Гидравлическая мощность

Тракторы премиум-класса, долго пребывавшие на верхнем технологическом уровне, имели гидросистемы с расходом под контролем времени функционирования, приоритетными клапанами и чувствующими груз системами. Сегодня же все это стало доступным до такой степени, что присутствует во многих более распространенных на рынке моделях с четырьмя цилиндрами. Помня об этом, ограничимся в статье выбором уплотнений для оценки работы насоса.

Гидравлическая мощность
Тракторы премиум-класса, долго пребывавшие на верхнем технологическом уровне, имели гидросистемы с расходом под контролем времени функционирования, приоритетными клапанами и чувствующими груз системами. Сегодня же все это стало доступным до такой степени, что присутствует во многих более распространенных на рынке моделях с четырьмя цилиндрами. Помня об этом, ограничимся в статье выбором уплотнений для оценки работы насоса.


Насосы с наклонным диском и электрически управляемые золотники теперь стали принадлежностью не только топовых тракторов. Эти изюминки гидравлики ставят уже на многие модели, включая и имеющие двигатели с четырьмя цилиндрами, что делает их еще более привлекательными для комплектации фронтальных погрузчиков – компактность и маневренность четырехцилиндровой машины плюс гидравлика высокой спецификации. Но стало ли это мечтой владельцев универсальных ферм и операторов погрузочно-разгрузочных устройств? Наши коллеги из profi решили провести сравнительный тест группы тракторов с четырьмя цилиндрами, куда вошли:
Case IH Maxxum 130 EP MultiController;
Claas Arion 550 Cebis;
Deutz-Fahr TTV 6160.4;
Fendt Vario 516;
John Deere 6130R AutoQuad;
Valtra N163 Versu.
Большинство производителей предлагает модели с насосами высокой мощности опционально, за исключением Case IH и Claas, которые не установили высокопроизводительные насосы на выбранные тракторы (в Case IH заметили, что Puma больше подходит для данной группы, чем Maxxum), см. таблицу «Технические характеристики и измерения в сравнении».

Первым тестом на испытательной станции DLG было измерение расхода масла, который варьировался от 99 л/мин (Case IH) до колоссальных 169 л/мин (Valtra), см. график «Сравнение расхода масла». Эти результаты означают, что все тракторы, за исключением Maxxum, демонстрируют более высокие показатели, чем указали в своих брошюрах их производители. Модели Deutz и Fendt к тому же способны автоматически увеличивать частоту вращения своих двигателей при нехватке масла.
Для некоторых видов работ – например, для быстрого опрокидывания прицепа – требуется золотник, который может справляться с приличным расходом, таким как 114 л/ мин на Claas Arion и 123 л/мин на John Deere. Другие производители, наоборот, ограничились расходом между 93 л/мин (Valtra) и 102 л/ мин (Fendt). Конечно, стандартный золотник не должен использоваться постоянно, чтобы обеспечить высокий расход при включении бортовой гидравлики или навески, – это просто пустая трата энергии. Например, если масло циркулирует по подающим и возвратным трубкам при расходе 100 л/мин и в системе, состоящей из муфт, труб и клапанов, создается давление 40 бар, это приравнивается к потере около 10 л. с. Указанная мощность преобразуется в тепло, то есть тратится впустую.
Здесь ответвители Power Beyond имеют преимущество в том, что они позволяют управлять аксиальным насосом с помощью небольшой чувствительной к нагрузке линии так, что масло качается только тогда, когда это требуется. Ложка дегтя здесь в том, что фактическая мощность на выходах из ответвителей всех форм и размеров бывает различной в зависимости от марки трактора, и в этом тесте она колебалась от плоских муфт по стандарту ISO на Maxxum до увеличенных, по сравнению со стандартом, ответвителей на Valtra.
Из-за их большего размера ответвители Power Beyond занимают больше места на задке трактора. Как результат, у Valtra только четыре, а не пять золотников двойного действия (плюс один клапан включения/ выключения). У Case IH и John Deere золотников уже только три, а не четыре, но оба производителя опционально предлагают изменение их числа.
Другие различия относятся к давлению холостого хода на линиях от насосов. Обычно достаточно 23–27 бар (Case IH, Claas и Valtra), тогда как более высокие значения – 30 бар (Deutz-Fahr), 42 бар (John Deere) и 45 бар (Fendt, где давление возрастает, когда золотники активируются) – необходимы, если линии до оборудования длинные и разности давления внутри клапанного блока недостаточно, чтобы обеспечить адекватный контроль.
Еще одно наблюдение, которое трудно определить количественно, показало, что, включая в работу свободный золотник, часто можно увеличить поток масла, несмотря на то что внешний клапанный ящик снабжался по максимуму через Power Beyond.
Что приводит нас к максимально возможной гидравлической мощности? Здесь представлена статистика влияния вариантов гидропроводов на конкретный трактор. В этой части теста ранжирование сводится к сравнению расхода масла. Возглавляет список Deutz с 45,6 кВт (это более 60 л. с.), чуть сзади следуют Valtra и Fendt (43,7 и 42,1 кВт), John Deere – на четвертом месте (34,9 кВт), затем Claas (30,6 кВт) и Maxxum с 29,3 кВт.

g1.jpg У Deutz, Fendt и Valtra были самые высокие значения расхода масла (хотя и с опциональными насосами). Наиболее высокий расход через один золотник показал John Deere

g2.jpg Наибольший заявленный объем масла у Fendt 516. У Case IH и Claas не предусмотрены никакие сигналы для предупреждения оператора при сверхнормативном расходе

pic2.jpg


g3.jpg Наша цель – чтобы расход увеличивался пропорционально индивидуальным настройкам, другими словами, по прямой линии, как у Case IH, Deutz-Fahr и Fendt
Из графика видно, что для трактора John Deere получить нужный расход труднее всего

Двигаемся дальше. Нет никакого смысла в установке высокопроизводительных насосов, если у вас недостаточно масла для обеспечения работы больших поршней, таких как, например, на прицепах-самосвалах. См. график «Сравнение объема масла», где показаны заявленная и реальная мощность различных производителей. Заявленная мощность колеблется от 37 л у John Deere до 55 л у Fendt.
В этой части теста мы попытались слить заявленный объем масла трактора, а затем поработать задней навеской и рулевым управлением. Мы также хотели понять, имеется ли звуковое или визуальное предупреждение, когда система опустошается, например, из-за протечки в оборудовании, или находится в зоне недоступности масла.
Почти у всех тракторов заявленный объем масла соответствовал указанному в их спецификациях, за исключением Deutz-Fahr TTV 6160.4 и Fendt Vario 516, не добравших заявленные значения на 3 и 5 л соответственно. Интересно также, что для получения полных 37 л оператор John Deere должен опустить навесное устройство.
Что касается оповещения оператора, то в Fendt сделали графическое изображение уровня масла на передней панели, где есть даже красная верхняя часть для предупреждения перелива.

pic3.jpg У Fendt имеется цифровая гистограмма, отображающая уровень масла. Операторы тракторов Claas (на фото справа вверху) и Valtra вынуждены полагаться на старомодный метод измерения уровня масла щупом


pic4.jpg Заливная горловина Fendt большая, доступная и поставляется с фильтром (вверху). Операторы Valtra должны обращаться со своей машиной к дилеру, который пополнит ее маслом через обратную линию с помощью ручного насоса


Операторы Valtra услышат звуковой сигнал, когда уровень масла станет критически низким, в то время как операторы тракторов других марок будут вынуждены слушать нездоровые шумы насосов. Хотя уровень наполнения у Arion и Maxxum должен упасть до 48 и 43 л соответственно, прежде чем это произойдет – в руководстве пользователя сообщается о 40 и 38 л, – оператор вряд ли сразу подумает о низком уровне масла. И это при условии, что он на самом деле понимает: причина шума – это насос, а значит, он же – и источник проблемы.
Deutz, Fendt и Valtra разделяют потоки масла для трансмиссии и для гидравлических си- стем, в то время как другие производители используют масло в общем контуре. Однако его применение рискованно из-за загрязнения масла в коробке передач: нежелательные включения могут попасть в систему через пакеты сцепления и вызвать дополнительные проблемы в общем контуре. Риск увеличивается при работе с требовательным к маслу оборудованием, например, прицепом с крюковым подъемником, для которого необходимый объем составляет 30 л. Если этот прицеп был предварительно соединен с трактором, имевшим общий гидравлический контур, и последний, скажем, не был заполнен маслом по спецификации, есть риск получить серьезный дорогостоящий ущерб, и не одному, а обоим тракторам, уничтожая их тормоза, например. Вот довод, который стоит обдумать.

pic5.jpg

Как уже упоминалось, дисплей на приборной панели Fendt для проверки уровня масла – лучший вариант. Смотровое стекло на Case IH и Deutz тоже годится. Но на John Deere стекло увидеть сложно, а другие производители и вовсе полагаются на щуп для измерения уровня масла. Fendt просто дозаполнить через заливное отверстие с левой стороны, хотя и потребуется инструмент, чтобы открыть крышку. Инструменты также необходимы для снятия крышки на Claas и Deutz-Fahr, в то время как у Case IH и John Deere крышки могут быть сняты вручную. А вот для Valtra должен иметься насос, и это означает, что пополнить масло через заливное отверстие на обратной линии может только дилер.

Переключив внимание на золотники, тестовая команда DLG измерила фактический расход по десяти отдельным параметрам в настройках дросселирования (см. график «Сравнение настроек расхода»).

pic6.jpg Claas Cebis (слева) показывает сохраненные регулировки по времени, а также какой золотник заперт, какой управляется с помощью джойстика и какой может управляться с крыла. У Valtra также достаточно информативное табло

Идеальное регулирование расхода должно приводить к его линейному увеличению. Именно это и происходило с Maxxum, TTV 6160.4 и Vario 516, на которых 40 % дросселирования давало расход около 40 л/мин, 60 % – 60 л/мин и т. д.
Кривые потока Claas и Valtra отклоняются от линейности дальше, причем тем больше, чем выше поднимается кривая. Золотник 6130R настроить было труднее: он пропускал 123 л/ мин, а при дросселировании до 80 и даже до 70 % расход составлял 100 л/ мин.

Что касается настроек, то все производители дают оператору возможность выбирать и устанавливать различные скорости для каждого направления потока, но только Case IH, John Deere и Valtra предлагают временное управление в обоих направлениях. Самый простой способ настройки расхода и времени – с помощью сенсорного экрана, как это предусмотрено в моделях Case IH, John Deere, Deutz и Fendt.
Valtra предлагает три базовые настройки по шкале на подлокотнике наряду с тремя пользовательскими настройками. Изменение параметров настроек на маленьком стандартном экране несложное; прикосновение оператора должно обеспечивать настройку и отображение ее на рабочем экране по мере ввода.
Приз за лучший пользовательский интерфейс получает Claas, следом идут Fendt и John Deere. Deutz-Fahr и Valtra также отображают все основные параметры, а Case IH показывает ключевую информацию на отдельном экране.
Разнообразие конструкций дисплеев и вариантов их расположения отражает широкий выбор доступных опций временного управления. Подтверждает это то, что некоторые рычаги золотников остаются в зафиксированных позициях в конце выбранного периода.

pic7.jpg

pic8.jpg Пылезащитные колпачки на муфтах Fendt подпружинены, но легко открываются со шланговым соединителем; на них есть четкие обозначения «+» и «-», а также цветовая маркировка. На Maxxum (нижнее фото) имеется только одна наклейка для идентификации золотника и направления потока


Такой вариант не является ни наиболее практичным, ни наиболее современным решением. То же самое относится и к отсутствию пропорционального управления у Deutz и Fendt при использовании функции управления периодами. Элементы управления плавающим положением у Deutz-Fahr и Valtra – единственные, которые обеспечивают прямую активацию плавающего положения некоторых золотников.

И в конце обсуждения затронем муфты. Все тестируемые тракторы имели герметизированные муфты, соединяемые под давлением; по крайней мере те, что на стороне «+». Не менее важно и то, как клапаны маркированы и запрограммированы. Case IH и Valtra используют для идентификации отдельных соединительных муфт цифры, и хотя их не так же легко запомнить, как цвета, однако работать с ними легче, когда число золотников на тракторе больше пяти. Тем не менее идентификация не должна ограничиваться исключительно наклейками, как на Maxxum, – со временем они становятся похожи на свисающую шелуху. Кроме того, положительные/отрицательные символы указывают направление потока более четко, чем цвета (Valtra) или другие символы (Case IH и John Deere).
Claas и Fendt получают высшие оценки за золотники, которые соединяются и разъединяются под давлением и имеют рычаги сброса, – отработали они эффективно. Муфты John Deere также отработали хорошо. Золотники Case, Deutz-Fahr и Valtra не разъединяются под давлением. Если задние разъемы золотника расположены справа от верхней линии (Case IH) или имеют точку подвода справа (Valtra), операторам, возможно, придется ходить вокруг трактора или орудия, чтобы соединить шланги. Это может привести к спутыванию последних, особенно когда некоторые пары расположены рядом друг с другом или сложены вертикально (Deutz-Fahr).
На некоторых тракторах у операторов есть возможность настраивать золотники и рычаги. Это не представляется возможным для John Deere – ну, по крайней мере, нет риска запутаться с этой настройкой, – а Case IH, Claas и Valtra действительно предлагают операторам возможность настроить как минимум некоторые элементы управления, например, кросс-контроль. Операторы Deutz-Fahr TTV могут изменять настройки золотников парно, в то время как операторы Fendt могут настраивать каждый золотник на одну или несколько функций. Другим удовольствием для пользователей Fendt является возможность установить связь с осью авторулевого механизма и на оборудовании; это означает, что они могут изменять чувствительность рулевой оси по отношению к скорости, при условии что рассматриваемое оборудование могло бы быть связано с системой.

Заключительная часть этого теста группы – функция приоритета. Case IH, Deutz-Fahr и Fendt позволяют операторам установить один золотник в качестве приоритетного так, что в действительности это позволяет выполнять две функции одновременно одним золотником, требующим более высокого давления. Такая схема немного видоизменена в модели John Deere, где две требовательные к маслу функции обеспечиваются им на одинаковой скорости, так что нет никакого риска снижения эффективности ни одной из функций.
И в конце пара замечаний об отдельных деталях. Операторы Fendt имеют возможность установить золотник в одно из двух положений, в то время как пользователи John Deere могут при помощи рычага устанавливать золотник в три положения. Обе эти возможности являются большим подспорьем в плавной модуляции эксплуатации золотника при работе, скажем, с поршнями гидроцилиндров меньших размеров или меньшими гидродвигателями.

pic9.jpg

pic10.jpg Вспомогательные рычаги на Claas (вверху) и Fendt позволяют соединять/ разъединять шланги при полном давлении. Другие тракторы – участники нашего теста, включая Deutz-Fahr (внизу), не имеют этой функции


Итак: Deutz-Fahr, Fendt и Valtra предлагают самую высокую гидравлическую мощность, в то время как John Deere дает наиболее высокий расход на каждом золотнике. Что касается уровня комплектации, то Valtra превосходит остальные модели по щедрости, предлагая опционально до десяти золотников. Отличниками нашего теста по регулировке/эксплуатации стали Claas и Fendt.
Как это часто бывает, все тракторы имеют свои гидравлические плюсы и минусы, так что дело каждого конкретного покупателя – определить, какой конкретный пакет наилучшим образом соответствует его потребностям.

Текст и фото:
Хуберт Вильмер


Case IH Maxxum 130 EP MultiController

t1.jpg Золотники управляются с помощью пульта MultiController и кросс-контроллера. Под крышкой подлокотника находятся переключатели для настройки системы, которую также можно настроить на дополнительном дисплее с сенсорным экраном

t2.jpg Плоские и компактные ответвители вне сцепных приборов ISO были только на Maxxum. Все другие сцепные муфты помещены справа от главного звена, что делает неудобным подключение шлангов с левой стороны трактора. Наклейки идентификации золотников могли бы быть и получше

t3.jpg Время/расход легко установить на экране. Терминал также используется для программирования кнопок на джойстике для включения заднего или среднего клапана

t4.jpg Внешние кнопки продублированы на обоих брызговиках, но не могут быть настроены оператором Maxxum

t5.jpg Управление временем и расходом доступно с дисплея передней стойки

t6.jpg Уровень масла виден на смотровом стекле, и не требуется никаких инструментов, чтобы открыть крышку заливной горловины


Claas Arion 550 Cebis

t1.jpg На большом подлокотнике помещаются ручка управления Cmotion, а также клавишные переключатели ВОМ и кросс-контроллеры

t2.jpg Ответвители четко определены, а вспомогательные рычаги облегчают подключение линий под давлением

t3.jpg Экран Cebis показывает всю ключевую информацию о тракторе наряду с функциями золотникового клапана

t4.jpg Операторы могут выбирать, какие золотниковые клапаны назначить на внешние средства управления

t5.jpg Навигация меню превосходна. Настройка функций занимает немного больше времени, поскольку у дисплея не сенсорный экран

t6.jpg Масляный щуп встроен в крышку заливной горловины, и это немного затрудняет доступ


Deutz-Fahr TTV 6160.4

t1.jpg На новом подлокотнике имеется два пропорциональных золотника на джойстике и большой терминал. Пользователь может запрограммировать до семи пропорциональных клапанов с помощью экрана или кнопок в подлокотнике

t2.jpg Ответвители имеют цветовую маркировку и отмечены символами «+» и «-». Компоновка может показаться немного странной – некоторые пары расположены друг рядом с другом, в то время как другие размещены вертикально. Соединение шлангов под давлением не представляется возможным

t3.jpg Дисплей на передней стойке показывает все основные функции золотника

t4.jpg Возможна настройка дублирующих внешних элементов управления

t5.jpg Визуальный датчик уровня масла достаточно лег- ко обнаружить, он содержит отметки минимального и максимального значений

t6.jpg Сенсорный экран позволяет легко изменять настройки множества доступных параметров

t7.jpg Небольшая горло- вина для трансмиссионного масла размещается рядом с гораздо большей горловиной для гидравлического масла и имеет собственный встроенный фильтр


Fendt Vario 516

t1.jpg Подлокотник очень похож на подлокотники более мощных моделей Fendt. Управлять золотниками можно с помощью джойстика, а можно задействовать пару клавиш кросс-контроллера либо блок электрогидравлического управления

t2.jpg Информация на главном экране не включает в себя параметры «время/расход»; для этого пользователь должен войти в меню параметров настройки. Функция автоматического рулевого моста работает только с соответствующими спецификациями прицепов

t3.jpg Fendt придает большое значение маркировке муфт. Вспомогательные рычаги снимают напряжение при соединении шлангов под давлением

t4.jpg Элементы управления могут быть полностью настроены, и если вы запутались в начале, настройки по умолчанию перезагружаются, и вы можете начать все снова

t5.jpg К сожалению, внешний контроль не продублирован на правом крыле. Хорошая новость – оператор может выбрать золотник с помощью этих кнопок


John Deere 6130R AQ

t1.jpg У владельцев John Deere контроль всей спецификации размещен на боковой консоли. Единственным элементом, который мы не заметили, был кросс-контроллер

t2.jpg Четыре золотника, а также муфты Power Beyond доступны через дилеров. Направление потока масла могло бы обозначаться более четко

t3.jpg Экран CommandCenter показывает всю информацию о золотниках

t4.jpg Внешний контроль продублирован на обоих крыльях. Нет опции для изменения конфигурации

t5.jpg Заливная горловина открывается без инструмента. Масляные баки легкодоступны

t6.jpg Настройка гидравлики проста. Функция управления временем может быть установлена отдельно для обоих направлений – опрятно

t7.jpg John Deere предлагает три графика, которые отражают реакцию золотника относительно перемещения соответствующего рычага

t8.jpg Несмотря на вспомогательный бак, доступность масляного бака на тестируемом John Deere была самой низкой. Смотровое стекло находится в неудобном месте


Valtra N163 Versu

t1.jpg Золотники управляются кроссконтроллером на подлокотнике и парой тумблеров

t2.jpg Настройки и функции золотников отображаются на дисплее подлокотника. Внизу экрана: левая шкала изменяет функцию поперечного управления, в то время как правый циферблат выбирает один из трех гидравлических предустановленных режимов или трех настраиваемых параметров; другими словами, вариантов настройки много

t3.jpg Только Valtra предлагает внешнее управление двумя золотниками с обоих крыльев

t4.jpg С ответвителями, работающими попарно с каждой стороны верхней линии и под углом, сложно прикрепить оба шланга с одной стороны. Имеется простое включение/выключение золотника в нижней части блока при скорости 10 % на верхней линии; муфты Power Beyond на высоте

t5.jpg Уровень гидравлического масла проверяется с помощью щупа. Единственный вариант дозаправки – фильтрующий ответвитель на возвратной линии