Трактор «Беларус-3522» Минского тракторного завода

Ведение сельскохозяйственной деятельности невозможно без современной специализированной техники. Чем больше объем выполняемых работ — тем больше ее должно быть в хозяйстве. В советское время так и было: на поля одновременно выходили несколько агрегатов, выполнявших одну и ту же работу. Этот способ хорош тем, что такая техника — довольно простая в эксплуатации, не требующая особых навыков управления, и если даже какая-то единица выходила из строя, то все остальные машины продолжали работать.

Дневник фермера

фото-3.jpg

На трактор устанавливаются передние колеса 600/65 R34 и задние 710/70 R42

На трактор устанавливаются передние колеса 600/65 R34 и задние 710/70 R42

Минимальный радиус поворота 6,5 м

Минимальный радиус поворота   6,5 м

К сожалению, сегодня такой способ ведения сельхозработ утратил актуальность, и основной причиной стало отсутствие необходимого количества людских ресурсов. Именно это привело к тому, что техника, применяемая для обработки почвы и посева, становится все более широкозахватной, появляются комбинированные агрегаты, которые за один проход выполняют сразу несколько операций, увеличивается рабочая скорость машинно-тракторных агрегатов, что, в свою очередь, позволяет значительно увеличить производительность.

Энергоемкие операции требуют применения мощных и универсальных тракторов, которые смогут обеспечить работу агрегатов на полную даже в самых тяжелых полевых условиях. И эту статью мы посвятили одной из таких машин от широко известного не только в России производителя.

Трактор «Беларус-3522» производства Минского тракторного завода был выпущен в 2010 году. На тот момент он являлся одним из самых мощных сельскохозяйственных тракторов, производимых в Европе. А в 2013-м получил золотую медаль на Всероссийской агропромышленной выставке в Москве.
По истечении лет «Беларус-3522» не утратил актуальности, даже наоборот стал вызывать все бо льший интерес со стороны аграриев. И этому есть рациональное объяснение: мощность, универсальность, богатая комплектация, проверенная временем конструкция и конкурентная цена.
«Беларус-3522» это колесный трактор общего назначения тягового класса 5, он развивает номинальное тяговое усилие 50 кН. Тут стоит сделать уточнение: если на него установлен комплект спаренных шин как на передней, так и на задней оси, а в передней части балластный груз массой 1320 кг, то трактор развивает номинальное тяговое усилие уже 60 кН и относится к тяговому классу 6.

Машина имеет классическую компоновку с передними управляемыми колесами меньшего размера, чем задние. Основная сфера применения трактора энергоемкие сельскохозяйственные работы в тяговом и тягово-приводном режимах в составе широкозахватных и комбинированных агрегатов, в том числе при эшелонированной навеске (когда одна часть агрегата навешивается на трактор спереди, а другая сзади). Помимо этого, трактор уже в базовой комплектации оборудован реверсивным постом управления, который позволяет осуществлять работы с фронтально навесными энергоемкими машинами задним ходом, например с мульчером.

Трактор может комплектоваться одним из трех 6-цилиндровых двигателей разных производителей:

  • Caterpillar C9 рабочим объемом 8,8 л и мощностью 364 л. с. с максимальным крутящим моментом 1694 Н м и коэффициентом запаса 39%;
  • Cummins QSL8.9 рабочим объемом 8,9 л и мощностью 359 л. с. с максимальным крутящим моментом 1500 Н м и коэффициентом запаса 25%;
  • Deutz TCD2013 рабочим объемом 7,2 л и мощностью 357 л. с. с максимальным крутящим моментом 1498 Н м и коэффициентом запаса 40%.

У капота имеются съемные боковины

У капота имеются съемные боковины

Двигатель Deutz TCD2013 рабочим объемом 7,2 л и мощностью 357 л. с.


Двигатель Deutz TCD2013 рабочим объемом 7,2 л и мощностью 357 л. с.

Двигатель Deutz TCD2013 рабочим объемом 7,2 л и мощностью 357 л. с.

Для обзора нам достался трактор с двигателем Deutz, который и применялся на нем изначально. Двигатель оснащен электроуправляемой системой впрыска топлива Common-Rail, а также турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. С целью снижения уровня шума в кабине система воздухоочистки двигателя размещена в подкапотном пространстве, а воздухозаборник совмещен с верхней крышкой капота. Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и деаэрационно-компенсационным контуром. Тепловой режим регулируется с помощью термостата и вязкостной муфты вентилятора. Кстати, привод вентилятора осуществляется от носка коленчатого вала двигателя и редуктора привода переднего вала отбора мощности (ВОМ). Для облегчения запуска в холодное время двигатель оснащается подогревателем впускного воздуха. Запас топлива 640 л.

Для соединения двигателя с трансмиссией применена сухая фрикционная двухдисковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа с металлокерамическими накладками на дисках. Привод управления сцеплением гидростатический с гидроусилителем от подвесной педали сцепления в кабине трактора.
Коробка передач механическая, ступенчатая, с шестернями постоянного зацепления. В ней четыре диапазона для движения вперед и два назад. В каждом по шесть передач, переключаемых на ходу без разрыва потока мощности при помощи гидроподжимных муфт. Помимо этого, трансмиссия оснащена ходоуменьшителем, который позволяет дополнительно получить два диапазона передач переднего и два заднего хода. Всего доступно 36 передач вперед и 24 передачи назад. Скорость движения трактора можно задать от 2,4 до 40 км/ч вперед и от 2,7 до 20 км/ч назад.
Управление коробкой передач происходит при помощи рычагов решение, конечно, не слишком эргономичное, но зато все интуитивно понятно, а информация о включенной передаче высвечивается на панели управления, расположенной справа.
Благодаря гидросистеме трансмиссии с индивидуальным шестеренчатым масляным насосом происходит переключение передач под нагрузкой, обеспечивается принудительная смазка наиболее нагруженных шестерен и подшипников трансмиссии под давлением.
Кроме того, осуществляется управление включением заднего и переднего ВОМ, а также привода переднего ведущего моста и блокировки дифференциала заднего моста. Все благодаря собственному электрогидравлическому распределителю гидросистемы трансмиссии.
Задний мост оснащен дифференциалом, оборудованным многодисковой фрикционной муфтой блокировки, которая блокирует оба задних колеса. Блокировка, помимо выключенного состояния, имеет два режима работы: автоматический и принудительный.
В автоматическом режиме блокировка задних колес активируется только при прямолинейном движении трактора. Разблокирование дифференциала происходит автоматически при повороте направляющих колес на угол свыше 13 или нажатии на обе или одну из двух педалей тормоза или при скорости свыше 16 км/ч. При снижении скорости менее 13 км/ч блокировка снова активируется автоматически.

Панели управления передним и задним навесным устройством абсолютно идентичны

Панели управления передним и задним навесным устройством абсолютно идентичны

Панель управления трактором расположена справа в кабине

Панель управления трактором расположена справа в кабине

Если же необходимо активировать блокировку принудительно, то нужно нажать и удерживать соответствующую кнопку на панели приборов. После ее отпускания блокировка дифференциала отключится. Для повышения крутящего момента на тракторе применены конечные передачи заднего моста с планетарными редукторами.

Рабочие тормоза трактора дисковые, работающие в масляной ванне. Привод тормозов гидростатический, при помощи подвесной педали в кабине трактора. Имеется раздельный привод правого и левого колеса. Стояночный тормоз при помощи рычага в кабине механически воздействует на рабочие тормоза.

Для использования трактора на транспортных работах с прицепами на нем установлен комбинированный пневмопривод, который обеспечивает управление тормозами прицепов и сельскохозяйственных машин, оборудованных как однопроводным, так и двухпроводным пневматическим приводом тормозов. Для этого в задней части трактора имеются соответствующие присоединительные головки. Максимальная масса буксируемого прицепа, оборудованного тормозной системой, 40 000 кг. Функционирование пневматической системы происходит благодаря одноцилиндровому пневматическому компрессору, установленному на двигателе. Запас сжатого воздуха находится в двух ресиверах, расположенных снизу в передней части рамы. Ну и конечно, эта система позволяет накачивать шины.
Гидравлическая система трактора работает на базе аксиально-поршневого гидравлического насоса с максимальной производительностью 160 л/мин. По отдельному заказу на тракторе может быть установлен аксиально-поршневой насос повышенной производительности: до 200 л/мин.

Электроуправляемый гидравлический распределитель управляет задним навесным устройством, а также имеет четыре пары гидровыводов для присоединения выносных гидравлических цилиндров или гидроприводных машин. Максимальная производительность каждой секции может настраиваться от 0 до 98 л/мин.

Электроуправляемый гидравлический распределитель управляет задним навесным устройством, а также имеет четыре пары гидровыводов

Электроуправляемый гидравлический распределитель управляет задним навесным устройством, а также имеет четыре пары гидровыводов

Запас сжатого воздуха находится в двух ресиверах, расположенных снизу в передней части рамы

Запас сжатого воздуха находится в двух ресиверах, расположенных снизу в передней части рамы

Управление секциями гидрораспределителя происходит при помощи двух небольших джойстиков, каждый из которых одновременно управляет двумя секциями гидрорас пределителя. Например, если джойстик переместить вперед, то активируется операция опускание , если назад подъем по одной из секций. Если переместить тот же джойстик вправо или влево, то произойдет аналогичное управление по другой секции. По этому же принципу работает и второй джойстик. Величина потока масла прямо пропорциональна ходу перемещения джойстика. Для включения плавающего режима необходимо переместить джойстик в положение опускание и удерживать таким образом пару секунд.

Для задания фиксированного потока по секции гидрораспределителя нужно установить соответствующий джойстик в положение требуемого потока и, удерживая его, нажать на кнопку, расположенную на верхней части джойстика. Гидравлическая система трактора позволяет запрограммировать до трех программ, в которых одновременно выполняются несколько операций по секциям гидрораспределителя например, подъем рабочих органов сеялки и складывание маркера при выезде из загона и опускание рабочих органов и раскладывание маркера при возврате в загон после разворота. После записи соответствующей программы эти операции будут выполняться нажатием всего одной кнопки.

Для работы с гидромоторами имеется свободный безнапорный слив. Трактор с передним навесным устройством оборудован передней парой гидровыводов с быстросоединяемыми муфтами, а также линией свободного безнапорного слива. Передние гидровыводы, когда они необходимы, подключаются к одной из секций заднего гидрораспределителя.
Заднее трехточечное навесное устройство соответствует категории IV, но может быть переналажено на категорию III, а также для работы с сельскохозяйственными агрегатами, предназначенными для тракторов типа К-700. Максимальная грузоподъемность навесного устройства на оси подвеса 10 000 кг. Помимо классических режимов работы (подъем, опускание, плавающее и нейтральное положение),
навеска трактора имеет позиционный, силовой и смешанный способы регулирования. Подъем и опускание осуществляются при помощи двух гидравлических цилиндров.

Кроме того, при установке навесного устройства с навешенным агрегатом в транспортное положение оно обеспечивает функционирование режима демпфирование . Переднее трехточечное навесное устройство категории II с максимальной грузоподъемностью на оси подвеса 5000 кг и двумя гидроцилиндрами управления. Помимо классических режимов работы переднего навесного устройства, оно может автоматически управляться по позиционному методу регулирования.

Управление задним и передним навесными устройствами осуществляется с двух аналогичных пультов управления, расположенных в кабине справа от сиденья механизатора. А для удобства присоединения навесных и полунавесных машин заднее и переднее навесные устройства имеют дублирующие кнопки управления, расположенные в непосредственной близости к ним. Для привода активных органов присоединяемых машин трактор оборудован передним и задним ВОМ. Задний по умолчанию имеет независимый привод и работает в двух режимах частоты вращения хвостовика: стандартном 1000 и экономичном 1000Е (эко). Дополнительно трактор может быть оснащен ВОМ с частотой вращения хвостовика 1000 и 540Е об/мин. Экономичный режим работы, то есть эко , нужен для экономии топлива на частичных режимах двигателя при работе с машинами, не требующими полной мощности.
При этом заданная частота вращения на хвостовике ВОМ обеспечивается путем снижения оборотов двигателя примерно до 1500 об/мин, когда обычный режим порядка 2200 об/мин.

Передний ВОМ, который обеспечивает привод сельскохозяйственных машин с активными рабочими органами, расположенными на переднем навесном устройстве, работает с частотой вращения 1000 об/мин при частоте вращения коленчатого вала двигателя 2200 об/мин. Максимальная мощность, которую может передать передний ВОМ, не более 115 кВт.
Для агрегатирования трактора с прицепными машинами и орудиями он может комплектоваться различными тягово-сцепными устройствами, подходящими под ту или иную задачу.
Трактор оснащен передним ведущим мостом с бортовыми колесными редукторами планетарного типа и самоблокирующимся дифференциалом повышенного трения, особенность которого то, что у него смещенная характеристика блокирующих свойств, которые проявляются только при работе трактора с высокими тяговыми нагрузками, например во время пахоты, культивации и других тяжелых работ. Блокировка дифференциала отсутствует при движении трактора по дорогам с твердым покрытием при малых тяговых нагрузках.


Дорожный просвет под тягово-сцепным устройством 450 мм

Дорожный просвет под тягово-сцепным устройством 450 мм



Передний ведущий мост выполнен в виде цельнолитой неразъемной балки

Передний ведущий мост выполнен в виде цельнолитой неразъемной балки

Карданный вал привода переднего ведущего моста имеет защитный кожух

Карданный вал привода переднего ведущего моста имеет защитный кожух

Передний ведущий мост выполнен в виде цельнолитой неразъемной балки. Его включение и выключение осуществляются с помощью гидроподжимной муфты путем нажатия соответствующих кнопок на панели управления. Доступны три режима работы привода переднего ведущего моста: выключено, автоматический и принудительный.

В автоматическом режиме привод переднего ведущего моста активируется при прямолинейном движении трактора. Его отключение происходит автоматически при повороте направляющих колес на угол более 25 или при скорости движения свыше 18 км/ч. Если скорость менее 13 км/ч, привод включится автоматически. При необходимости принудительного включения привода переднего ведущего моста, независимо от каких-либо условий, необходимо нажать и удерживать соответствующую кнопку на панели управления. После ее отпускания привод отключится. Передача крутящего момента от муфты привода к переднему ведущему мосту осуществляется при помощи карданного вала, который имеет защитный кожух.
Для снижения нагрузки на рулевом колесе и уменьшения утомляемости механизатора во время управления трактором на нем применено гидрообъемное рулевое управление с двумя гидроцилиндрами поворота колес на переднем мосту. По желанию потребителя трактор оснащается комплектом для сдваивания колес, благодаря чему увеличивается проходимость и снижается удельное давление на почву. Колея задних колес может изменяться путем бесступенчатого перемещения ступицы колеса по полуоси, а также перестановки колес с одного борта на другой, или, проще говоря, разворачивания диска. Благодаря этим способам колея задних колес может изменяться от 2130 до 2650 мм.

Трактор можно оборудовать кронштейном с балластными грузами массой 1320 кг, который навешивается на переднее навесное устройство. В случае его отсутствия на передний брус может устанавливаться балласт массой 1300 кг. Кроме того, на зад ние колеса также может быть установлен комплект балластных грузов общей массой 500 кг на каждое колесо.


фото 48.JPG

Тракторы МТЗ-82 по сравнению с «Беларус-3522» кажутся игрушечными

Кабина трактора достаточно комфортная, в ней есть все основные условия для работы механизатора. Она термошумовиброизолирована и имеет жесткий защитный каркас безопасности. В базовой комплектации имеется система отопления, кондицио нирования и вентиляции. По отдельному заказу кабина может оснащаться системой автоматического климат-контроля и зеркалами заднего вида с электроприводом и подогревом. Переднее и заднее стекла оснащены электрическими стеклоочистителями и стеклоомывателями. Есть подготовка для установки стереоаудиосистемы и автомагнитолы.

В кабине — правая и левая открывающиеся двери, а также открывающееся заднее стекло на газовых пневмоцилиндрах. Кроме того, для естественной вентиляции кабины предусмотрены правая и левая форточки, которые приоткрываются и фиксируются в данном положении, а также открывающийся люк в крыше. Сиденье механизатора подрессоренное, со всеми основными базовыми регулировками. Дополнительное сиденье жестко закреплено на левом крыле трактора в кабине.

Как уже говорилось, трактор оборудован реверсивным постом управления, который включает рулевую колонку с собственным насосом-дозатором рулевого управления и дублирующие педали (подачи топлива, тормозной системы и управления сцеплением). При смене поста управления необходимо переставить руль, развернуть сиденье механизатора и переключить кран реверса, который переключает подачу масла от насоса к насосу-дозатору прямого или реверсивного управления.
Для работы в темное время суток трактор оснащается светодиодным рабочим освещением и галогеновым для транспортных работ. Оснащение и характеристики трактора действительно впечатляют, но возникает вопрос: почему он до сих пор не получил широкого применения в России? Возможно, дело в большом количестве комплектующих европейского производства, из-за которых стоимость трактора не так давно приблизилась к цене аналогичных машин зарубежных и отечественных конкурентов, чье присутствие на рынке остается преобладающим.

Итак: сегодня «Беларус-3522» вновь начал набирать популярность у аграриев. По информации Минского тракторного завода, на него в скором времени установят двигатель российского производства, что может сделать этот трактор еще более доступным и востребованным, но, как говорится, поживем — увидим!

Кронштейн с балластными грузами массой 1320 кг, который навешивается на переднее навесное устройство

Заднее трехточечное навесное устройство категории IV, но может быть переналажено на категорию III, также для работы с сельскохозяйственными агрегатами, предназначенными для тракторов типа К-700

Датчик силового способа регулирования ЗНУ