Комбайновое прошлое MF

В немецком городке Эшвеге когда-то располагался крупный завод по производству зерноуборочных комбайнов, который выпускал их в невероятном количестве. Мы хотим пролить свет на эту главу истории сельскохозяйственного машиностроения.

MF 685 с шириной захвата 2,5 м с 1959 по 1967 год был крупнейшим комбайном из Эшвеге. Принадлежит он Зеппу Ланцингеру из Фраунберга (Бавария)

80 лет назад традиционную технологию уборки зерновых ожидали поистине революционные перемены. В 1929 году имеющий представительства по всему миру канадский производитель Massey-Harris изготовил на своем заводе, расположенном в Кёльне-Вестхофене, первый прицепной зерноуборочный комбайн. В 1938 году появились уже самоходные зерноуборочные комбайны. Однако первые самоходные модели МН 726 и МН 780, предназначенные специально для европейского рынка, были созданы не в Кёльне, а в шотландском Килмарноке. Война не дала крестьянам Германии возможность воспользоваться этими революционными машинами.

В 1945 году предприятие в Кёльне‑Вестхофене было разрушено до основания.
Massey-Harris восстановил его и именно здесь начал разработку небольшого самоходного зерноуборочного комбайна. Небольшого, поскольку почти все модели, выпускаемые на заводах Франции, Англии и Шотландии, для основной массы немецких крестьян были слишком громоздкими и недоступными.
И конструкторы, и машиностроители компании достойно справились с поставленной задачей, выпустив в 1952 году первый изготовленный в Германии колесный самоходный зерноуборочный комбайн. В одно и то же время, в 1953 году, вместе с новым самоходным Claas SF на выставке DLG (Германского сельскохозяйственного общества) в Кёльне был представлен Massey-Harris MD 630. Оба комбайна, но прежде всего более простой Massey-Harris, в течение многих последующих лет оставались прототипами зерноуборочных машин для большого числа производителей.
Технические характеристики MD 630 были поистине впечатляющими: жатка с шириной захвата 1,75 м, двигатель от Volkswagen мощностью 22 л. с. и зерновой бункер в качестве опции вместо установки для наполнения мешков. Гидравлики в те времена еще не было, и все же комбайн стал действительно революционным, поскольку в значительной степени ускорил сбор зерновых.

Этот MF 30 1966 года выпуска оснащен 29‑сильным двигателем от Volkswagen. Фотография сделана в 2010 году, когда машина принадлежала Матиасу Кайтеру из Тённисхаузена (Вестфалия)

05092016_0_1.jpg

Massey-Harris и его новоиспеченному детищу MD 630 предстояло решить целый ряд серьезных задач.
Первая из них состояла в том, чтобы донести до фермеров преимущества новой технологии уборки урожая. Вторая заключалась в создании на территории Германии дилерской сети. А в‑третьих, в 1953 году компания объединилась с крупнейшим производителем тракторов Великобритании, Ferguson. В последующие годы объединенный концерн превратился в крупнейшего мирового лидера по производству сельскохозяйственной техники, и именно зерноуборочные комбайны внесли огромную лепту в становление этого мирового бренда. Кроме как на предприятии в Кёльне эти машины производились на заводах Massey-Harris-Ferguson в городах Лилле (Франция), Килмарноке (Шотландия) и Брантфорде (Канада). Начиная с 1955 года именно в Германии спрос на доступные по цене небольшие комбайны стал стремительно расти. В том году руководство концерна приняло решение перенести производство сельхозмашин и зерноуборочных комбайнов из Кёльна-Вестхофена в Эшвеге, расположенный на севере земли Гессен. Такое решение было обусловлено двумя причинами. Во‑первых, поставщик прессов Massey-Ferguson, ком- пания Raussendorf из Зингвица (Саксония), после войны обосновалась именно в Эшвеге. Между этими двумя фирмами уже давно су- ществовали тесные деловые связи. А во‑вторых, земля Гессен поощряла заселение тогдашней вновь образованной приграничной территории. В цеха Raussendorf начали активно инвестировать, и с 1958 года концерн, получивший новое название Massey-Ferguson, едва успевал удовлетворять спрос на зерноуборочные комбайны. К 630‑й модели добавилась 685 S с рабочей шириной 2,40 м. Более мощные зерноуборочные комбайны с шириной захвата жатки 3,60 м выпускались на заводах во Франции и Шотландии. После поглощения производителя дизелей, компании Perkins, комбайны Massey-Ferguson стали все чаще оснащаться дизельными агрегатами Perkins. В 1958 году семья Раушендорф вышла из состава собственников концерна.

05092016_0_2.jpg

Самым крупным построенным в Эшвеге комбайном был Тип 187 с шириной захвата до 3 м, в данном случае в исполнении telescopic, с телескопической жаткой

07092016_0_0.jpg

MHF 630, принадлежащий Тео Ведеполю из Форхельма (Вестфалия), был изготовлен в Кёльне в 1955 году и оснащен прессом от Raussendorf из Эшвеге. Фото: Ланцигер, Ведеполь. Архив Ритцлер

До 1967 года Massey-Ferguson переживал поистине золотой период. С конвейера в Эшвеге сходило до 40 зерноуборочных комбайнов в день и 8500 — в год. Небольшие модели оснащались либо дизелями Perkins, либо бензиновыми двигателями VW. Поначалу на многие машины устанавливались прессы для соломы от Raussendorf. 2850 сотрудников, 364 000 м2 производственной площади, 57 000 м2 площади под крышей имел в своем распоряжении завод в Эшвеге, одно из самых крупных предприятий сельхозмашиностроения Германии. Его головной офис располагался в городе Касселе, примерно в 55 км от завода. В 1960‑е годы, когда наблюдался бум на зерноуборочную технику, Massey-Ferguson совершенно спокойно использовал свое преимущество крупного концерна. Он мог производить комбайны относительно дешево и распределять расходы, связанные с новыми разработками, на большое количество выпускаемых единиц техники.

05092016_0_4.jpg

MF 31 с шириной захвата жатки 1,85 м, тремя соломотрясами и 38‑сильным двигателем был в конце 1960‑х почти самым маленьким комбайном MF из Эшвеге

Однако с 1968 года рынок зерноуборочных комбайнов в Германии и соседних странах начал стремительно сокращаться. Некоторые конкуренты Massey-Ferguson, например Dechentreiter, Köla или Bautz, продолжали заниматься производством зерноуборочных комбайнов. Концерну же было необходимо не только иметь большой запас прочности, но и предлагать интересные технические решения. Так, например, модели 187 и 487, выпускаемые во Франции, оснащались раздвижными (телескопическими) жатками. После того как к 1971 году количество проданных комбайнов резко сократилось, да и другие сельхозмашины оказались далеко не бестселлерами, руководство концерна в Торонто приняло решение, что предприятие в Эшвеге должно сконцентрироваться на производстве гидравлических цилиндров и роликовых цепей. Разработка и производство зерноуборочных комбайнов были перенесены во Францию, на завод в предместье Парижа Сен-Дени. Подразделение в Касселе закрыли, а немецкое представительство перевели в Эшвеге. В 1972 году в Германии закончилось начатое в 1929 году в Кёльне-Вестхофене производство сельскохозяйственной техники Massey-Harris, а в дальнейшем Massey- Ferguson. До 1998 года в Эшвеге находились торговое представительство и склад запасных частей MF. После поглощения концерном Agco и склад, и представительство были переведены в баварский Марктобердорф. Сегодня на бывшем заводе по производству зерноуборочных комбайнов предприятие-преемник производит гидравлические цилиндры и роликовые цепи. Ничто больше не напоминает об одном из крупнейших заводов сельхозмашиностроения Германии. Но многочисленные фанаты техники Ferguson, которые спасли зерноуборочные комбайны от пресса на свалке, каждый год устраивают демонстрацию возможностей этих машин.