Гусеничный трактор ТЛС-5 «Барнаулец»

Погоня за мобильностью, энергонасыщенностью и возможностью передвигаться по асфальтированным дорогам общего пользования практически полностью уничтожила гусеничное тракторо строение в стране. Но, согласитесь, с некоторыми работами гусеничные тракторы справляются гораздо лучше и бережнее по отношению к почве, чем тяжелые колесные. Не зря еще в советские времена во многих хозяйствах к обработке вспаханных земель допускались только гусеничные тракторы.

Завод «АЛТАЙЛЕСМАШ», специализирующийся на производстве гусеничной техники для работы в лесной, нефтяной и газовой отраслях, с недавнего времени приступил к разработке и производству гусеничных тракторов для работы в сельском хозяйстве. В настоящее время аграриям предлагаются гусеничные тракторы 5 тягового класса. Активно ведутся разработки гусеничных тракторов 4 и 3 тягового класса, а также разрабатывается колесный трактор 4 тягового класса (аналог Т-150). И в этой статье мы познакомим вас с гусеничным трактором ТЛС-5 «Барнаулец» и рассмотрим его основные технические особенности.

Гусеничный трактор ТЛС-5 «Барнаулец» предназначен для работы в лесном и сельском хозяйстве в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными гидрофицированными машинами и орудиями. Номинальное тяговое усилие, создаваемое трактором на стерне, — 80 кН. Такого усилия с запасом хватает для уверенной работы на вспашке земли восьмикорпусным плугом от трактора К-700. Трактор ТЛС-5 может оснащаться двумя двигателями на выбор:

  • 8-цилиндровым V-образным атмосферным дизельным ЯМЗ-238ГМ2 рабочим объемом 14,8 л и номинальной мощностью 180 л. с.; максимальный крутящий момент — 883 Н·м; номинальная частота вращения коленчатого вала — 1700 об/мин;
  •  6-цилиндровым рядным турбированным дизельным Д-461-17И-2 рабочим объемом 11,2 л и номинальной мощностью 200 л. с.; максимальный крутящий момент — 927 Н·м; номинальная частота вращения коленчатого вала — 1800 об/мин.

Для легкого запуска при отрицательных температурах трактор оборудуется предпусковым автономным подогревателем двигателя, управление которым осуществляется с пульта в кабине. Подогреватель запускается всего двумя нажатиями на пульте, после чего он переходит в полностью автоматический режим работы. На дисплее пульта управления в любой момент можно проверить температуру охлаждающей жидкости двигателя. 

фото 5.1..JPG фото 5.JPG фото 5.2..JPG 
В передней части установлены LED-фары

Также для работы в холодное время года на радиаторе установлены жалюзи, которыми можно управлять из кабины с места механизатора.

Для доступа и обслуживания моторной установки капот трактора оснащен двумя боковыми щитками с газовыми пневмоцилиндрами по бокам, открывающейся крышкой сверху для доступа к расширительному бачку и обслуживания генератора, а также дополнительной крышкой, под которой расположена заливная горловина гидравлического бака. Передняя решетка радиатора тоже имеет функцию быстрого открытия для очистки радиаторов и снабжена газовыми пневмоцилиндрами.

фото 1 (1).JPG
Трактор ТЛС-5 с навесным плугом FINIST ПЛН-8-35

фото 8.JPG
Легкий доступ к радиаторам для обслуживания и очистки

Топливный бак объемом 440 л установлен сзади за кабиной трактора. Он оснащен датчиком контроля остатка топлива, показания которого выводятся на панель приборов в кабине. Муфта сцепления — двухдисковая, постоянно замкнутого типа, с гасителем крутильных колебаний.

Педаль управления сцеплением оснащена гидравлическим усилителем. Передача крутящего момента от муфты сцепления к раздаточной коробке происходит при помощи карданной передачи. Для обеспечения плавного и безударного включения передач карданный вал имеет тормозок для остановки вращающихся валов после выключения муфты сцепления. Коробка передач трактора — механическая, 4-ступенчатая, с подвижными шестернями. Она оснащена реверс-редуктором, который позволяет получить три диапазона передач: основной, пониженный и заднего хода. 

В итоге трактор имеет восемь передач переднего и четыре передачи заднего хода. Переключение передач и выбор диапазона реверс-редуктора осуществляется рычагами, расположенными в кабине слева от сиденья механизатора. Скорость движения трактора вперед — от 2,8 до 12,8 км/ч, назад — от 4 до 8 км/ч.

фото 11.JPG
Бортовой компьютер и оборудование системы дистанционного контроля топлива

фото 9.JPG
Система дистанционного контроля топлива

Задний мост состоит из сдвоенного одноступенчатого планетарного механизма поворота, тормозов планетарного механизма, остановочных тормозов и механизмов управления тормозами. Тормоза планетарного механизма служат для выполнения плавных поворотов трактора, остановочные — для крутых поворотов. Остановочный тормоз левого борта также выполняет функции горного тормоза и служит для затормаживания трактора во время стоянки на уклонах.

На тракторе применены сухие ленточные тормоза плавающего типа. Регулировка тормозных лент производится через технологические отверстия в задней стенке корпуса заднего моста. Управление поворотами трактора реализуется только двумя рычагами, раздельных педалей тормоза, как на старых советских тракторах, нет. Для того чтобы произвести плавный поворот, необходимо плавно потянуть один из рычагов. Если необходимо сделать крутой поворот, то рычаг надо потянуть еще дальше — и тогда одна из гусениц полностью затормозится. В приводе рычагов управления применены гидравлические усилители, поэтому утомляемость механизатора во время работы сведена к минимуму.

фото 20.JPG
Ширина звеньев гусеничной ленты 500 мм, а высота грунтозацепов 51 мм

фото 17.JPG
Оригинальная подножка для доступа к моторной установке

Конечные передачи представляют собой одноступенчатые редукторы с цилиндрическими шестернями. В основе трактора — рама сварной конструкции, на которую крепятся все узлы и детали. Днище рамы закрыто перфорированными пластинами, защищающими от повреждений снизу. Ходовая система трактора состоит из направляющих колес с амортизирующим и натяжным устройствами, опорных катков, гусеничных цепей, ведущих колес и подвески.

Направляющее колесо установлено на кривошипе, благодаря которому производится натяжение гусеничной ленты. Заворачивая и выворачивая регулировочный винт, можно менять натяжение гусеницы, а пружина выполняет роль амортизирующего устройства. Подвеска трактора — полужесткая, рычажнобалансирная. Она состоит из рычагов, балансиров и демпфирующих пружин. На переднем рычаге подвески расположен балансир с двумя опорными катками, на заднем — один опорный каток и один балансир с двумя опорными катками. Демпфирующие пружины установлены только над передним рычагом подвески трактора. Для предотвращения провисания гусеничной цепи под ее верхней веткой расположены два поддерживающих катка. Гусеничная цепь состоит из чередующихся цельнолитых пятипроушинных звеньев с удлиненными и укороченными грунтозацепами. Звенья соединены между собой пальцами. Ширина звеньев гусеничной ленты — 500 мм, высота грунтозацепов — 51 мм, шаг звена гусеницы — 150 мм.

Привод гусеницы происходит при помощи ведущего колеса с 11 зубьями. Гидравлическая система рабочего оборудования работает от шестеренчатого масляного насоса НШ-32 с номинальным расходом 68 л/мин. В гидросистеме применен пятисекционный механический гидрораспределитель, который размещен на крышке заднего моста. Управление распределителем осуществляется из кабины трактора соответствующими рычагами, которые воздействуют на секции распределителя через тросовый механизм. Бак гидросистемы объемом 80 л расположен на трубах рамы под кабиной. Для присоединения к трактору гидролиний сельскохозяйственной машины или орудия и предотвращения вытекания масла из гидрошлангов

фото 19.JPG 
Задний рычаг подвески с одним опорным катком и балансиром

фото 24.JPG
Ящик с крышкой для инструментов и принадлежностей с обратной стороны бульдозерного отвала

высокого давления при их рассоединении или аварийном разрыве предназначены три пары быстросоединяемых разрывных муфт. Для присоединения навесных и полунавесных машин и орудий трактор оборудован трехточечным механизмом задней навески грузоподъемностью 5000 кг. Навесное устройство соответствует типоразмеру НУ-4 согласно гостовскому обозначению, то есть трактор рассчитан на работу с теми же агрегатами, что и тракторы «Кировец» К-700. Для облегченного присоединения навесных и полунавесных машин и орудий трактор комплектуется автоматической сцепкой. А для буксировки прицепов и полуприцепов на навеску трактора можно установить гидрокрюк. Помимо заднего навесного устройства, трактор ТЛС-5 «Барнаулец» может оснащаться механизмом передней навески с бульдозерным оборудованием шириной 2550 мм. Данный отвал не предназначен для выполнения профессиональных бульдозерных работ, но с самыми распространенными задачами в сельском хозяйстве он справится легко. Бульдозерный отвал оснащен ножами с двумя режущими кромками, то есть при изнашивании ножа с одной стороны он переворачивается на другую сторону. За счет изменения длины резьбовых подкосов можно регулировать углы резания и перекоса отвала.

фото 16.JPG
Открывающиеся форточки в дверях 

фото 13.JPG
Рычаги управления коробкой передач и реверс-редуктором

Основание передней навески вместе с гидроцилиндрами подъема и  опускания крепится к передней части рамы трактора. С обратной стороны отвала также расположен отсек с крышкой для хранения различных принадлежностей и инструментов. Аналогичный ящик есть и за топливным баком трактора. На тракторе без переднего бульдозерного отвала устанавливается противовес.

Кабина трактора — двухместная цельнометаллическая двухдверная с  жестким каркасом безопасности. Общий объем кабины — 7,7 м3. Сиденье механизатора — подрессоренное, регулируемое по росту и весу с регулируемыми спинкой и выносом вперед. Сиденье пассажира — аналогичное сиденью механизатора. Кабина оснащена системами кондиционирования и отопления, стеклоочистителями лобовых и задних стекол, а также аудиосистемой и автомагнитолой. В крыше расположен люк аварийного выхода. Двери трактора имеют открывающиеся форточки. Внутренние поверхности кабины обшиты облицовочным шумоизолирующим материалом, пол — виброизоляционным. Кроме того, для снижения вибраций каркас кабины установлен на раму трактора через резино-металлические амортизаторы. Опционально трактор может быть оснащен системой дистанционного контроля топлива, которая служит для отслеживания фактического расхода: погектарного, часового, суммарного за смену, а также суммарного рабочего расхода топлива, когда двигатель работал под нагрузкой. Благодаря этой системе можно отслеживать производительность и общий объем выполненных работ.

При этом в кабине устанавливается соответствующее электронное оборудование и активная антенна, которая в режиме реального времени передает всю информацию о тракторе на удаленный компьютер или смартфон. На двигатель в этом случае дополнительно устанавливаются датчики и расходомеры. Для работы в лесу трактор может быть оснащен каркасом безопасности, защищающим кабину и капот от падающих веток или деревьев.

фото 15.1.JPG фото 15.2.JPG 

Итак: несмотря на то что в современном сельском хозяйстве ключевую роль играют колесные тракторы, гусеничные попрежнему остаются востребованными на выполнении отдельных видов работ. Например, на ранневесеннем закрытии влаги гусеничный трактор способен выехать в поле на несколько дней раньше, чем колесный. А, как известно, чем раньше закрыть влагу, тем больше ее останется в земле и урожайность будет гораздо выше.

Текст и фото: Денис Шестеров (LandTech)