журнал сельхозтехники и оборудования

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Сцепка бороновальная СШГ-15А «Южный ветер»

15 Декабря 2018
Рейтинг:

Широкозахват по-русски

Производительный, недорогой и надежный агрегат – именно так можно охарактеризовать бороновальную двухследную сцепку СШГ-15А производства зерноградской компании «Южный ветер».

Нечасто при первичном осмотре уже немало поработавшей в хозяйстве техники на предмет износа и повреждений перед тест-драйвом нам удается испытать приятное удивление от осознания собственной ошибки при оценке ее наработки. В КФХ «Корюкин Сергей Михайлович» этот агрегат отработал четыре года и около 13 тыс. га, а следов значительного ремонта и износа на нем не видно.
Конечно, сами многочисленные зубья тяжелых борон БЗТС-1, кои установлены на сцепке в количестве аж 31 шт., порядком истончились и потеряли пару сантиметров в длину. Естественный рабочий износ никто не отменял, да и оттягивали их уже неоднократно. И это немудрено, ведь если перевести их наработку в километры, которую они прошли по полям хозяйства, то получается почти 9000 км, а это, на минуточку, без нескольких сотен километров путь поезда «Москва – Владивосток».
Как ясно из названия, гидрофицированные сцепки борон СШГ представляют собой гидравлические бороновальные агрегаты, составленные из зубовых борон. Производитель предлагает три варианта комплектации боронами: легкими БЗЛС 1,0; средними БЗСС 1,0 и тяжелыми БЗТС 1,0. В плане технических характеристик они отличаются друг от друга лишь массой и величиной давления на зуб. Последнее и обуславливает различие в их применяемости. Легкие БЗЛС 1,0 служат в первую очередь для боронования посевов, разрушения поверхностной корки, заделки семян и минеральных удобрений и выравнивания поверхности перед посевом. Применяются они и для дробления глыб и рыхления пластов после вспашки, вычесывания сорняков, обработки лугов и пастбищ. Средние БЗСС 1,0 дополнительно можно задействовать для выравнивания и рыхления, а также для уничтожения сорняков, заделки удобрений и боронования всходов. Несмотря на схожую глубину работы (до 6 см), пробовать ее для заделки семян уже не стоит: слишком велика разница в давлении на зуб – закопает и не заметит! Тяжелая артиллерия в лице БЗТС 1,0 предназначена уже для работы по пахоте, ее основная специализация – дробление комков и рыхление пластов после вспашки. Можно использовать ее и для вычесывания сорняков, а также для обработки лугов и пастбищ. Бороны, установленные на сцепке СШГ-15А в хозяйстве, относятся как раз к последнему варианту.
Одна борона имеет массу 42 кг, давление зуба – от 1,6 до 2 кг. Шаг сетки зубового поля, как и у всех более легких моделей, составляет 50 см. В односледном варианте борона должна обеспечивать рыхление почвы на глубину до 8 см и структуру с отсутствием комков более 5 см. Однако в нашем случае, поскольку сцепка является двухследной с шахматным расположением борон, на деле агрегат способен обеспечить весьма мелкокомковую структуру: комья размерами больше 3 см нам не попадались. Теперь рассмотрим непосредственно саму гидрофицированную сцепку. Она предназначена для работы с тракторами 3-го тягового класса. Для агрегатирования требуется стандартная сцепка под палец и одна секция гидрораспределителя. И, конечно же, если речь идет о самой тяжелой работе – бороновании зяби, то ее, по возможности, лучше выполнять гусеничным трактором: целее будет не только трактор, но и сам тракторист.
5c142e2ac6353_1.jpg

Три секции поддержек для борон закреплены на центральной балке и двух крыльях. Для предотвращения изгибов крыльев при работе они связаны с дышлом тросовыми растяжками

5c142e2bc14b6_3.jpg

На агрегате были установлены бороны БЗТС 1,0. Они предназначены для дробления и крошения после вспашки

5c142e2ad5a14_4.jpg

А ведь по внешнему виду этого зуба и не скажешь, что он проделал в почве путь почти в 9000 км. Конечно, разок ему уже пришлось пройти через кузницу для оттяжки. Некоторое утончение в середине зуба не заметить нельзя, но он способен еще немало поработать

5c142e2b858d1_7.jpg

Пара цепей, болтов и немного сварки! Вот такое простое техническое решение придумали в хозяйстве для того, чтобы каретки не проворачивались

Технические характеристики
Сцепка бороновальная гидрофицированная двухследная СШГ-15А
Тип машины прицепная
Рабочая ширина захвата 15 м
Количество борон 31 шт.
Тяговое усилие 3,0 тс
Производительность агрегата до 25 га/ч
Необходимая ширина поворотной полосы 45 м
Рабочая скорость до 12 км/ч
Транспортная скорость до 15 км/ч
Габаритные размеры и масса
Длина (рабочая/транспортная) 9,56/13,74 м
Ширина (рабочая/транспортная) 16,00/4,50 м
Высота (рабочая/транспортная) 1,07/3,70 м
Собственная масса* 2500 кг
Технические характеристики
Зубовая борона БЗТС 1,0
Рабочая ширина захвата 1 м
Глубина обработки до 8 см
Шаг зубового поля 50 см
Давление на зуб 1,6…2 кг
Необходимая ширина поворотной полосы 45 м
Рабочая скорость до 12 км/ч
Габаритные размеры и масса
Длина 1,35 м
Ширина 0,97 м
Высота 0,22 м
Собственная масса 42 кг
Основная конструкция сцепки включает в себя раму со сницей, центральную балку и два крыла, а также три секции поддержек для борон. Последние дополнительно к основным креплениям на крыльях и раме посекционно соединены профильными трубами. Дышло и оба боковых крыла скреплены специальными тросовыми растяжками, которые препятствуют изгибу крыльев при работе в поле. Натяжение тросовых растяжек регулируется зажимами, что позволяет в случае ослабления подтянуть трос непосредственно в поле.
Сама рама и крылья производят ощущение надежной и крепкой конструкции. Эти элементы изготовлены из профильной стальной трубы 200 × 140 × 5 мм. При осмотре мы не заметили сколько-нибудь значительного нарушения геометрии. То же самое можно сказать и о сварных швах: ни один из них не треснул, следы переваривания отсутствуют, что подтверждают и в хозяйстве. Положительной оценки заслуживает также качество лакокрасочного покрытия рамы и крыльев, и не скажешь, что агрегат отработал уже четыре сезона.
А вот к покраске труб секций поддержки и соединительных труб небольшие претензии есть: по всей видимости, покрытие было нанесено слишком тонким слоем. Причем, судя по тому, что оно хорошо держится на поверхности металла, технология подготовки к покраске нарушена не была; ну или почти не была. А вот краски производитель на эти элементы точно пожалел, вот и проявляются сквозь покрытие бурые пятна ржавчины, особенно на выкрашенных в черный цвет подвесах. Немного расстроили и качество раскройки металла и неаккуратность сварки передней и верхней части креплений подвесов. Возникло даже ощущение, что эти элементы изготовляли на совсем другом заводе, чем раму и крылья. Конечно, по крайней мере на тестируемом агрегате, перечисленные факторы не оказали сколько-нибудь значительного влияния на надежность. Сломанным и сваренным заново оказался лишь один кронштейн на центральной секции, да и то по вине тракториста, который неосмотрительно «попятился» и уперся в препятствие.
Что же касается ходовой части, то здесь она имеет классический для подобных гидросцепок вид: два установленных на раме центральных опорных колеса 260/75-15,3 плюс каретки с колесами 6,25-10 и 6,5-16 на крыльях. Последние являются опорами крыльев как в рабочем, так и в транспортном положениях. Каретки, состоящие из балок, оснащены двумя флюгерными самоустанавливающимися колесами. Наличие колес не только обеспечивает постоянную высоту крыльев над поверхностью почвы, но и делает возможным перевод крыла из рабочего положения в транспортное и обратно усилием одного человека. По заявлению производителя, применение пневмоколес позволяет перемещать сцепку в транспортном положении с высокой скоростью по дорогам с любым покрытием и обеспечивает минимальное воздействие на поверхность почвы при работе. Другой вопрос, насколько оно минимально? Несмотря на то, что в ходе нашего теста претензий по части слишком высокого опорного давления на почву ходовой частью агрегата не возникло, мы не можем не поделиться мнением хозяйства на эту тему. Если приходится работать во влажных условиях, то нужны более широкие колеса или возможность сдваивания, это однозначно. И действительно, для агрегата полной массой под 4 т (с учетом борон), львиная доля которой «висит» именно на двух центральных опорных колесах, в ряде случаев ширина профиля в 260 мм может оказаться недостаточной. Возможно, производителю стоит рассмотреть, хотя бы в качестве опции, вариант поставки агрегата с шинами 12,5/80-15,3, которые вполне встают на эти диски. Конечно, стоят они существенно дороже, но кроме более низкого давления на почву, за счет большего наружного диаметра (на 120 мм), обеспечивают еще и меньшее сопротивление качению. Агрегат с такими колесами, особенно при бороновании и пахоте, должен идти лучше. Гидравлическая система сцепки отвечает за перевод поддержек с боронами в вертикальное положение для ближней транспортировки. Ее основа – два гидроцилиндра поршневого типа двухстороннего действия ГЦ 100.50.630.930.40. Обычно такие достаточно мощные узлы применяются для подъема гораздо более длинных и тяжелых крыльев культиваторов и дисковых борон. Здесь можно только похвалить производителя – запас карман не тянет, да и выбор поставщика был грамотным: за четыре года гидроцилиндры не потекли. Не нашли мы никакого криминала и в части сохранности рукавов высокого давления.
А вот схема прокладки двух гидролиний по снице и раме заслуживает определенной критики. Трубки идут по кратчайшему маршруту между брусьями, образуя своеобразную высоту из вершины треугольника – сницы. Понятно, что так проще и дешевле: длина меньше, необходимости в дополнительном крепеже нет, да и гнуть их не нужно. Однако с учетом длины (5,6 м) и полного отсутствия защиты от повреждений за их целостность стоит серьезно опасаться. Было бы намного безопасней, если бы их проложили и закрепили на боковых поверхностях балок сницы и рамы, обращенных наверх, а еще лучше – вовнутрь. Что же касается перевода в полностью транспортное положение, то для этого необходимо совершить целый ряд последовательных действий. Первым делом следует зафиксировать проушины гидроцилиндров с помощью талрепов. Один конец крепится на раме, а второй должен быть продет в цепь на проушине. Затем приходит черед освобождения от тросовых растяжек, для чего достаточно снять их концы со сницы и закрепить тросы на крыльях. После этого переводим упоры с обеих сторон центрального бруса так, чтобы они смотрели наружу и назад, садимся в кабину трактора и во время движения вперед начинаем маневрировать, стараясь максимально свести крылья вместе. Удалось сразу, да так что оба они соприкоснулись с упорами? Отлично! А если нет, то придется брать ручную лебедку и сводить крылья за каретки самому. И финальный аккорд: снимаем с правого бруса сницы фиксатор и идем скреплять им оба крыла. Вставляем в проушины фиксатора пальцы 38 × 80, и все, можно ехать!

Дополнительные подробности

  • Одной из особенностей сцепки бороновальной гидрофицированной двухследной СШГ-15А является весьма неплохой клиренс в транспортном положении – 350 мм. У большинства конкурентов он существенно меньше, порядка 250 мм.
  • При работе агрегата запрещается осуществлять поворот с опущенными боронами с радиусом менее 45 м. Именно такую минимальную ширину должна иметь разворотная полоса.
5c142e2bd649d_8.jpg

Основную нагрузку несут два центральных опорных колеса 260/75-15,3. Для текущих условий их оказалось вполне достаточно, однако производителю все же стоит подумать об опциональном оснащении колесами с шинами большего типоразмера или возможности

5c142e2c46d6d_9.jpg

Если условия позволяют, то для переезда на соседнее поле агрегат не обязательно переводить в полностью транспортное положение. Достаточно просто поднять секции и двигаться максимально аккуратно

5c142e2c55542_10.jpg

Подобная схема прокладки трубок гидравлики между балками определенно заслуживает критики. На этом же фото можно заметить и последствия наезда на препятствие при движении задним ходом, но это, как говорится, уже на совести тракториста

Итак: сцепка бороновальная СШГ-15А производства «Южного ветра» – весьма простой и неприхотливый агрегат. Особенно хорошо она встраивается в классическую плужную технологию возделывания зерновых и даже может быть полезна при уходе за пастбищами. Несмотря на немалую ширину захвата, агрегат не получился излишне утяжеленным. Впрочем, производителю все же не мешало бы увеличить центральные опорные колеса или рассмотреть вариант сдваивания или установки парных колес.

Текст и фото: Алексей Андреев

Подпишись и читай материал полностью

0 коментариев оставить комментарий
Загрузка комментариев...