журнал сельхозтехники и оборудования

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Провинциальный гарсон

19 Мая 2021 AGROREPORT
Рейтинг:
Телескопический погрузчик Manitou MLT-X 735 120 LSU 

Кто-то из великих сказал: «Абсолютной свободы не существует, есть лишь свобода выбора, а сделав выбор, ты становишься заложником своего решения».

Так и в ООО «НПО „Нива“» Ленинградского района Краснодарского края, выбрав однажды Manitou, не стремятся менять решение. Все началось более 12 лет назад, когда в хозяйстве появился первый телескопический погрузчик Manitou MT-X 1030 ST. И, как видно из маркировки, знакомство с брендом Manitou началось с погрузчика из строительной серии, но благодаря своей универсальности он прекрасно прижился и на сельскохозяйственном производстве. Поэтому при покупке следующего «телескопа» вопрос о выборе марки не стоял — взор, как и много лет назад, упал на Manitou, но уже на другую модель, специально разработанную для сельхозработ MLT-X 735 120 LSU. Так как же Manitou берет в заложники и почему, однажды сделав выбор в ее пользу, так сложно от него отказаться? Давайте разбираться. Уже с первого взгляда погрузчики Manitou ассоциируются с этакими коренастыми крепышами, готовыми к нелегкой доле тружеников сельского хозяйства. Но в данном случае инженеры потрудились не только над внешностью, но и над начинкой. Некоторые особенности Manitou MLT-X 735 120 LSU можно увидеть в самом наименовании модели. MLT означает Manitou loader telescopic (телескопический погрузчик), индекс Х — серию машин, соответствующих требованиям к эксплуатации на территории РФ. Индекс 735 — максимальная высота погрузки 7 м и максимальная грузоподъемность 3,5 т, 120 — мощность двигателя в л. с., LSU — аксиально-поршневой гидравлический насос, который позволяет управлять гидравлическим потоком за счет оборотов двигателя и 
 электронной системы управления гидравлическим распределителем. Погрузчик с системой LSU способен обеспечить выполнение трех одновременных гидравлических действий. В качестве силовой установки здесь выступает 4-цилиндровый двигатель Perkins 1104E 44TA объемом 4,4 л и мощностью 124 л. с. (соответствует стандарту Euro 3а), который вкупе с механической трансмиссией (4 вперед / 4 назад) и гидротрансформатором позволяет довольно шустро выполнять поставленные задачи, оставаясь при этом достаточно экономичным. При напряженной эксплуатации расход топлива составляет в среднем 6–7 л в час. Стоит отметить, что погрузчики Manitou, как и большинство техники с двигателями импортного производства, требовательны к качеству топлива, а, учитывая их стоимость, экономить на качестве ГСМ и затягивать с ТО точно не стоит.













Принимая во внимание тяжелые условия работы в сельском хозяйстве, погрузчик Manitou MLT-X 735 120 LSU разрабатывали как машину повышенной проходимости, которая достигается за счет постоянного полного привода с автоматической блокировкой дифференциала, мощных мостов Dana Spicer, клиренса 44 см и шин с мощными грунтозацепами. Передний мост погрузчика крепится к остову жестко и оснащен самоблокирующимся дифференциалом повышенного трения, задний же крепится к остову погрузчика по типу маятника и оснащен дифференциалом без блокировки. Передний мост участвует в повороте всегда. Функцией поворота заднего моста можно управлять из кабины при помощи рычага выбора режима рулевого управления, у которого три положения: «крабовый ход», классическое управление с поворотом только передних колес и режим минимального радиуса поворота погрузчика, когда передние колеса поворачивают в одну сторону, а задние в другую. За счет правильного выбора режима есть возможность маневрировать в крайне стесненных условиях.  Особенность эксплуатации всех погрузчиков — необходимость постоянно менять направление движения вперед-назад, для чего приходится то и дело задействовать тормозную систему, а значит, здесь особенно важна ее надежность. Для данной машины производитель предусмотрел мультидисковую тормозную систему в масляной ванне (по 4 тормозных диска на каждое колесо), что обеспечивает эффективное торможение 7-тонного погрузчика как при погрузочноразгрузочных работах в режиме впередназад, так и при эксплуатации на транспортных скоростях. Стояночный тормоз дискового типа расположен на валу на выходе из коробки передач и имеет механический привод. У гидравлической системы погрузчика — привод от аксиально-поршневого насоса с изменяемым потоком. Максимальный поток гидравлической жидкости, создаваемый насосом, — 150 л/мин, максимальное рабочее давление — 20 мПа. Емкость гидравлического бака — 135 л. Лючок для контроля наличия масла в баке гидросистемы расположен удобно, прямо при входе в кабину, чуть выше уровня подножки, так что сразу бросается в глаза, когда садишься за руль. Стрела у погрузчика — телескопического типа, c выдвижной секцией, способной горизонтально выдвигаться на 3,9 м, при этом максимальная грузоподъемность на таком вылете — 1200 кг. На максимально возможные 6,9 м в высоту машина способна поднять груз весом 3 т. В сложенном состоянии максимальная грузоподъемность погрузчика составляет 3500 кг, и такой вес он способен поднять на высоту 6 м. Время подъема стрелы с грузом — 7,3 с, опускания — 4,6 с. Время выдвижения стрелы с грузом — 7,3 с, задвижения — 5,5 с. Максимальное усилие отрыва на ковше — 3700 даН. 

Огромный выбор навесного оборудования позволяет использовать телескопический погрузчик для выполнения широкого спектра работ. Есть целый каталог навесного оборудования — начиная с различного вида ковшей и палетных вил и заканчивая кранбалками, лебедками, силосными фрезами с активными рабочими органами, бетоносмесителями, щетками и т. д. Но все же, как показывает практика, основное рабочее оборудование для телескопических погрузчиков — ковш. Отличительной особенностью ковша от Manitou является отсутствие внутренних ребер жесткости. Прочность обеспечивается за счет самой конструкции ковша. Отсутствие ребер способствует более легкому опорожнению. Ковш оборудован сменной двухсторонней режущей кромкой, установленной таким образом, что в качестве рабочей поверхности выступает именно кромка, и только она взаимодействует с грунтом. При истирании ее можно перевернуть и эксплуатировать ковш дальше. Отдельно отметим простоту управления: левая рука оператора отвечает только за рулевое колесо. Правая находится на специальном, разработанном Manitou джойстике, за который не нужно держаться: руку просто кладешь сверху, не напрягая запястье. Для того чтобы задать направление движения погрузчика вперед, необходимо перевести переключатель хода (красный переключатель в передней части джойстика) из нейтрального положения вперед; чтобы задать направление движения назад, переключатель переводится назад. Чтобы опустить стрелу, необходимо толкнуть джойстик вперед, для поднятия стрелы — потянуть назад, на себя. Наклон каретки вперед-назад осуществляется наклоном джойстика влево-вправо. Под большим Расположение радиатора кондиционера в козырьке крыши позволило увеличить эффективность работы системы кондиционирования Технические характеристики Manitou MLT-X 735 120 LSU Двигатель Perkins 1104E-44TA 4 цил. Turbo / 4400 см3 Мощность при 2200 об/мин 124 л. с. / 91 кВ Макс. крутящий момент при 1400 об/мин 490 Нм Впрыск Прямой Трансмиссия Гидротрансформатор Коробка передач Powershift Кол-во передач (вперед-назад) 4/4 Макс. транспортная скорость 35 км/ч Тормоза Мультидисковые в масляной ванне Гидравлика Аксиально-поршневой насос с электронным контролем изменения объема жидкости, 150 л/мин — 270 бар Объем баков Гидравлический бак 135 л Топливный бак 120 л Грузоподъемность на расстоянии 500 мм от основания вил 3500 кг Усилие отрыва на ковше 3700 даН Высота подъема 6,90 м Время: без груза / с грузом Подъем 6,70/7,30 с Опускание 4,80/4,60 с Выдвижение телескопической стрелы 7,10/7,30 с Втягивание телескопической стрелы 5,70/5,50 с Загрузка 2,00 с Выгрузка 2,30 с Поворот каретки 146° Вилы (длина × ширина × толщина) 1200 × 125 × 45 мм Вес без груза (с вилами) 7100 кг Габаритная ширина 2,40 м Габаритная высота 2,30 м Габаритная длина 4,87 м Радиус разворота (по наружным колесам) 3,77 м Дорожный просвет 0,44 м Тяговое усилие до 8770 даН Шины 460/70 R24 Для контроля поперечного крена погрузчика предусмотрен пузырьковый уровень пальцем, с левой стороны джойстика, находятся еще два переключателя. Верхний осуществляет управление дополнительным гидрооборудованием, нижний отвечает за управление (выдвижение-задвижение) секции стрелы. Для блокировки гидравлики рабочего оборудования во избежание случайной ее активации предусмотрена кнопка блокировки, расположенная за джойстиком.

Органы управления продуманы настолько тщательно, что их освоение не вызывает сложностей, а работа становится довольно комфортной и не особо утомительной, что сказывается не только на увеличении производительности, но и на общем состоянии оператора. Для этого предусмотрены подрессоренное регулируемое кресло, регулируемая рулевая колонка, системы отопления и кондиционирования, солнцезащитные козырек и шторки, стеклоочистители как на лобовом стекле, так и на заднем, боковом и даже на крыше. Панель приборов оснащена указателями и цифровыми индикаторами, отражающими всю необходимую в течение рабочего дня информацию: счетчик мото-часов, скорость, температуру масла, уровень топлива в баке и др. Кабина погрузчика оснащена стереосистемой со встроенным мультимедийным проигрывателем с USB-портом. Для контроля поперечного крена погрузчика над лобовым стеклом предусмотрен пузырьковый уровень. В правой части приборной панели находится электронный сигнализатор системы защиты от опрокидывания со светодиодной индикацией. В случае поднятия груза весом больше положенного или при совершении опасных действий, грозящих переворотом машины, электронная система сначала предупредит оператора, а затем заблокирует его действия. Но если для выгрузки или поднятия груза на заданную высоту не хватает небольшого, буквально в несколько сантиметров, расстояния, оператор может воспользоваться кнопкой выключения активной системы безопасности. В случае возникновения внештатных ситуаций для немедленной остановки рабочих органов на видном месте, в самом центре приборной панели, расположена большая красная кнопка аварийной остановки машины. Разработчики погрузчика предусмотрели Stop&Go — датчик наличия оператора в машине: если он покинет кабину, погрузчик сразу остановится. Cистема Stop&Go автоматически уменьшает количество оборотов двигателя в случае его неиспользования в течение от 30 секунд до 3 минут (этот параметр может задать оператор) и отсутствия гидравлических команд. Учитывая, что погрузчики эксплуатируются в режиме холостого хода до 30 % рабочего времени, система Stop&Go позволяет снизить расход топлива и износ узлов двигателя. При нажатии оператором педали или активации гидравлической команды двигатель снова переходит на нормальные рабочие обороты. Для буксировки прицепов погрузчик оборудован тяговым брусом со сцепным устройством, а также электрической розеткой для подключения электрооборудования и штуцером для присоединения тормозной системы прицепа. Кстати, тягово-сцепное устройство — поворотное, и в случае опрокидывания прицепа это не ведет к опрокидыванию погрузчика. При более детальном знакомстве с Manitou MLT-X 735 120 LSU начинаешь замечать целую кучу и других, незаметных на первый взгляд мелочей, увеличивающих удобство и безопасность работы и обслуживания погрузчика. Так, например, пресс-масленки для смазки ступиц колес выведены в удобное место — на кронштейны брызговиков. Для более сподручного слива масла при его замене предусмотрен специальный штуцер для подсоединения сливного шланга. В задней части погрузчика есть специальное зеркало, позволяющее видеть тягово-сцепное устройство, что очень выручает, когда нужно зацепить прицеп. Для очистки поступающего в двигатель воздуха помимо основного воздушного 
фильтра Manitou MLT-X 735 120 LSU оснащен префильтром циклонного типа, который дополнительно очищает всасываемый воздух, что значительно продлевает жизнь основному фильтру. Погрузчик оборудован автоматической системой очистки радиаторов. После активации она будет включаться каждые 3 минуты на 15 секунд, в течение которых создается обратный поток воздуха для очищения как самих радиаторов, так и радиаторной решетки. Необычным оказалось месторасположение радиатора кондиционера, который установлен в козырьке крыши. Однако, поскольку его разместили вдали от других радиаторов, увеличилась эффективность работы системы кондиционирования.  

Кабина погрузчика разработана в соответствии с требованиями ROPS (стандарт защиты при опрокидывании) и FOPS (стандарт защиты от падающих сверху предметов) и, соответственно, устойчива как к опрокидываниям, так и к падениям тяжелых объектов. Но, несмотря на соответствие жестким требованиям стандартов, из кабины превосходный обзор.

Итак: опыт эксплуатации погрузчиков Manitou показал их удивительную универсальность. Обычно, видя подобную технику впервые, многие не могут понять, зачем она нужна, но, когда начинают использовать, уже не представляют работу без нее. Казалось бы, интервал между ТО в 1000 мото-часов будет нарабатываться 3–4 месяца, а на практике между ТО проходит всего 1,5–2 месяца, особенно в период осенне-полевых работ, когда погрузчик работает практически круглосуточно. Только оценив комфортные и безопасные условия работы, простоту в использовании, универсальность и при этом высокую эффективность погрузчиков Manitou, начинаешь понимать, почему в хозяйствах появляется все больше и больше этих, в общем-то недешевых, машин.

 Тест и фото: Максим Скачков

0 коментариев оставить комментарий
Загрузка комментариев...