Самоходный опрыскиватель Case IH Patriot 3330

Патриот — львиное сердце. Крепкий, надежный, высокопроизводительный, как настоящий патриот своего дела. Самоходный опрыскиватель Case IH Patriot 3330 — герой нашего сегодняшнего тест-драйва. Продуманная компоновка и развесовка (Magnum задом наперед), проверенное «сердце» горного льва (двигатель от Case IH Puma), ремонтопригодный и «олдскульный» функционал.

У большинства американских производителей самоходных опрыскивателей в ходу компоновка тракторная, классическая: двигатель, кабина, бак друг за другом. Здесь же кабина — впереди двигателя. А точнее, перед кабиной находится нос-капот, где расположен топливный бак. Дальше — сама кабина, за ней — емкость с основной рабочей жидкостью, и только потом, над задней осью, — двигатель вместе с приводами и насосами, позади которого установлено крепление со штангой. Как будто трактор Case IH Magnum (кабина здесь от Magnum) едет задом наперед, и в этом — главная «фишка» машины.

Благодаря такой необычной компоновке, с емкостью в середине базы, опрыскиватель имеет почти идеальную развесовку: при заполненном основном баке на переднюю ось приходится 51 % веса, на заднюю — 49 %, при израсходованном растворе (с пустым баком) — 52 и 48 % соответственно. То есть практически 50 : 50, так как основные элементы умело разнесены по разным осям. Равномерное распределение веса по колесам дает дополнительную устойчивость, проходимость, позволяет раньше выйти на работу в поле после зимы, при этом меньше уплотняя грунт и нарезая колеи. Наши испытания проходили при хорошей погоде и на «созревшей» почве, но внешний вид «героя» явно намекал на то, что в поле он вышел задолго до погожих апрельских деньков.

А18 замена_1.jpgA3.jpgА19 замена_1.jpg

Спереди у Case IH Patriot 3330 располагается топливный бак объемом 454 л. Размеры его относительно небольшие, что делает нос машины довольно изящным и совершенно не мешает обзорности, которая в совокупности составляет порядка 300°. Крышка люка топливного бака на опрыскивателях Patriot сдвигается вперед и обеспечивает быстрый и простой доступ для заправки. Кабина — стандартная, от Magnum класса de luxe, объемом чуть больше трех кубов с панорамным остеклением и даже такими рудиментами, как внешнее крепление ручек входной двери справа, несмотря на то что вход в опрыскиватель — только слева. Панель управления, где расположены основные кнопки, — на правом подлокотнике, здесь же — джойстик, на котором скомпонованы все основные функции, которые используются в процессе работы: включение и выключение опрыскивания, запуск автопилота, подъем и опускание штанг. Так что, несмотря на базовое оснащение системой автоматического контроля поддержания высоты штанги AutoBoom, которая работает на основе ультразвуковых датчиков наподобие эхолокации и включена в базовую комплектацию, можно и вручную управлять расположением крыльев штанги через джойстик, отдельно правым и левым. Стандартно установлено три эхолокационных датчика, опционально можно добавить еще два. Диапазон регулировки положения штанги по высоте — от 48 до 213 см.А4 замена.JPEG

Самоходные опрыскиватели Case IH Patriot уже на заводе оснащаются GPS-навигацией и автопилотированием, а также в «базе» есть система автоматического управления секциями стрелы AccuBoom, задача которой — отключать их, когда опрыскиватель входит в уже обработанную область, а затем снова активировать при выходе из нее. Секции также можно отключать и включать вручную на панели управления расположенными в ряд шестью кнопками (по числу секций). Кстати, автопилот на Case IH Patriot 3330 помимо GPS-навигации в последние три года поставляется еще и с прошивкой ГЛОНАСС. Приборная панель расположена справа в углу за сиденьем, у правой задней стойки. Здесь находятся такие важные регуляторы, как парковочный тормоз, климат-контроль, дворники, омыватели, регулировка зеркал и др. И, что очень приятно, панель эта имеет свое рабочее светодиодное освещение.

Печка установлена в рулевом блоке, воздуховоды — там же. Сиденье подрессоренное, рулевая колонка регулируется по высоте и вылету, и даже по бокам ее устроены специальные подставки для ног — мелочь, а приятно! Как и у многих современных «коллег по цеху», воздух в кабине опрыскивателя защищен от воздействия внешних факторов кассетным угольным фильтром и созданием избыточного давления, датчик контроля которого расположен слева вверху. Удобно, всегда перед глазами, и, в отличие от машин конкурентов, не нужно вертеться в кабине, чтобы его отыскать. Кстати, о мониторе. Стандартно все опрыскиватели Patriot 30-й серии оснащаются монитором AFS PRO 700. На данном предприятии базовый монитор заменили оборудованием Trimble. И, надо признать, оно более функционально. Кроме того, в данном конкретном хозяйстве была поставлена задача иметь возможность просматривать полную телеметрию по работе опрыскивателя, а также передавать на терминал удаленно карты заданий по каждому полю. К тому же здесь уже не первый год работают с оборудованием и программным обеспечением Trimble по всему парку сельхозтехники.

Главное, что хочется отметить по поводу кабины: она действительно очень тихая. Благодаря тому, что двигатель находится сзади, человек и «главный производитель шума» разделены баком. Тогда как при тракторной компоновке при любой шумоизоляции через стекло все равно проникает звук работы двигателя. Patriot при движении и работе позволяет вести с оператором разговор о смысле жизни, не напрягая голосовые связки. Но покинем эту тихую обитель и переместимся к баку, расположенному за кабиной. И здесь надо заметить, что передвигаться по машине очень удобно: широкий мостик с перилами идет вдоль всей левой части опрыскивателя.

Основной резервуар для рабочей жидкости объемом 3785 л выполнен из нержавейки, что очень хорошо, так как емкости из нержавеющей стали ремонтопригодны — их всегда можно подварить, долговечны, поскольку не вступают в химическую реакцию с агрессивной средой, и не подвержены негативному воздействию ультрафиолета, как пластиковые. Бак закреплен на раме на пружинных амортизаторах, которые сглаживают вибрацию. Внутри емкости устроены несплошные перегородки, чтобы снизить раскачивание раствора при движении по неровностям. Забор жидкости — как у бензовоза: весь рабочий раствор сливается в нижний желоб, так что бак вырабатывается досуха. Емкость для промывки объемом 424 л сделана из пластика и расположена справа, то есть на противоположной от входа в кабину стороне, за ложементом крыла. И это менее удобно, нежели в старшей модели этой же серии, так как слегка нарушает развесовку машины. На Case IH Patriot 4430 пластиковая емкость для воды установлена прямо сверху на основной бак, но минус в том, что по объему она меньше, чем на данной модели. А10 замена.JPEG

Двигатель самоходному опрыскивателю Case IH достался от трактора Puma: NEF L-6, объемом 6,7 л, однорядный, 6-цилиндровый, номинальной мощностью 250 л. с. (186 кВт), с общей топливной рампой высокого давления, электронной системой впрыска и уровнем выбросов Tier 3. Он отличается производительностью, экономией топлива, надежностью и долговечностью, а межсервисный интервал — один из самых больших на рынке: в странах Европы и в США он составляет 600 мото-часов, в странах СНГ — 300 моточасов из-за повышенной сернистости топлива. Благодаря тому, что двигатель установлен высоко над землей, да еще и спрятан за баком с рабочей жидкостью, аэродинамикой он защищен от попадания мусора в радиаторную решетку, которая находится в его передней части. Действительно, после начала полевых работ опрыскиватель был «по уши» в грязи, тогда как радиаторная решетка осталась почти чистой. 

Относительно корпуса двигатель расположен продольно и хорошо обдувается. Кроме того, блок радиаторов дополнительно охлаждает один из самых крупных кулеров — вентилятор диаметром 82 см. Обслуживание энергоблока также не вызывает трудностей: основные расходники находятся либо непосредственно под капотом, либо под брюхом машины. Все ключевые узлы Case IH Patriot смонтированы на крепкой раме, одной из самых могучих в своем классе: сварная, из профильной трубы толщиной 1 см, сделанной из спецстали, устойчивой к переменным нагрузкам, которые она способна принимать, не изгибаясь, благодаря тому, что рама внутри полая. По сути, спроектировав короб закрытого типа сечением 25 × 15 см (продольные) и 25 × 20 × 0,6 см (поперечные) инженеры Case IH смогли найти баланс между максимально возможной жесткостью и легкостью конструкции. Трансмиссия — гидростатическая: передача энергии идет от двигателя к колесу, плавно, без рывков, через гидравлическую систему «насос — мотор». Проще говоря, вместо трансмиссии насосы гидростанции крутят колеса напрямую от двигателя.

A8.jpgA9.jpgДанная схема позволяет максимально использовать его мощность для выполнения различных операций и одновременно сохранять заданную скорость перемещения и плавность хода. И если необходимо усилить мощность для выполнения определенных работ, это можно сделать газом вручную.

Гидростатический привод сделан по принципу 4 × 4: два основных насоса ГСТ питают четыре мотора, которые распложены на бортовых редукторах самих колес. Питание идет перекрестным методом, то есть переднее левое плюс заднее правое и заднее левое плюс переднее правое. Такая схема способствует повышенной проходимости: при пробуксовывании одного из колес «перекрестная пара» других двух колес не потеряет тяги и машина продолжит движение.

Ходовая смонтирована на рычажно-пружинной подвеске с амортизатором внутри пружины. Индивидуальная подвеска колес обеспечивает мягкий ход машины даже на неровном грунте (ход подвески 280 мм). А12 замена.JPEGА13 замена.JPEGСистема хорошо отрабатывает вертикальные и горизонтальные нагрузки. Подвеска для каждого колеса выполнена независимой: стойка, к ней шарнирно крепится рычаг, к нему — планетарный редуктор с гидромотором, а упругим элементом является стальная пружина с амортизатором. На данной машине есть опция активной передней подвески, то есть на передних колесах амортизаторы заменены на гидроцилиндры. Это позволяет улучшить сцепление передних колес с поверхностью поля, что повышает проходимость машины на рыхлых и крупнокомковатых почвах, а также помогает убирать «клевания носом» при разгоне и торможении опрыскивателя. Кроме того, повышенное давление на  передние колеса дает возможность лучше маневрировать, работать на холмах, так как прижим колеса к поверхности поля принудительно увеличивается. 

Кстати, на старшей модели, 4430-й, штатно устанавливается система улучшения сцепления с грунтом Traction assist. Суть ее — в блокировке канала между насосами, что обеспечивает их независимую работу. При этом, работая попарно, гидромоторы получают масло каждый от своих насосов, и в случае пробуксовки колеса у одной из пар гидромоторов противоположная пара будет получать достаточное количество масла, чтобы обеспечить движение опрыскивателя. Шасси на всех опрыскивателях Patriot управляется только передними колесами, полноуправляемыми их почему-то не делают, хотя на рынке имеются и такие машины. 

Регулировка колеи варьируется практически на метр — от 305 до 399 см, и осуществляется это гидравлическим управлением из кабины, но с ручной установкой упора шагом 2,54 см на колесо. Иными словами, сначала надо залезть под днище и вручную выставить упоры, в пределах которых вы хотите изменить колею (с шагом 1 дюйм), а затем уже активировать раздвижение гидроцилиндров в этих пределах кнопочками из кабины. Кстати, кнопки активации спрятаны внутри правого подлокотника, под крышкой. Опционально можно заказать машину с полностью гидравлической регулировкой ширины колеи из кабины, но на большинстве агрономических работ данного хозяйства (культуры сплошного сева или с постоянным междурядьем 70 см) часто изменять колею не требуется. А значит, необходимость переплачивать за дополнительную опцию отпадает. Такая «примочка» больше пригодится тем, кто помимо пропашных и злаковых занимается, например, сахарной свеклой.

Дорожный просвет на Case IH Patriot 3330 составляет 1,35 м, и для использования на основных работах и культурах (озимая пшеница, подсолнечник, кукуруза) его высоты вполне хватает. Но для некоторых видов обработки (например, десикации кондитерской семечки) такого клиренса недостаточно. Среди опций Case IH есть специальные проставки, А14 замена.JPEGА15 замена.JPEGпозволяющие нарастить его дополнительно еще на полметра. Но с такой высотой уже сложно держать максимальную скорость при обработке. Кстати, по заявлениям производителей, разогнать машину в режиме обработки можно до 40 км/ч. Плавность хода при этом остается достаточно хорошей. Но гонять на 40 км/ч по нашим, в большинстве случаев не выровненным, полям просто опасно. Иными словами, опрыскиватель модельного ряда Patriot эффективно справляется с агрономическими заданиями и на ровных полях способен производить вылив 200 л/га на скорости до 35 км/ч. 

Штанга — центральное звено опрыскивателя, располагается после его задней оси. Материал для ее изготовления на Case IH Patriot 3330 — не алюминий, не карбон, не модный сейчас «самолетный» дюралевый сплав, а старая добрая сталь с добротной порошковой окраской. Что ж, наверное, не слишком современно, несколько тяжеловато, зато ремонтопригодность у такой штанги замечательная: в отличие от карбоновых и алюминиевых заварить ее можно без труда. И, что особенно приятно, штанга очень крепкая. Составленная из крупных элементов, она имеет минимальное количество сварных швов и выглядит объемной. По словам эксплуатирующих ее механизаторов, эта штанга переживала встречу и с деревьями, и со столбом без поломок. 

На модели Case IH Patriot 3330 возможны два варианта штанг: 30 и 36 м. Данная машина комплектуется 30-метровой сварной штангой с двумя коленами и шестью секциями. На крайнем колене в качестве защитной системы установлен шарнирно подпружиненный концевик 3,2 м, рассчитанный принимать на себя возможные удары. Максимальный угол отклонения штанги составляет 30° вперед и назад, что, в принципе, не так уж много — например, у John Deere отклонение на все 90°.А20 замена.JPEG

Раскладывание штаги происходит за 30 секунд при непрерывном удерживании кнопки. Удобно, что в каждом шарнире штанги расположены датчики углов поворота, то есть компьютер «видит», раскрылись ли до конца крылья, и отображает состояние раскрытия на мониторе. Трапециевидная подвеска центральной секции штанги, с виртуальным поворотным шарниром с большим радиусом кривизны, обеспечивает амортизацию по горизонтали. По сути, центральная секция штанги подвешена на трапецию с использованием виртуального центра вращения. Как и у многих современных производителей, она поглощает боковые смещения и контролирует их.

Система также включает в себя гидроаккумуляторы, применяемые в гидроцилиндрах открытия и закрытия и позволяющие минимизировать воздействие неровностей (гасить колебания). Заметим, что аккумуляторы эти небольшого размера и не имеют большого хода на неровностях, отчего кейсовская подвеска штанги считается жестковатой. К особенностям Case IH Patriot можно отнести внушительный размер центральной секции (высота около 1 м), так как гасить колебания проще, если край штанги имеет меньшую амплитуду колебаний. Кроме того, раскосы, которыми крепятся крылья штанг, «развалены» наружу, в отличие от большинства моделей опрыскивателей, где эти стойки выполнены под прямым углом. По задумке конструкторов, установка под небольшим углом дополнительно помогает в центровке штанги при гашении колебаний вперед-назад аналогично дверному полотну, повешенному в проем под наклоном и стремящемуся «поймать центр» под собственным весом. Все магистрали выливающей системы имеют фланцевые соединения при помощи хомутов. Основа — центробежный насос-«улитка» Hypro, который находится снизу под днищем, имеет производительность 1050 л/мин и может работать в двух режимах: подача давления в шланги и закачка (самовсасывание) чистой воды.

С насосного блока все уходит на штангу и от основного тройника расходится по магистралям на крылья. Шланг, диаметр которого постепенно сужается, обеспечивает равномерное давление по всей длине штанги. Система экономии раствора — максимально простая, без пофорсуночного отключения, только посекционно: каждая секция снабжена своим клапаном, который по необходимости перекрывает подачу раствора. Оставшиеся секции получают жидкость из магистрали через байпас. Дополнительно Patriot может быть оборудован усовершенствованной системой AIM Command Flex II с посекционным или пофорсуночным отключением. Принцип работы основан на технологии широтно-импульсной модуляции.

А21 замена.JPEG

Один из очень приятных бонусов самоходных опрыскивателей Case IH — дополнительная краевая форсунка с отдельной подачей рабочей жидкости (автономным включением), расположенная под углом 45° к земле на краю штаги. Ее можно включать отдельно из кабины нажатием клавиши. Задача такой форсунки — «дострелить» рабочий раствор в дальние углы, не приближаясь к потенциально сложным или опасным участкам поля. Иными словами, с расстояния до полуметра можно, не подъезжая близко, обрабатывать края поля, идти вдоль посадки без опасений «поймать» дерево, доставать углы на поворотах и т. д. И не снижать при этом качество обработки, то есть соблюдать норму вылива. Удобная вещь! Особенно для среднеполосных полей, окруженных деревьями. В последние два года опрыскиватели Case IH Patriot 30-й серии имеют в стандартном оснащении трубку автопромывки основных линий: плоский дроссель-клапан, который ставится носиком вниз вместо заглушки в торец магистрали. При промывке системы клапан открывается и вода сливается, ускоряя процесс очистки. Такая организация особенно удобна при постановке на зимнее хранение. Однако данная машина была приобретена хозяйством четыре года назад, и на тот момент в базовой версии подобное оборудование на Case IH Patriot 3330 не предлагалось. Поэтому в торце магистрали — обычная заглушка. Закачка рабочего раствора на опрыскивателе Patriot 3330 может быть произведена несколькими способами: внешней мотопомпой через горловину бака или через магистраль заправки с быстроразъемными трехдюймовыми муфтами. Еще один способ — самозакачкой, то есть жидкость всасывается непосредственно насосом опрыскивателя. Практика показывает, что заправка мотопомпой от внешнего носителя, напрямую в бак или через магистраль заправки, производится примерно в два раза быстрее, но все зависит от типа мотопомпы. В данном случае на полях Ростовской области машина работала с КАС (карбамидо-аммиачная смесь) и заправка производилась готовым раствором от мотопомпы КАМАЗа за 5–7 минут, с учетом присоединений. В целом бак на 3700 л заправляется за 3-4 минуты, скорость закачки составляет около 2,5 м3 /мин. 

Основной заправочный узел расположен сбоку, рядом с баком, опционально есть возможность вынесения заправочного раструба вперед, к правому ложементу штанги, также дополнительно его можно оснащать расходомером. A22.jpg

Итак: опрыскиватель Case IH Patriot 3330 — один из крепких, надежных, практичных, компактных и относительно недорогих самоходных опрыскивателей на сегодняшний день. Машина отработала 3572 мото-часа без существенных поломок, имеет весь необходимый и достаточный набор функций в «базе», отличается простотой, брутальностью, добротностью и максимальной ремонтопригодностью. Большая энерговооруженность и запас мощности позволяют работать с высокими нормами на хорошей скорости. Максимальная заявленная производительность опрыскивателя Patriot 3330 составляет 1200 га в сутки. На практике в среднем машина успевает закрыть примерно 500 га за 10-часовую смену. И это, в общем, неплохо: если не подводит логистика и заправка происходит быстро, вполне можно выйти на 1000–1200 га в сутки. Такой опрыскиватель универсален и, без сомнения, оправдает себя как в небольшом КФХ, так и на полях агроходинга. В стандартной комплектации он подходит для большинства агропредприятий с базовым набором агрокультур (злаковые, зерновые, пропашные). 

Текст и фото: Дария Харитонова