Свинец вместо дизеля — погрузчик Weidemann

Впервые компания Weidemann представит свой погрузчик eHoftrac 1160 в России на выставке AGROSALON в октябре этого года. Представляем подробный обзор этой новинки.

Ш-ш-ш… Чрезвычайно маневренный eHoftrac занимается своим делом с треском и гулом, но без тарахтения и дыма дизеля

Что это?! Компактный полноприводной погрузчик без запаха дизельного топлива и с бесшумно работающим двигателем? Он прекрасно подойдет для работы в закрытых помещениях или на фермах с пугливыми животными. Все, что нам нужно для питания машины, — это электро энергия и немного времени. EHoftrac напичкан аккумуляторами и умной электроникой, и по мнению производителя, популярность таких силовых установок будет расти, ведь нормы выбросов для небольших дизелей постоянно ужесточаются. И хотя эта задумка не нова — электрические промышленные погрузчики использовались в течение многих десятилетий, — в настоящий момент концепция впервые была применена именно к сельскохозяйственной машине. 

04092016_2_1.jpg

Стандартный гидрообъемный привод заменен электродвигателем мощностью 6,5 кВт, который приводит в движение все четыре колеса

04092016_2_2.jpg

Что? Нет «живого» Perkins? Место в моторном отсеке eHoftrac заняли аккумуляторы и блоки управления

EHoftrac 1160 имеет два электродвигателя: один, мощностью 6,5 кВт, предназначен для колесного привода, другой, мощностью 9 кВт, — для гидравлических. Оба питаются от обычных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей весом 0,4 т и емкостью 240 А·ч, выдающих 48 В постоянного тока. Очевидно, что эти агрегаты будут производить меньше шума, чем дизель Perkins и гидрообъемный привод на обычной версии погрузчика 1160. При этом Weidemann заявляет о 90%-ном КПД трансмиссии, что, естественно, выше, чем у традиционной модели. Но это еще не все плюсы: надо учесть тот факт, что электродвигатель, как и паровая машина, развивает свой максимальный крутящий момент при нулевых оборотах — работая, можно почувствовать, что eHoftrac очень резво стартует с места. Регенеративная тормозная система вполне обычной конструкции заряжает аккумуляторы, как только машина начинает двигаться накатом, и делает это настолько хорошо, что погрузчик способен остановиться, стоит вам убрать ногу с педали газа. Помимо этого, обычные гидравлические тормоза обеспечивают еще большее тормозное усилие для безопасной эксплуатации погрузчика весом 2,35 т, способного развивать скорость 15 км/ч. По сравнению с eHoftrac дизельная версия легче — она весит 1,91 т. Электродвигатели старой конструкции набирают скорость путем постепенного изменения подаваемой от блока резисторов мощности. Этот способ удобен, однако обеспечивает ступенчатое изменение скорости и слишком расточителен для аккумуляторов. Современный подход заключается в возможности управления частотой питания электродвигателя переменного или постоянного тока. В Weidemann используется постоянный ток, здесь педаль газа связана с роторным потенциометром: когда водитель перемещает педаль, изменение выходного напряжения регистрируется блоком управления, который пропорционально модулирует частоту питания двигателя, управляя тем самым как скоростью, так и крутящим моментом. Ответная реакция педали на протестированном нами прототипе на малой скорости была нелинейной, что делало точное управление затруднительным. Представитель Weidemann заявил, что сервисный инженер может изменить характеристики систем управления и рекуперации с помощью ноутбука, добавив, что указанные недостатки будут полностью устранены до начала серийного производства.

Приводы колес и гидравлики активируются с помощью обычного клавишного переключателя. Для безопасности и экономии энергии во время стоянки погрузчика водительское сиденье снабжено датчиком присутствия водителя, который, когда тот покидает рабочее место, активирует также и стояночный тормоз. Кроме того, тормоз активируется автоматически, если вдруг все батареи на борту разрядятся. Работа водителя облегчается и благодаря системе удержания на склонах, которая непосредственно связана с тормозами. Система активирует стояночный тормоз и отключает приводной двигатель, когда eHoftrac останавливается и стоит на склоне более 5 секунд, а когда водитель нажимает на педаль газа, система отпускает тормоз. Это делает управление при движении в гору очень простым, и конечно, вы не сможете «заглушить» электродвигатель.

Повернув ключ «зажигания», вы услышите немногое — только слабый гул приводимых электродвигателем в движение гидравлических насосов, которые располагаются на уровне ног водителя снизу с левой стороны. Когда тот использует джойстик, сигнал потенциометра передается на отдельный регулятор частоты, который изменяет скорость работы двигателя, обеспечивающего подачу насосом необходимого объема масла. В режиме ожидания двигатель не работает, чтобы минимизировать потребление энергии. Излишний вес электропогрузчика, как утверждает производитель, является преимуществом, так как позволяет машине брать дополнительные 400 кг полезной нагрузки в ковш или на вилочный захват.

04092016_2_3.jpg

Разъемы зарядного устройства водонепроницаемые. Заявленный ожидаемый срок службы зарядного устройства — 1500 циклов зарядки/разрядки

04092016_2_4.jpg

На панели приборов есть индикатор времени работы и графическая полоса, показывающая полноту заряда батареи. На серийных моделях оба дисплея будут объединены в цифровую панель

04092016_2_5.jpg

Педаль газа приводит в действие большой роторный резистор (справа). Ответная реакция работы двигателя может быть адаптирована к конкретным условиям работы или пожеланиям оператора с помощью ноутбука

Время, на которое хватает одной зарядки, а также время, необходимое для самой зарядки, — одни из главных показателей любых электрических машин. Weidemann считает, что укомплектованный стандартной аккумуляторной батареей eHoftrac 1160 хо- рош для 5‑часовой эксплуатации на легких работах; на тяжелых работах это время, естественно, уменьшается. Опциональный блок батарей имеет емкость 300 А·ч и может продлить время эксплуатации погрузчика, но будет стоить дополнительных денег. В любом случае, время работы батарей можно увеличить, если в течение рабочего процесса периодически устраивать им «передышку». Время с нуля до полной зарядки составляет 6 часов, а более мощный комплект батарей увеличивает этот показатель еще на 2 часа. Но что делать, если для вас это слишком долго? Компания Weidemann также разработала модуль быстрой зарядки для второго блока батарей, так что вы сможете менять блоки за считанные минуты и продолжать работу. Звучит заманчиво, но мы не получили возможности увидеть это наглядно. Стабильность характеристик батарей в течение общего срока их службы имеет особое значение, в частности, для покупателей подержанной техники. Weidemann рассчитывает приблизительно на 1500 циклов зарядки/разрядки или на срок около 4 лет ежедневной эксплуатации машины. Однако эти значения могут быть достигнуты только при выполнении двух основных условий. Во‑первых, важно начинать повторную зарядку не ранее, чем индикатор на панели приборов покажет снижение заряда батарей до 20 %, но и дожидаться глубокой разрядки тоже не следует. В противном случае электронный контроллер отключит двигатели, как только заряд батареи упадет ниже безопасного порога. И во‑вторых, так как все свинцово‑кислотные ячейки теряют во время зарядки воду, нужно следить за этим. Хотя Weidemann позволяет легко решить задачу с помощью системы автозаполнения: она берет на себя эту функцию, стоит лишь подключить машину к источнику с дистиллированной водой.

Дополнительные подробности
- Для фар и прочих потребителей энергии используется напряжение 12 В.
- Weidemann утверждает, что, в отличие от литий-ионных батарей, используемых на дорожных транспортных средствах, у обычных свинцово‑кислотных более широкий диапазон рабочих температур.

Итак: Weidemann eHoftrac 1160 идентичен своему дизельному собрату, кроме электродвигателей и заряжающихся от сети аккумуляторов. Один двигатель приводит в действие четыре колеса, второй отвечает за работу гидравлической системы. Время работы со стандартными батареями рассчитано на 5 часов, время зарядки — 6 часов. Производятся модели в Великобритании.