Эффективный перенос тягового усилия на грунт

В рамках сравнительных испытаний высокомощных тракторов в 2016 году («Бойцовский клуб», Agroreport 1/2017), мы, кроме всего прочего, изучили, насколько различается перенос тягового усилия на тракторах, укомплектован-ных обычными колесами, колесными спарками, полугусеничными и гусенич-ными шасси. В этом репортаже — основные выводы.

Перенос тягового усилия на почву возможен лишь в случае «зацепления» грунтозацепами колеса или гусеницами этой самой почвы. При этом пробуксовка, то есть относительное смещение грунтозацепов по почве, становится неизбежным. С другой стороны, абсолютно всем практикам понятно, что такое относительное движение не должно быть слишком интенсивным, поскольку в этом случае страдает процесс передачи тягового усилия на почву, а энергия, производимая двигателем, тратится впустую.

В рамках сравнительных полевых испытаний пробуксовка тракторов на гусеничном ходу оставалась в пределах 6–7 %, в то время как у их колесных «собратьев» она оказалась в два раза больше (11,7 и 12,2 %). В середине «турнирной таблицы» — представитель компании CLAAS, а именно — трактор Xerion с четырьмя одинаковыми шинами (8 %), а также полугусеничный Мagnum (8,7 %). Перейдем ко второму чрезвычайно важному фактору, влияющему на эффективность передачи тягового усилия, — речь в данном случае пойдет о грунте.