Трактор «Кировец» К-7М. Легенда полей

При упоминании трактора «Кировец» у многих сразу всплывает образ огромного советского трактора желтого цвета, который был практически во всех колхозах и совхозах. Но время идет, прогресс не стоит на месте и трактор «Кировец» в современном обличии преобразился до неузнаваемости!

DJI_0179.JPG

Петербургский тракторный завод, который с 1962 года начал серийное производство шарнирно-сочлененных энергонасыщенных тракторов, — один из немногих, кто смог пережить тяжелые времена 90-х и начала 2000-х, когда многие тракторные заводы на территории России перестали существовать, а их производственные площадки теперь похожи на декорации для съемок постапокалиптических фантастических фильмов. Мало того, завод смог не только продолжить существование, но и разработать новые модели тракторной техники, которые так нужны «на земле». Кстати, в этом году Петербургский тракторный завод празднует свое 60-летие.

Тракторы серии К-7 встали на конвейер еще в 2014 году и с тех пор непрерывно модернизировались и улучшались. Представители серии К-7М — это новейшие машины для сельского хозяйства, которые заставили взглянуть на тракторы «Кировец» по-другому. По эстетике своего внешнего образа этот трактор теперь не отстает от импортных машин именитых брендов. Его начинка тоже претерпела значительные изменения. Модельный ряд тракторов серии К-7М представлен четырьмя модификациями с двигателями отечественного производства, а именно Тутаевского моторного завода, номинальной мощностью от 300 до 420 л. с.

фото 5.3.jpgКоробка передач поколения Т7 — автоматизированная, четырехрежимная с гидравлическим силовым переключением передач и пневматическим переключением режимов. Всего трактор имеет 16 передач переднего и 8 передач заднего хода. Максимальная скорость — 32 км/ч. Ведущие мосты — это проверенная десятилетиями и еще более усовершенствованная конструкция с главной передачей типа «ноуспин» и разнесенными бортовыми редукторами, которые теперь имеют по четыре сателлита увеличенной ширины вместо трех, что устанавливались ранее.

Уникальная особенность тракторов «Кировец» — рессорная подвеска переднего ведущего моста. Такое решение способствует высокой плавности хода даже поперек вспаханного поля.

фото 3.jpgНа трактор устанавливаются колеса размерностью 710/70 R38, с которыми его транспортная ширина не превышает 3,1 м. Эффективность трактора при работе в поле можно повысить путем установки сдвоенных колес, которые приобретаются по отдельному заказу. За счет этого повышаются сцепные свойства, увеличивается проходимость во влажных условиях, уменьшается давление на почву — все это улучшает производительность и экономичность трактора.

Как уже говорилось, тракторы «Кировец» постоянно модернизируются и улучшаются, поэтому немного подробнее остановимся на последних значительных изменениях, которые серия К-7М претерпела в конце 2021 года. Первое, о чем хочется рассказать, — это обновления в гидравлической системе. Как известно, младшая модель «Кировца», К-5, изначально получила электроуправляемый гидравлический распределитель с более удобной системой управления и настройками гидравлики. Настала очередь и тракторов серии К-7М.

фото 9.JPGТеперь все их модификации оснащаются пятисекционным электроуправляемым гидравлическим распределителем. Уже в стандартной комплектации устанавливается гидрораспределитель фирмы Bucher с увеличенной пропускной способностью по каждой из секции до 120 л/мин. В стандартном оснащении максимальная производительность аксиально-плунжерного насоса гидравлической системы тракторов К-7М осталась прежней, 180 л/мин, а вот опционально предлагается система МЕГАПОТОК с максимальной производительностью насоса 250 л/мин.

Для подключения внешнего оборудования доступны четыре пары гидровыводов, одна линия свободного слива и одна линия дренажа гидромотора. Тракторы К-7М могут оснащаться прямым отбором гидравлической мощности Power Beyond, который входит в состав системы МЕГАПОТОК, а также может быть установлен и в дополнение к стандартной гидравлике на 180 л/мин. При этом на тракторе появляются три дополнительных гидровыхода: напорная линия, линия обратного слива и  LS-линия, которая управляет потоком.

Изменилось управление гидравлической системой в кабине. Теперь это не огромные рычаги справа от сиденья механизатора, а эргономичная панель КОМАНДПОСТ-4, интегрированная в правый подлокотник. На ней расположены все основные органы управления системами трактора, включая гидравлику. Это дало улучшенную точность управления гидравликой прицепных и навесных машин, а также плавность и простоту изменения потока по секциям гидровыводов. Например, изменить скорость вращения вентиляторов посевных комплексов теперь можно в считаные секунды, буквально двумя пальцами.

Кроме того, теперь все тракторы К-7М оснащаются позиционно-силовым регулированием трехточечной навески, или EHR. Блок управления позиционно-силовым регулированием расположен в правом подлокотнике. Напомним, данная система предназначена для того, чтобы переносить часть веса навесного или полунавесного сельскохозяйственного орудия на ведущие колеса трактора. Тем самым улучшены тягово-сцепные характеристики машины, а также обеспечена равномерная глубина обработки на полях с неравномерным рельефом почвы, что позволяет экономить горючее. Датчик позиционного положения навески установлен на валу верхних рычагов навесного устройства, а информация об усилии передается с пальцев нижних тяг, снабженных электронными датчиками. Для более удобного присоединения навесных и полунавесных машин на левое крыло заднего колеса выведены кнопки управления подъемом и опусканием трехточечного навесного устройства.

Двигатели ТМЗ, устанавливаемые на тракторы К-7М «Стандарт» теперь оснащаются электронно-управляемой топливной системой, то есть они получили электронный блок управления. Двигатели по-прежнему снабжаются простым и надежным механическим ТНВД, но управление им происходит при помощи электроники. Такой шаг позволил добиться сразу нескольких результатов:  

- во-первых, улучшить тяговые характеристики двигателя, ведь центробежный регулятор не может обеспечить оптимальную корректировку подачи топлива во всех режимах по сравнению с электронным управлением, которое основывается на показаниях целого ряда датчиков; 

- во-вторых, электронная система на порядок стабильнее механической, так как в ней нет сложно настраиваемых подвижных элементов и теряющих свойства пружин, ее не требуется регулярно настраивать, а отказ любого датчика довольно просто диагностируется, и его без особых сложностей можно заменить.

фото 11.2.jpgфото 10.jpg   фото 6.jpg







В кабине механизатора теперь установлена легкая электронная педаль и удобный и плавный рычаг ручного управления подачей топлива. Отныне каждый «Кировец» оснащается системой удаленного контроля параметров «КИРОВЕЦ-АГРОМОНИТОР», то есть даже в базовой комплектации получает систему телеметрии. Благодаря этому в любой момент можно отследить местоположение трактора, его текущую скорость, расход топлива, основные рабочие параметры и аварийные сигналы. Кроме того, потребитель остается свободен в выборе: он может пользоваться онлайн-платформой «КИРОВЕЦ-АГРОМОНИТОР» или подключить оборудование к используемой в его хозяйстве цифровой системе, например Wialon, «Агросигнал» и пр. 

Для более точного определения уровня топлива, независимо от наклона трактора, топливный бак теперь оснащен двумя уровнемерами, расположенными по его краям. Троссировка гидролиний проходит над топливным баком, поэтому поверх них установлена площадка. 

фото 12.jpgфото 6.2..jpgИзменилась конструкция подмоторной рамы. Элемент, представляющий собой гнутую трубу, заменен на сварную конструкцию прямоугольного профиля, благодаря чему увеличился запас прочности всей несущей конструкции.

Ведущие мосты трактора К-7М теперь оснащаются барабанными тормозами закрытого типа с пневматическим управлением. Такая конструкция тормозов проще и удобнее в эксплуатации по сравнению с ранее применявшимися дисковыми тормозами. Сравнительные испытания показали, что эффективность барабанных тормозов полностью обеспечивает безопасность тракторов «Кировец» К-7М во всех режимах эксплуатации. Пневмовыводы тормозов прицепа теперь комбинированные, то есть трактор может работать с прицепами как с однопроводной, так и с двухпроводной системой управления тормозами. Под капотом, на рамке блока радиаторов справа и слева, появились дополнительные поручни для удобного доступа к моторной установке. Изменилась рулевая колонка, отныне кнопка включения зажигания и запуска двигателя находится сверху. В кабине трактора появился холодильный отсек под потолком справа. Ручка управления стояночным тормозом теперь расположена на задней правой стойке. 

фото В.JPG

В середине 2021 года у тракторов К-7М обновилось управление коробкой передач. Теперь оно представлено статичным джойстиком, на котором расположены кнопки повышения и понижения передач внутри диапазона, клавиша выбора направления движения, а также кнопка сброса на нейтраль. Данное решение позволило добиться улучшения эргономики в кабине и повысить комфорт управления трактором.

Итак: в основе всех этих изменений — современные методы конструирования, а также замечания и запросы от потребителей. Все это делает «Кировец» более производительным, надежным и удобным в эксплуатации, что напрямую влияет на повышение спроса на технику российского производства и удовлетворенность аграриев.

Текст и фото: Денис Шестеров (LanTech)