И хотя новый ряд Vario 500 пришел на смену Vario 400 бесступенчатой линии Fendt, он все же наследует некоторые общие черты старой серии Favorit 500. Однако, несмотря на то что все новички четырехцилиндровые, их база 2,56 м больше по сравнению со старыми шестицилиндровыми тракторами с механической трансмиссией, имевшими 2,42 м базы. Передняя ось оснащена колесами с ободом 28", и это снова отличие от 400‑х.
На этом различия с 400‑й серией не прекращаются. Передняя подвеска может похвастаться бо́льшим диаметром цилиндров (70 вместо 65 мм), а передняя балка способна нести нагрузку до 4,8 т и даже выше — до 8 т, если скорость движения остается ниже 8 км/ч. Во многих других отношениях Vario 500 похож на старшие модели 700‑й серии — сходные внешний вид, кабина и размещение органов управления. На самом деле в нем все почти так же, как в старых 400‑й, 700‑й, 800‑й и 900‑й сериях, что делает жизнь механизаторов при работе на разных моделях намного проще. Поставщиком силы для Vario 500 является Deutz TCD4,1 — рядный четырехцилиндровый мотор, который для соблюдения норм токсичности ОГ Stage IIIB использует SCR с Ad‑Blue. Хотя 512‑й и 513‑й имеют электронное управление регулятором давления наддува, более мощные 514‑й и 516‑й — 515‑я модель в списке Fendt отсутствует — снабжены системой механического управления. Чтобы увидеть, как этот двигатель работает на флагмане Vario 516, мы отправили наш подопытный трактор в DLG (Немецкое сельскохозяйственное общество). В брошюре 516‑му приписано 110 кВт / 148 л. с. стандарт ECE R24), тогда как на динамометре DLG он выдал на вал 104 кВт / 140 л. с. Заявленная максимальная мощность впечатляет не меньше — 121 кВт / 162 л. с. при 1800 об/мин. Во время испытаний трактор выдал на ВОМ 114 кВт / 153 л. с. Прирост крутящего момента, 45 %, и участок постоянной мощности на протяжении 30 % оборотов тоже являются достойным результатом. А теперь цифры, о которых так любят говорить в Fendt, — удельный расход топлива и AdBlue. В нашем тесте были зафиксированы 253 г/кВт·ч (плюс 24 г/кВтч AdBlue) при номинальных оборотах и 230 г/кВт·ч (27 г/кВт·ч) при максимальной мощности, и оба результата удовлетворительные. Во время тяговых работ эти значения возросли до 301 г/кВт·ч при номинальных оборотах и 274 г/кВт·ч при максимальной мощности, что снова хорошо. Расчетная тяговая мощность составила 85 кВт / 114 л. с. при номинальном числе оборотов и 94 кВт / 126 л. с. при максимальной мощности, что приемлемо по обоим пунктам.
Испытания по методике Powermix на полевых работах также показали впечатляющие результаты: 516‑й работал экономичнее усредненной модели: 276 г/кВт·ч, что на 6 % лучше среднего результата на момент испытаний. Для сравнения: в мае 2009 года Vario 415 на испытаниях по программе Powermix показал в среднем 280 г/кВт·ч. Во время транспортных испытаний 516‑й достиг средних значений 549 г/кВт·ч при скорости 40 км/ч и 560 г/кВт·ч при 50 км/ч — отличные результаты в обоих заездах! На всех видах работ двигатель и трансмиссия находятся в гармонии друг с другом. Основное наше недовольство состояло лишь в том, что трактористу по‑прежнему необходимо переключать диапазоны вручную и нет автоматического стояночного тормоза.
Четырехцилиндровый двигатель Deutz выдал великолепную кривую мощности и отлично работает с бесступенчатой трансмиссией. В наших испытаниях экономия топлива была превосходной
Новым является то, что стоп‑сигналы теперь включаются при торможении трансмиссией. Более того, четырехпозиционный переключатель акселератора теперь работает в режиме педали, а автоматическая система управления трансмиссией сама определяет потребную тягу. Если оператор поднимает ногу с педали, трансмиссия не уменьшает скорость так же быстро, как увеличивала ее, позволяя трактору двигаться более плавно. Управление автоматическим ограничением нагрузки также было доработано. Предусмотрено, что теперь в автоматическом режиме система гибко подстраивается под текущую нагрузку на двигатель, обороты трансмиссии, положение педали движения и т. д. Когда автоматический режим выключен, по умолчанию устанавливается ограничение 14 % для первого диапазона, 19 % — для второго и 7 % — для работы ВОМ. Нам кажется, однако, что было бы лучше просто переключать режимы Eco и Power, хотя система управления трактором TMS автоматически контролирует допустимую скорость и нагрузку для обеспечения наиболее низкого расхода топлива. Что касается отбора мощности, Vario 500 имеет три варианта скорости ВОМ — 540, 540E и 1000 об/мин и несменяемый хвостовик. Если нужен именно сменный хвостовик, то опционально доступны всего два варианта скорости ВОМ — 540 и 1000 об/мин. Согласитесь, это слабо тянет на решение для трактора премиум‑класса.
Теперь о гидросистеме. На Vario 500 резвится устанавливаемый в комплектации Power аксиально‑поршневой насос производительностью 75, а в улучшенной комплектации Profi — 110 л/мин. За дополнительные деньги можно установить насос производительностью 158 л/мин, именно такой и был на нашем тестовом 516‑м, обеспечив заявленные 158 л/мин при мощности 42 кВт — отличный результат! Но не все так хорошо: наш трактор не смог обеспечить заявленный резерв масла 55 л — его фактический запас составил 50 л; однако справедливости ради надо отметить, что этого вполне достаточно для трактора такого размера. В свое оправдание в Fendt говорят, что из 55 л 5 л удерживается намеренно, чтобы насос не работал всухую даже на холмистой местности.
Уровень шума под нагрузкой 74 дБ (A) средний, но пространство и комфорт на высшем уровне
Приборная доска переполнена информацией, кроме того, некоторые управляющие кнопки закрыты рулевым колесом
Подлокотник оформлен так хорошо, что, кажется, лучше не бывает. Критика джойстика и терминала ограничена лишь незначительными придирками. Блистерные кнопки можно выполнить отличными друг от друга не только по цвету, но и с некоторыми вариациями форм — это сделает их легкоразличимыми
Число золотников в комплектации Profi доходит до пяти задних и двух передних. Управление по времени имеется, а вот по расходу — нет, да и для бренда премиум‑класса было бы хорошо иметь внешнее управление золотниками на обоих крыльях, а не только на одном. Еще одним пунктом списка желаний является наличие на тракторе детектора фронтального погрузчика, ведь так, как это сделано сейчас, управлять желтым и синим золотником с земли невозможно. С точки зрения безопасности оператор не может активировать плавающий режим или управление по времени, когда, скажем, задействован выгрузной шнек.
Пару слов о механизме навески с его похвальной, измеренной на испытательной станции DLG, грузоподъемностью 6672 даН. Кстати, операторы, пересевшие на Fendt, оценят практичные и удобные стабилизаторы. И еще один момент: скорость корректируется автоматически в зависимости от нагрузки, поэтому установленная скорость поддерживается всегда. Посмотрим на трактор спереди: фронтальная навеска выжала 2287 даН на протяжении всего подъема, и она обеспечивает также позиционное регулирование и плавающую функцию. Переход от одинарного к двойному действию осуществляется с помощью клапана у передней оси. Ходовая часть всегда была сильной стороной Fendt, и наш подопытный трактор поддержал репутацию, достигнув весьма компактного диаметра поворота 11,6 м при передних шинах 540/65 R28 и ширине колеи 1,88 м. Амортизация передней оси трактора для пущего эффекта работает совместно с пневматической подвеской кабины, в то время как приятно управляемые тормоза 516‑го обеспечивают замедление 4,9 м/с2. При торможении массы 10,5 т, включающей 6,4 т самого 516‑го и более 4 т полезной нагрузки, проблем у нас не было.
Нам понравилась система рулевого управления Vario Active, которой от упора до упора достаточно лишь одного поворота рулевого колеса — идеально для работы с погрузчиком. Прыжок в просторную кабину — и возникает ощущение, что ты попал на испытания 724‑го трактора году так эдак в 2013‑м. Возможно, с эстетической точки зрения всем нравится высокое, задранное на крышу ветровое стекло, однако если вы хотите использовать Vario 500 в качестве погрузчика, то не найдете никаких аргументов против того наслаждения, которое получите от отличного беспрепятственного вида, например, во время укладки тюков.
Доступ слева — это хорошо, но опциональная правая дверь имеет вертикально расположенные ступени, делающие ее менее практичной. Установленный на подлокотнике дисплей поворачивается вместе с сиденьем, однако крепление не позволяет оператору привести его в оптимальное положение. Кроме того, хотелось бы знать, когда же терминал Vario получит тот же тип стекла экрана, который используется в смартфонах и планшетах.
В Fendt уже внесли ряд изменений в руководство по системе управления Vario‑Guide. Функция Auto‑TeachIn является частью пакета для работы с GPS и картами, автоматически запуская систему управления при развороте в конце гона, как только вы позволите или начнете поворот. К недостаткам можно отнести не полностью автоматическую функцию Auto‑return; вдобавок не так‑то просто сохранить последовательность TeachIn, ведь для этого нужно перемещаться по нескольким меню для выбора требуемых функций. Мы предпочли бы иметь более прямой доступ к настройкам всех меню. Кроме того, внесем в список пожеланий и две кнопки на подлокотнике — для изменения и быстрой активации скорости из памяти.
Fendt 516 Vario: красная кривая показывает зарегистрированную грузоподъемность (90 % от максимального подъема) как непрерывную подъемную силу на концах тяг, тогда как желтая кривая иллюстрирует грузоподъемность при укороченных подъемных рычагах — больше чем 550 даН дополнительной подъемной силы при меньшем на 5 см ходе подъема. Рост кривой усилия доказывает, что тяги 516‑го не обеспокоены нашей 4‑тонной культиватор‑сеялкой.
В механизме навески царит полный порядок, а стабилизаторы являются образцом для подражания. Грузоподъемность 6,6 т великолепна, а высокопроизводительный насос обеспечивает хорошую подачу. Заметно отсутствие внешнего управления на правом крыле
Уровень шума в кабине под нагрузкой был 74 дБ (A), и это хорошо. Чувствовались небольшие вибрации на холостом ходу, но они исчезали при увеличении числа оборотов двигателя с 800 до 850 в минуту. Светодиоды выполняют работу верхнего света, в то время как зеркала включают в себя все — и обычное, и не столь обычное: электрическую регулировку, автоматическое отопление, когда температура опускается ниже 12 °C, и широкоугольные стекла.
Итак: Vario 516 во время испытаний произвел хорошее впечатление своей управляемостью и функциональностью. Почти все этапы испытаний были отмечены оценкой «хорошо» или «очень хорошо». Однако, как это всегда бывает с Fendt, его цена в настоящее время является основным препятствием для покупки. Поэтому при выборе нужно четко понимать, что́ вы получите, взяв этот трактор, и оправдают ли его способности те деньги, что за него заплатили.
Текст и фото: Хуберт Вильмер
Двигатель: 110 кВт / 148 л. с. (ЕСE R24) при 2100 об/мин; водяное охлаждение, 4 цилиндра Deutz TCD4,1 L4, Stage IIIB (Tier 4i) с использованием SCR‑катализатора и AdBlue; промежуточное охлаждение; рабочий объем 4,1 л, топливный бак 298 л и бак AdBlue 31 л.
Трансмиссия: бесступенчатая коробка Vario ML 90 с двумя диапазонами, переключаемыми вручную, для полевых и транспортных работ, быстрый реверс, круиз‑контроль; скорость вперед 0,02–50 км/ч (при 1800 об/мин) и скорость назад до 33 км/ч.
Тормоза: мокрые дисковые тормоза на задней оси, включение передней оси; аккумуляторный ручной тормоз; пневмопривод, воздушный тормоз.
Электрооборудование: 12 В, аккумулятор 180 А·ч; генератор 200 А, мощность стартера 4,0 кВт / 5,4 л. с.
Навесное устройство: категория II/III; ELC с силовым регулированием; опциональные передняя навеска и ВОМ.
Гидравлика: аксиально‑поршневой насос 158 л/мин (стандартный 110 л/мин), 200 бар, до семи секций гидрораспределителя (пять назад и две вперед), управление по времени и расходу, запас масла для прицепных или навесных машин 55 л.
ВОМ: 540/540E/1000 или 540/1000; сменный хвостовик 1⅜ дюйма, 6 или 21 шлица, электрогидравлическое включение.
Ходовая часть: фланцевые оси, блокировка дифференциала многодисковой фрикционной муфтой, электрогидравлическое включение переднего моста; шины 540/65 R28 на передней и 650/65 R38 на задней оси.
Сервис и техническое обслуживание: масло двигателя 10 л (интервалы замены масла: 500 ч.); 29 л масла трансмиссии (2000 ч.), масло гидравлики 69 л (1000 ч.), система охлаждения 29 л.
Мощность на ВОМ Максимальная (1800 об/мин) 113,7 кВт При номинальных оборотах 103,5 кВт
Расход топлива/AdBlue Удельный расход при максимальной мощности 230 + 27,2 г/кВт·ч Удельный расход при номинальных оборотах 253 + 24,1 г/кВт·ч Часовой расход при максимальной/ номинальной мощности 31,3/31,3 л/ч
Крутящий момент Максимальный 681 Н·м (1500 об/мин) Приспособляемость по моменту 45 % Приспособляемость по частоте 29 % Пусковой момент 109 %
Трансмиссия Число передач в диапазоне 4–12 км/ч Бесступенчатая
Грузоподъемность передней навески (90 % максимального давления масла) Внизу/посередине/вверху 2287/2703/3506 даН Высота подъема под нагрузкой 72,9 см (18,0–90,9)
Гидравлическая система Рабочее давление 197 бар Максимальный расход 158 л/мин Максимальная мощность 42,1 кВт (149 л/мин, 169 бар)
Тяговая мощность Максимальная (1800 об/мин) 94,4 кВт (274 г/кВт·ч) При номинальных оборотах 85,0 кВт (301 г/кВт·ч)
Уровень шума (под нагрузкой, возле уха оператора) Кабина закрыта/открыта 74,0/79,5 дБ (А)
Тормоза Максимальное замедление 4,9 м/с2 Усилие на педали 30,4 даН
Диаметр поворота При выключенном приводе переднего моста 11,60 м
Взвешивание Нагрузка на переднюю ось 2490 кг Нагрузка на заднюю ось 3910 кг Снаряженная масса 6400 кг Максимальная масса 10 500 кг Допустимая полезная нагрузка 4100 кг Удельная масса 53 кг/кВт Колесная база 256 см Колея передних/задних колес 188/186 см Дорожный просвет 50 см
Оценка ставится по 10‑балльной шкале.
Двигатель Эксплуатационные характеристики 8 Расход топлива 8 Мощность на ВОМ / тяговая мощность 6 Высокие показатели статистики и кривой мощности; скромный расход топлива, но для обеспечения соответствия Stage IIIB необходимо использовать AdBlue; средняя тяговая мощность.
Трансмиссия Передаточные числа / функциональность 10 Переключение передач 8 Сцепление/акселератор 9 ВОМ 6 Ручное переключение диапазонов, но отличное управление узлом двигатель/трансмиссия; левое и правое управление быстрым реверсом, только три скорости ВОМ.
Ходовая часть Управляемость 9 Полный привод и блокировка дифференциала 9 Ручной и ножной тормоза 7 Подвеска передней оси и кабины 9 Масса и полезная нагрузка 8 Отзывчивое рулевое управление и небольшой диаметр поворота; хорошая маневренность; комфортная езда; надежные тормоза; низкая снаряженная масса.
Навесная система / гидросистема Грузоподъемность и высота подъема 8 Эксплуатация 9 Гидравлическая мощность 8 Гидрораспределитель 9 Соединительные муфты 10 Хорошая грузоподъемность; практичные стабилизаторы; хорошая гидравлическая мощность на выходе из насоса; качественные задние распределители и соединительные муфты.
Кабина Объем и комфорт 9 Обзорность 9 Обогрев/вентиляция 7 Уровень шума 8 Электрооборудование 8 Конструкция 8 Обслуживание 8 Внутреннее пространство, качество отделки и уровень комфорта первоклассные; допустимый уровень шума под нагрузкой; система вентиляции в зоне головы.
Положительные
Ремень безопасности на мягком пассажирском сиденье аккуратно убирается
Есть удобные гнезда для аудиосистемы и радио рядом с панелью управления климат‑контролем
Рабочего света хватает сполна для хорошего освещения в ночное время
Отрицательные
Правая дверь опциональная, но вертикальные ступени лестницы затрудняют ее использование
Инструментальный ящик может открыться в пути и не имеет уплотнения, поэтому он может испачкаться
Одинаковые кнопки управления означают, что оператор должен смотреть на них, чтобы увидеть, что есть что
Фермер Роб Пирсон нагонял на своем Vario 516 более 1000 ч.
516 Profi с погрузчиком Cargo 4X80, заменяющий Fendt 415, для Роба Пирсона стал основной рабочей лошадкой. Комплект машин включает комбинированную косилку Pöttinger, комбинированную сеялку с уплотнительным катком с шириной захвата 3 м, 4‑корпусной плуг Kuhn, 6‑метровую машину для подрезки живой изгороди и пресс‑подборщик Welger 435. Там, где старый 415‑й расходовал в среднем 8,8 л/ч за 1000 часов работы, сейчас 516‑й потребляет 10,5 л/ч топлива и 0,5 л/ч AdBlue с теми же машинами, за исключением косилки на передней навеске. На транспортных работах он потребляет на 3 л/ч больше топлива и не такой бодрый, хотя последнее определяется программным обеспечением. На полевых работах он заметно лучше. Работать стало комфортнее — кабина заслуживает похвалы: поскольку вначале стандартный вентилятор 516‑го не обеспечивал водителю прохладу, теперь на Fendt стоит климат‑контроль; Пирсон ждет наступления жаркой погоды, чтобы увидеть, есть ли заметное улучшение. Он согласен с мнением о грязи в инструментальном ящике, а когда поднимается в кабину, думает, что стеклоочистителю следовало бы охватывать большую площадь ветрового стекла.
Весной и летом Колин Пенни кооперируется с другими фермерами для уборки 485 га травы комбинированной косилкой Kuhn FC313 и сгребания в валки 1000 га валкообразователем Claas
Свыше 500 ч. с косилкой McConnel PA650, почти 160 га с 4‑корпусным плугом переменной ширины захвата Kverneland и 280 га с 3‑метровой комбинированной сеялкой Kuhn/Accord — Колин Пенни уже нагонял более 1600 ч. на своем 514‑м. Отказ от John Deere 6430 дал преимущество в 20 л. с. и бесступенчатую трансмиссию. Бесступенчатая трансмиссия заслуживает похвалы, поддерживая обороты ВОМ при изменении скорости движения трактора. При посеве обороты двигателя устанавливаются вручную и активируется круиз‑контроль, поэтому Vario остается отрабатывать остальное, так как в поле нагрузка на двигатель меняется. Кабина первоклассная по обзорности и комфорту, хотя подвывание трансмиссии является проблемой при использовании встроенной системы hands‑free для телефона. Машина дороже аналогов в среднем на 40 %, но Колин говорит, что повышение производительности и снижение усталости с Fendt того стоит. 514‑й с комбинированной сеялкой потребляет около 20 л/ч топлива про‑ тив 30 л/ч у 6430‑го. Даже с расходом 0,5 л/ч AdBlue у 514‑го это все еще немалая экономия. На легких работах разница меньше.
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.