываются форточки в левой и правой дверях: 
в машине два входа. Цифровой дисплей отображает активные функции в кабине водителя, например включенную блокировку дифференциала или электрические функции. Довольно комфортное пространство для ног, обозримая приборная панель, хорошая видимость навесного инструмента. Вибрации и толчки — да, чувствуются, но сильно смягчаются машиной. Для подвески кабины использованы специальные демпферы, установленные в четырех точках. 
Из дополнительного обвеса: на данную машину сзади установлен усиленный противовес массой 118 кг, позволяющий увеличить грузоподъемность примерно на 80 кг.
   
Итак: в целом машина надежная, крепкая и маневренная, при этом удивительно мягкая. Особенно порадовала приемистость и реакция гидравлики, а также беспроблемная ежедневная эксплуатация с самодельными навесными орудиями. Немного насторожила картонка в радиаторе, что указывает на проблемы с запуском в морозы, но тут есть выход — установка системы предварительного прогрева. Ну и подушечка в кабине навела на мысль об усталости оператора (сам он в этом не признался).

Текст и фото: Дария Харитонова

0 коментариев оставить комментарий
Загрузка комментариев...