В совещании под председательством начальника Управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга РФ Валентина Цупруна приняли участие руководители более 50 отечественных производителей дорожно-строительной и коммунальной техники и профильных ассоциаций. В их числе — директор Ассоциации «Росспецмаш» Алла Елизарова, гендиректор завода «ДСТ-Урал» Евгений Горелый, гендиректор ООО Концерн «Тракторные заводы» Андрей Водопьянов, завкафедрой «Дорожно-строительные машины» МАДИ Александр Коноплин и другие.
Валентин Цупрун отметил, что по итогам первых 11 месяцев 2024 года рынок строительно-дорожной и коммунальной техники показал снижение по отношению к аналогичному периоду прошлого года. При этом российские предприятия за указанный период времени суммарно по всем сегментам показали небольшой рост: около 7 тыс. ед. техники, что на 4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Динамика варьируется в зависимости от сегмента, самый значительный прирост показали бульдозеры, фронтальные и мини-погрузчики. Вместе с этим, одной из ключевых наших задач остаётся наращивание доли отечественной техники на внутреннем рынке», – отметил представитель Минпромторга.
Для достижения цели планируется доработать механизм допуска спецтехники к участию в закупках компаний с госучастием, сфокусировав их на приобретении машин отечественного производства. Одним из первых важных шагов в доработке механизма госзакупок стало принятое Правительством РФ решение о расширении перечня промышленной продукции, закупки которого авансируются в объёме не менее 80% от цены контракта. Эта мера также позволит производителям увеличивать объёмы выпуска продукции, не привлекая для этого дополнительные кредитные средства.
В рамках системной меры по линии субсидирования затрат на НИОКР в текущем году Минпромторгом России были поддержаны проекты по разработке дорожно-строительной техники на сумму 280 млн рублей, по разработке комплектующих — на 485 млн рублей. Важным аспектом такой поддержки является прямое соответствие разработанной техники требованиям заказчиков. В процессы НИОКР должны быть вовлечены потребители, которые апробируют и испытывают образцы техники в рамках проектов, претендующих на господдержку.
Особое внимание в ходе встречи было уделено задаче по локализации и унификации комплектующих. Помимо субсидирования НИОКР, свою актуальность для поддержки этого направления сохраняют программы Фонда развития промышленности и субсидирование затрат на реинжиниринг. Одним из предложений со стороны производителей стала разработка и утверждение дорожной карты по развитию компонентной отрасли.
«Такой документ позволит корректно распределить ресурсы на модернизацию действующих или создание новых производственных мощностей, а также обеспечить эффект масштаба для их стабильного развития. Предложение совместно проработаем на площадке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации», – заметил Валентин Цупрун.
Представители Минпромторга России и отраслевого сообщества также проанализировали эффективность финансовых мер стимулирования спроса, благодаря которым удалось частично стабилизировать рынок в текущих макроэкономических условиях. Программы субсидирования скидок и льготного лизинга показали свою эффективность, и их реализация будет продолжена. Напомним, что на эти инструменты в ближайшие 3 года бюджетом предусмотрено свыше 54 млрд рублей. При этом в зависимости от ситуации на рынке Минпромторг России готов проработать точечную донастройку их параметров. Дополнительно на обновление парков коммунальной техники будет направлен разработанный совместно с ДОМ.РФ механизм льготного лизинга.
Участники совещания договорились усилить коммуникацию между российскими производителями и потребителями техники. Такое взаимодействие будет направлено на создание моделей, максимально отвечающих потребностям эксплуатирующих организаций. На межведомственном уровне, в свою очередь, ведётся масштабная работа по корректировке процедур контроля соответствия специализированной техники заявленным характеристикам. Основные направления – это сокращение «серого» сегмента, переход на сертификацию самоходной техники в рамках действующего технического регламента, создание машиноиспытательных станций. Комплекс этих мер позволит обеспечить внутренний рынок надёжной и безопасной техникой, подходящей для эксплуатации в Российской Федерации.
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.