Ростсельмаш 2375: ростовские метаморфозы «канадца»

В России и ближнем зарубежье владельцы тракторов Ростсельмаш ценят их за простоту в управлении, производительность, надежность, экономичность и неприхотливость. Это видно на примере модели 2375, с которой три года назад в Ростове-на-Дону началось серийное производство новой сельхозтехники.

Три года в Ростове-на-Дону работает площадка по серийному выпуску тракторов для нужд российского АПК. И действует вполне успешно. Начинали с отверточной сборки агромашин из Канады, постепенно увеличивая долю отечественных комплектующих и уровень локализации производства. За три года она, если судить по наиболее ходовой модели 2375, увеличилась в семь раз: с 10% до 70%. Это значит, что львиная доля комплектующих для такой техники производится внутри страны, а не импортируется. Всего с 2016 года компания выпустила в поля более 2 тысяч тракторов 2375-й модели. И, судя по реальным отзывам, размещенным на сайте производителя, аграрии довольны. Все пользователи техники рассказывают разное, но единодушно отмечают оптимальное соотношение «цена/качество» в данных отечественных тракторах, которые на 20-30% дешевле зарубежных аналогов.

«Рабочая лошадка» для наших полей

Трактор RSM 2375 создан для средних и крупных сельхозпредприятий, фермерских хозяйств, которым необходима ускоренная обработка площадей с максимально возможной экономией всех ресурсов — финансовых, временных, человеческих. Ростсельмаш 2375 — машина сильная, экономичная и маневренная. Этот трактор с шарнирно-сочлененной рамой здорово подходит для перетаскивания тяжелых широкозахватных устройств, обладая при этом прекрасной маневренностью. Сельхолзмашину используют для работы с почвообрабатывающей техникой (навесным и прицепным оборудованием), способной выполнять как глубокую, так и поверхностную обработку пахотных земель, по любой из известных технологий.

Взяв за основу канадский трактор 2375, конструкторы Группы Ростсельмаш внесли ряд принципиальных изменений. Так, они переделали управление трактором, доработали гидравлику, сделали более удобным для механизатора техобслуживание машины, усилили ее геометрию, адаптировав таким образам к непростым российским условиям.

Сегодня в России и странах СНГ владельцы тракторов Ростсельмаш ценят их за простоту, производительность, надежность, экономичность и неприхотливость. Например, RSM 2375 , благодаря усиленной раме и другим конструктивным особенностям, может работать на труднопроходимых участках, которые не по силам тракторам с обычной рамой. Позже появилась и более мощная версия трактора этой серии: RSM 2400 сошел с конвейера ростовского завода в октябре 2018 года. Благодаря этому, объемы выпуска тракторов под брендом Ростсельмаш увеличились, а линейка предложений техники для отечественного АПК — расширилась.

Высокая степень локализации

Тракторное производство на базе Ростсельмаш было запущено в мае 2016 года. К этому времени в России были созданы условия, позволяющие такому направлению эффективно развиваться. Так, были усилены меры государственной поддержки стимулирующие аграриев отечественную технику покупать, а сельхозмашиностроителей — ее выпускать.

Под тракторное производство на территории ростовского завода было организовано несколько дополнительных сварочных и механосборочных участков, а также полностью реконструирован и оснащен производственный корпус: на площади свыше 6 тыс. кв. м установили современное оборудование, необходимое для качественной сборки сельхозмашин. внедрили передовые технологии.

Проект по локализации производства нового российского трактора стартовал с модели 2375, который до этого выпускал завод Buhler Industries Inc. в Канаде, принадлежащий холдингу «Новое Содружество» (в него входит и Ростсельмаш). Свой выбор специалисты российского предприятия объяснили тем, что 2375 — это «универсальная машина, которая востребована среди аграриев и идеально подходит для подавляющего большинства хозяйств России». Трактор обладает явными преимуществами: надежность, тяговитость, экономичность, производительность, простота в эксплуатации. Минимум электроники делает эту модель максимально доступной для конечных потребителей.

Между прочим, первые машинокомплекты 2375-х в цехах Ростсельмаш собирали еще 10 лет назад. Но тогда, в 2009-м, ежегодный объем производства не превышал и 100 машин. Для сравнения, с мая по декабрь 2016 года в стенах нового тракторного корпуса в Ростове-на-Дону, собрали 160 машин. Правда, первые четыре трактора были точной копией канадского «брата». Затем была изготовлена опытно-экспериментальная партия: для нее применялись уже российские комплектующие, не уступающие по качеству зарубежным аналогам. Позже пошли и некоторые кардинальные изменения, в соответствии с отзывами пользователей. Так, конструкторам пришлось добавить возможность агрегирования с любыми орудиями и упростить обслуживание трактора в полевых условиях (в частности, обеспечить механизатору возможность продувать радиатор и фильтры). Для внедрения новых опций на предприятии была разработана специальрная программа развития. В ней зафиксированы такие позиции, как, например, применение пневмокомпрессора и пневмотормоза прицепа, улучшение гидравлической системы до производительности 220 л в минуту, внедрение системы дистанционного мониторинга Agrotronic. Позже в той же 2000-й серии была создана модель RSM 2400, с более мощным мотором.

Кстати, Ростсельмаш не ограничивается только одной серией тракторов, а постепенно расширяет «продуктовую» линейку. Так, в этом году компания приступила к выпуску машин 3000-й серии. Для этого здесь сформирована хорошая база для производства отечественных комплектующих.

Всего за три года на территории Ростсельмаш было локализовано около 15 комплектов для тракторов (1099 деталей), составлены проекты по локализации еще 54 направлений компонентов, для применения в серийном производстве сельхозмашин. Еще 1190 изделий Ростсельмаш приобретает у сторонних поставщиков из 14 городов России.

В целом сегодня степень локализации трактора Ростсельмаш 2375 превышает 70% (это при том, чтот начинали проект с уровнем локализации чуть более 10%). Сейчас в России производится две трети компонентной базы столь сложной и необходимой аграриям техники. Оставшиеся 30% отведены под такие крупные «детали», как двигатель и коробка передач (трансмиссия). Но и эта задача находится на предприятии в активной стадии решения: в среднесрочной перспективе Ростсельмаш реализует проект локализации выпуска трансмиссии по японской технологии.

От тракторного участка к целому заводу

Запуск на ростовской площадке Ростсельмаш серийного производства тракторов оказался весьма кстати. По информации Минсельхоза РФ, обеспеченность аграриев этими машинами с каждым годом снижается. В 2018 году сокращение составило 2,7%, а за последние пять лет показатель уменьшился на 18,6%. По данным Росстата, в 2018 году на одну тысячу гектаров пашни приходилось в среднем 2,97 тракторов, в то время как в 2017-м — 3,05 машины. Для сравнения,

в Белоруссии на 1 тыс. га пашни приходится более 9 тракторов, а в Казахстане — 6. И уже совершенно огромный разрыв у нас с «загнивающим» Западом. Так. в Канаде на 1 тыс. га приходится 16 тракторов, в США — 26, в Китае — 28, в Германии и Франции — по 65 тракторов.

Сейчас в России рынок отечественной тракторной техники далек до насыщения: его потребность в ассоциации «Росспецмаш» оценивают в 25 тысяч машин в год. Свыше 30% из них выпускается в России. В 2018 году отечественные заводы выпустили 7 046 тракторов (данные Росстата). Грубо это количество можно разделить на три практически равные части: российские машины, белорусские российской сборки и зарубежные российской сборки. Оставшуюся большую часть рынка делят между собой импорт из стран ЕАЭС (в основном, из Беларуси и Казахстана) и импорт из дальнего зарубежья (в частности, из Китая и Японии).

Пока что Ростсельмаш полностью обеспечивает потребности российских аграриев только в тракторах мощностью 250-583 л. с. Для удовлетворения существующего спроса уже в ближайшем будущем владельцы компании Ростсельмаш планируют построить полноценный тракторный завод. Здесь собираются выпускать всю линейку тракторов (малой, средней и большой мощности), общие объемы производства будут увеличены, как минимум, втрое. В ГК Ростсельмаш потенциал отечественного рынка тракторов только одной линейки (мощностью 430-600 л. с.) оценивают примерно в 400 единиц ежегодно.

Расширение линейки, а также локализация различных серий тракторов, позволяет компании   Ростсельмаш не только укреплять существующие рыночные позиции, но и развиваться как одному из самых мощных производителей отечественной сельхозтехники. Работать в перспективе на максимально широком поле российского АПК.